Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга"
(подготовлен Роспотребнадзором от 13.12.2019)
В соответствии со статьей 45 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга.
2. Определить Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию проведения социально-гигиенического мониторинга.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 60 (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.02.2006, N 6, ст. 713; 10.09.2012, N 37, ст. 5002; 05.06.2017, N 23, ст. 3330).
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д. Медведев |
Утверждено
Постановлением Правительства Российской Федерации
от _____________ N _____
Положение
о проведении социально-гигиенического мониторинга
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, социально-гигиенического мониторинга (далее соответственно - уполномоченные органы, мониторинг) на территории Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Под мониторингом понимается государственная система наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания, его анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.
3. Мониторинг проводится в целях оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, принятия мер, направленных на установление и устранение вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
4. При проведении мониторинга решаются следующие задачи:
а) сбор, обобщение и анализ данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека;
б) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболевания (отравлений);
в) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания на основе проведения системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
г) гигиеническая оценка (диагностика) состояния здоровья населения и факторов среды обитания человека, включая оценку вреда для здоровья населения и причиненного ущерба, а также их прогноз;
д) подготовка предложений для принятия в установленном законодательством Российской Федерации мер по устранению вредного воздействия факторов среды обитания человека, а также по определению необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию, оценка достаточности принимаемых в этих целях мер и проводимых мероприятий;
е) информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке, об оценке достаточности принимаемых мер, о проводимых и (или) планируемых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях, о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и о массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
5. Мониторинг проводится на основе методических указаний, определяющих принципы (в том числе сбора, обработки и анализа данных) и программу проведения мониторинга данных, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, а также структуру и объем анализируемой информации, которые утверждаются в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по согласованию с иными уполномоченными органами.
6. При осуществлении мониторинга уполномоченными органами используются:
1) результаты исследований и измерений параметров среды обитания человека, в том числе по показателям:
безопасности среды обитания (химической, биологической, физической природы), включая объекты окружающей среды (атмосферный воздух, вода, почва), а также данные, полученные по результатам мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генетически модифицированных организмов;
безопасности и качества пищевой продукции, в том числе генетически модифицированной пищевой продукции, а также услуг общественного питания;
2) данные токсикологического мониторинга, оперативные данные об острых отравлениях, а также данные федерального статистического наблюдения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе за заболеваемостью населения инфекционными и паразитарными болезнями, за профилактическими прививками;
3) данные органов государственной власти и организаций, предоставляемые в порядке, определенном настоящим Положением;
4) данные, характеризующие соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к среде обитания человека;
5) данные, полученные по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований;
6) материалы научных исследований о влиянии факторов среды обитания на состояние здоровья населения;
7) результаты федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
8) данные наблюдений, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения.
7. В целях ведения мониторинга используются также данные осуществляемых федеральными органами исполнительной власти наблюдений, в том числе:
а) за состоянием здоровья населения и медико-демографической ситуацией - Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральной налоговой службой;
б) за факторами среды обитания человека, включая:
биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные), -Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
химические, - Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
физические (ионизирующее и неионизирующее излучение, включая излучение радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств излучения), - Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
социально-экономические (структура и качество питания, безопасность пищевых продуктов, водоснабжение, условия быта, воспитания, обучения, труда и отдыха, потребление и расходы домохозяйств, затраты на здравоохранение, образование, реализацию мероприятий федеральных проектов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, возмещение причиненного вреда здоровью), - Министерством финансов Российской Федерации, Министерством просвещения Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, Федеральной службой по труду и занятости;
природно-климатические и техногенные факторы, в том числе источники антропогенного воздействия на окружающую природную среду, - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральным агентством по недропользованию.
8. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет обмен информацией о данных, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения, с Федеральной службой государственной статистики, а также Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования в порядке, определенном совместными актами указанных органов (организаций), утвержденными в установленном порядке.
9. Федеральное медико-биологическое агентство, структурные подразделения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, проводят мониторинг в пределах своей компетенции и представляют в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сведения о его результатах за предшествующий календарный год ежегодно в срок до 1 марта.
10. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы осуществляют взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, касающимся проведения мониторинга, в порядке, предусмотренном соглашениями между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
11. Информационное взаимодействие между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и органами, организациями, указанными в пунктах 7 - 10 настоящего Положения, осуществляется на безвозмездной основе посредством обмена документами (сведениями) на бумажных носителях с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также о защите государственной тайны. При осуществлении информационного взаимодействия возможно использование электронных средств коммуникаций, в том числе единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
12. На основе данных, полученных при проведении мониторинга, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека формирует федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (далее - информационный фонд данных мониторинга), который представляет собой формируемую на основе постоянных системных наблюдений базу данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, о действующих нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы, относящиеся к осуществляемым в рамках мониторинга наблюдениям, и методических документах по вопросам анализа, прогноза и определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.
Информационный фонд данных мониторинга ведется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в электронном виде. Содержащаяся в нем информация подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
Порядок формирования и ведения информационного фонда данных мониторинга, передачи сведений в него, а также порядок предоставления содержащейся в нем информации устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
13. Результаты мониторинга включаются в государственный доклад о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, который распространяется в соответствии с пунктом 8 Правил подготовки государственного доклада о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2012 года N 513.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.