Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятия "семейное предприятие"
(подготовлен Минэкономразвития России 24.01.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятия "семейное предприятие" (далее - законопроект) разработан в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 2 июля 2019 г. N Пр-1204 и поручением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2019 г. N СА-П13-5683.
Развитие семейного торгового бизнеса и популяризация семейного предпринимательства обозначены в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. N 1083-р.
Ряд стран имеют отдельные нормативные правовые акты, регулирующие семейное предпринимательство (Узбекистан, Азербайджан, Казахстан).
Аналогичная практика действует на территории Российской Федерации: регионы выделяют семейное предпринимательство как приоритетную область развития в рамках региональных и местных нормативно-правовых актов по:
семейной политике (Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Дагестан, Ямало-Ненецкий автономный округ);
молодежной политике (Ивановская область, Республика Бурятия);
направлению развития торговой деятельности (г. Иркутск, г. Абакан, Республика Тыва), сельского хозяйства (Краснодарский край, Курганская область).
Отдельного внимания заслуживает пример г. Санкт-Петербург, где в рамках закона о малом и среднем предпринимательстве вводится понятие "семейное предпринимательство".
Учитывая сложившуюся региональную практику в развитии семейного предпринимательства, международный опыт, а также предложения Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Минэкономразвития России предлагает ввести определение семейного предприятия в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Под семейным подразумевается малое или среднее предприятие, соответствующее одному из следующих критериев:
- члены одной семьи владеют более, чем 50% долей в уставном капитале или более, чем 50% голосующих акций и один из членов семьи является единоличным исполнительным органом такого юридического лица, либо председателем совета директоров или хотя бы на одного из членов семьи возложено ведение дел хозяйственного товарищества;
- не менее 50% членов производственного кооператива, потребительского кооператива, крестьянского (фермерского) хозяйства относится к членам одной семьи;
- не менее 50% работников индивидуального предпринимателя, которые работают у него по основному месту работы, относится к членам его семьи.
Под членами семьи понимаются супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, братья и сестры родителей каждого из супругов, усыновители, усыновленные.
Опрос 16 800 семейных предприятий, проведенный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в 2019 г., показал, что 83% респондентов удовлетворяют критериям, выделенным в законопроекте.
Обособление семейного предпринимательства в отдельную правовую категорию на федеральном уровне позволит создать экономические, правовые и организационные условия для формирования развитой инфраструктуры семейного предпринимательства, развития семьи как среды самореализации человека, увеличения потенциала семьи и его использования в интересах развития общества и экономики.
Определение "семейных предприятий" среди субъектов малого и среднего предпринимательства соответствует цели по обеспечению благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" Государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.