Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении федеральных авиационных правил по обеспечению орнитологической безопасности полетов гражданской авиации"
(подготовлен Минтрансом России 06.02.2020 г.)
В соответствии со статьями 2 и 49, 68, 69, Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901, N 15, ст. 2019, 2023, 2024, N 30 (ч. I), ст. 4590, N 48, ст. 6733, N 50, ст. 7351; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4318, N 53 (ч. I), ст. 7585; 2013, N 23, ст. 2882, N 27, ст. 3477; 2014, N 16, ст. 1830, 1836, N 30 (ч. I), ст. 4254, N 42, ст. 5615; 2015, N 27, ст. 3957; N 29 (ч. 1), ст. 4342, 4356, 4379, 4380; 2016, N 1 (ч.1), ст. 82, N 18, ст. 2487, N 22, ст. 3095, N 27 (ч. I), ст. 4160, ст. 4224, N 28, ст. 4558, N 32 (часть I), ст. 5105) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила по орнитологическому обеспечению полетов гражданской авиации Российской Федерации.
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования.
Министр |
Е.И. Дитрих |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к приказу Минтранса России
от ______________ N _____
Федеральные авиационные правила по орнитологическому обеспечению полетов гражданской авиации Российской Федерации
I.Общие положения
1.1. Федеральные авиационные правила "Орнитологическое обеспечение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - Правила) устанавливают правила организации и осуществления мероприятий операторами аэродромов, вертодромов гражданской авиации, эксплуатантов воздушных судов гражданской авиации по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, и разработаны в соответствии со статьями 2, 49, 68, 69 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации".
1.2. Настоящие Правила обязательны для исполнения операторами аэродромов, вертодромов гражданской авиации, эксплуатантами воздушных судов гражданской авиации, а также иными физическими и юридическими лицами, осуществляющими организацию орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации.
1.3. Если требования законов и правил иностранного государства отличаются от требований настоящих Правил, то применяются требования законов и правил этого государства.
1.4. В случаях, когда это необходимо для предотвращения авиационных происшествий, преступлений, гибели и нанесения вреда здоровью людей, разрешается допускать отступления от требований настоящих Правил.
1.5. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.
II. Организация орнитологического обеспечения полетов
2.1. Орнитологическое обеспечение полетов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, основными из которых являются:
2.1.1. для аэродромов:
- оценка и анализ орнитологической обстановки на аэродроме и приаэродромной территории;
- выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах и прилегающей к ним территории (снижение привлекательности аэродромов для птиц);
- визуальный и, при наличии радиолокаторов позволяющих выполнять наблюдение за полетами птиц, радиолокационный контроль за скоплениями и массовыми перелетами птиц на пути движения воздушных судов;
- оперативное оповещение экипажей воздушных судов о скоплениях и массовых перелетах птиц, обнаруженных на пути движения воздушных судов;
- отпугивание птиц, скапливающихся на аэродромах, с помощью специальных технических средств;
- расследование и учет происшедших случаев столкновений воздушных судов с птицами;
- проведение занятий по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропорта, участвующими в орнитологическом обеспечении полетов.
2.1.2. для летных экипажей воздушных судов
- выполнение экипажами воздушных судов в полете специальных действий, направленных на уменьшение вероятности и опасности столкновений с птицами;
2.1.3. для эксплуатантов воздушных судов:
- расследование и анализ случаев столкновений воздушных судов с птицами;
- участие или проведение занятий по авиационно-орнитологической тематике совместно с участвующими в орнитологическом обеспечении полетов работниками аэропорта базирования эксплуатанта;
2.2. Порядок орнитологического обеспечения полетов для каждого аэродрома, а также обязанности должностных лиц определяют оператор аэродрома в инструкции по орнитологическому обеспечению полетов, разработанной и утверждаемой оператором аэродрома, вертодрома в соответствии с настоящими Правилами.
2.3. На аэродромах, вертодромах принимаются меры по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами вплоть до временного прекращения полетов.
III. Функции работников оператора аэродрома.
3.1. Руководитель оператора аэродрома:
3.1.1. Осуществляет общую организацию мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов гражданской авиации и контроль их проведения. К выполнению практических мероприятий он может привлекать членов добровольных внештатных групп по орнитологическому обеспечению полетов из числа - работников аэродромной и других служб аэропорта, летного состава и персонала эксплуатантов, базирующихся в аэропорту.
3.1.2. Организует заключение договоров на проведение работ по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами.
3.1.3. Организует полные годовые орнитологические обследования и частные ревизии, систематические наблюдения орнитологической службой на аэродроме и прилегающей территории. Использует результаты обследований, наблюдений и ревизий для принятия решений о необходимости внедрения в практику новых средств орнитологической защиты.
3.1.4. Организует взаимодействие по вопросам орнитологического обеспечения полетов с организациями гражданской авиации, ведомственными организациями, муниципальными органами исполнительной власти, расположенными или осуществляющими деятельность в районе деятельности аэродрома;
3.1.5. Планирует средства на оплату мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами;
3.1.6. Организует мониторинг изменений в инфраструктуре на приаэродромной территории, в зоне орнитологической безопасности, в целях своевременного выявления хозяйствующими субъектами несоблюдения требований Федерального закона 01.07.2017 N 135-ФЗ и постановления Правительства РФ от 02.12.2017 г. N 1460, включая вопросы создания или расширения подсобных хозяйств, создающих возможности кормления птиц. О выявленных нарушениях требований указанных актов незамедлительно информирует уполномоченный орган.
3.1.7. Организует контроль за проведением сельскохозяйственных работ в зоне орнитологической безопасности и на территории летного поля аэродрома.
3.1.8. Организует подготовку служб и персонала по авиационной орнитологии, а также создание внештатных орнитологических групп для отпугивания птиц от аэродрома.
3.2. Диспетчеры ОВД:
3.2.1. Осуществляют визуальный контроль в пределах видимости в секторе взлета и посадки воздушного судна и при обнаружении скопления птиц незамедлительно информируют руководителя полетов и аэродромную службу.
3.2.2. При визуальном обнаружении, получении информации от орнитологической службы и других служб аэропорта, об усложнении орнитологической обстановки в районе аэродрома, оповещают экипажи воздушных судов о скоплениях и перелетах птиц.
3.3. Руководитель орнитологической группы (инженер по орнитологическому обеспечению полетов, или лицо выполняющее его функции):
3.3.1. Ведет учет в журнале орнитологической обстановки всех сообщений, в том числе доклады командиров воздушных судов, о фактах перелета птиц в районе деятельности аэродрома. Форма журнала определена в приложении N 2 к настоящим Правилам.
3.3.2. Учитывает и анализирует случаи столкновений воздушных судов с птицами, информирует о них руководство аэропорта, принимает участие в подготовке информационных сообщений по разработанной Федеральным агентством воздушного транспорта форме для заполнения электронного сообщения о столкновении воздушного судна с птицами.
3.3.3. Организует, при необходимости, сбор биомассы животных организмов с поврежденных элементов планера воздушного судна с целью проведения исследования и определения вида птиц. В соответствии с утвержденным порядком передают в орнитологическую службу аэропорта или, при необходимости, в местные биологические организации, располагающие оборудованием для генетических исследований, останки птиц, обнаруженные на ВС, на исследование для определения видовой принадлежности, вместе с кратким описанием обстоятельств столкновения.
3.3.4. Доводит до сведения руководящего состава аэропорта и летного состава эксплуатантов воздушных судов данные информационных писем Росавиации о случаях столкновений воздушных судов с птицами в различных условиях, в том числе, сведения, передаваемые по информационным системам ИКАО.
3.3.5. Осуществляет объезд территории аэродрома в ходе которого производит учётные действия по контролю орнитологической обстановки.
3.3.6. Осуществляет сбор, систематизацию, обработку и анализ данных орнитологических учётов.
3.3.7. Планирует меры по снижению рисков столкновений воздушных судов с птицами и докладывает руководству оператора аэродрома о планируемых мероприятиях по удержанию орнитологической обстановки на требуемом уровне.
3.3.8 Обеспечивает сбор информации о возможных существенных инфраструктурных изменениях на приаэродромной территории, при необходимости оценивает целесообразность и сроки проведения эколого-орнитологического обследования и докладывает руководителю оператора аэродрома о планируемых мероприятиях и возможных расходах финансовых средств;
3.3.9. Осуществляет сбор и изучение информации о разработке и внедрении новых технологий и технических устройств по обнаружению и отпугиванию птиц, оценивает целесообразность их внедрения в аэропорту.
3.3.10. В случае размещения в аэропорту автоматических или автоматизированных систем отпугивания птиц организует их плановое техническое обслуживание, ремонт и юстировку;
3.3.11. Организует и проводит подготовку лиц, участвующих в орнитологическом обеспечении полетов, согласно плана подготовки аэродрома в весенне-летний период и осенне-зимний период.
3.3.12. Организует применение технических устройств обнаружения и отпугивания птиц, включая проведение активных и пассивных мер отпугивания.
3.4. Персонал службы по наземному обслуживанию воздушных судов:
3.4.1. Выявляют и передают инженеру-инспектору по безопасности полетов и руководителю орнитологической службы сведения о повреждениях воздушных судов птицами.
3.4.2. Фотографируют части воздушного судна, поврежденные при столкновении с птицами.
3.6. Персонал аэродромной службы осуществляет монтаж и техническое обслуживание устройств по обнаружению и отпугиванию птиц.
производит очистку покрытий взлетно-посадочной полосы и других территорий аэропорта от беспозвоночных и скоплений воды в весенне-осенний период и после обильных дождей;
- отпугивает птиц имеющимися в наличии средствами отпугивания.
3.7. Экипажи воздушных судов выполняют в полете действия, уменьшающие вероятность и опасность столкновения ВС с птицами; оповещают диспетчеров ОВД о летящих в районе аэродрома стаях птиц. Передают инженеру-инспектору по безопасности полетов необходимые сведения о случаях столкновения с птицами.
3.8. Внештатная группа по обнаружению и отпугиванию птиц
3.8.1. Внештатная группа создается приказом руководителя оператора аэродрома в целях принятия мер по обнаружению и отпугиванию птиц от летного поля аэродрома, выполнению мер по снижению привлекательности аэродрома для птиц, особенно в периоды их скопления и миграции. Численность внештатных групп определяется с учетом размеров аэродрома, сложности орнитологической обстановки, наличия подготовленных работников и пр.
3.8.2. В состав внештатной группы включаются работники служб аэродрома, принимающие участие в отпугивании птиц от аэродрома с помощью специальных технических средств (пневматического и огнестрельного оружия, ракетниц, биоакустических установок и т.д.), прошедшие инструктаж и допущенные к обращению с указанными средствами.
3.8.3. Работа внештатной группы представляет собой поочередное дежурство одного или нескольких ее членов на летном поле в периоды, когда в аэропорту наблюдаются скопления или массовые перелеты птиц. График дежурств членов внештатной группы, составляется до 25 числа каждого месяца на следующий месяц.
3.8.4. Члены внештатной группы во время дежурства обеспечиваются служебным автотранспортом, радиосвязью с руководителем полетов и производят отпугивание птиц только с его разрешения.
IV. Мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов
4.1. Все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц, делятся на две группы:
- проводимые в аэропорту и на элементах его инфраструктуры;
- на приаэродромной территориях.
4.2. Основными мероприятиями, направленными на предотвращение столкновения ВС с птицами являются:
4.2.1. Эколого-орнитологические обследования территории.
Эколого-орнитологическое обследование аэродрома, является информационной основой для построения всей системы работы орнитологической службы аэродрома в части "регулирования природы". Осуществляется в целях определения характера орнитологической обстановки на приаэродромной территории в целом и в зоне орнитологической безопасности в частности. Обследование организует оператор аэродрома. Эколого-орнитологическое обследование должно быть выполнено высокообразованными специалистами с профильным биологическим образованием, с привлечением специалистов из местных биологических учреждений (университетов, сельскохозяйственных вузов и т.д.). Эколого-орнитологическое обследование территории аэропорта и приаэродромной территории проводится 1 раз в 5 лет, однако, в зависимости от места расположения аэродрома и местных особенностей орнитологической обстановки района базирования, сроки проведения обследования могут быть изменены решением оператора аэродрома. Сроки проведения и результаты эколого-орнитологического обследования и должны быть включены в паспорт аэродрома.
В ходе подготовки к эколого-орнитологическому обследованию аэропорта и приаэродромной территории необходимо:
- предварительно классифицировать представителей местной орнитофауны на мелких, средних и крупных птиц по предложенному ИКАО методу;
- разработать маршруты обследования, обеспечивающие посещение наиболее важных с точки зрения получения представительной выборки по пространственному распределению плотности орнитофауны (имманентной плотности популяции птиц).
Помимо установления видового состава и имманентной плотности популяции птиц на контролируемых в соответствии с действующим законодательством территориях, эколого-орнитологическое обследование должно осуществляться с целью выявления и предупреждения возникновения условий, способствующих концентрации птиц.
Для обследования и составления орнитологических карт-схем, графиков суточной активности (посещаемости летного поля) птиц в период гнездования и вылета птенцов, могут привлекаться специалисты из местных биологических учреждений.
4.2.2. Повседневная деятельность по оценке орнитологической обстановки в районе аэродрома.
Повседневная деятельность по оценке орнитологической обстановки в районе аэродрома осуществляется следующим образом:
- ежедневно силами орнитологической службы, в аэропортах с низкой интенсивностью полетов - 1 раз в пять дней проводятся визуальные наблюдения суточной активности птиц (по 2 часа утром и вечером с контрольных точек участков учета), включая площадки, расположенные возле торцов ВПП;
- если не произошло зафиксированных столкновений воздушных судов с птицами - 1 раз в пять дней производятся обход ВПП для подсчета птиц на летном поле и сбор на ВПП останков сбитых птиц;
- после окончания ливневых дождей производится осмотр ВПП и площадей аэропорта с искусственным покрытием на предмет установления на них беспозвоночных животных (червей) и луж с целью их удаления.
В ходе наблюдений устанавливаются:
- маршруты, высоты, интенсивность и суточная активность перелетов птиц, места их концентрации;
- численность и видовой состав скапливающихся птиц, характер их поведения (гнездятся, кормятся, отдыхают, ночуют);
- периоды суток, когда образуются скопления птиц и их видовой состав;
- особенности среды обитания, способствующие концентрации птиц.
В остальные дни изучается орнитологическая обстановка на приаэродромной территории в радиусе 10 - 30 км (в зависимости от дальности перелетов местных птиц). Во время обследования, помимо выяснения численности птиц, отмечаются перечисленные выше укрупненные характеристики орнитофауны. При этом особое внимание уделяют выявлению и описанию различных хозяйственных объектов, способствующих концентрации птиц (сельхозугодий, ското- и звероферм, водоемов, элеваторов, свалок и т.д.).
Особенно тщательно обследуются крупные водоемы, расположенные в радиусе 10 - 15 км от аэродрома. При этом выявляют следующее:
- тип водоема (озеро, пруд, водохранилище, река, морской залив, болото и т.д.);
- площадь водоема;
- глубина водоема (средняя и максимальная);
- тип берегов (отлогий, крутой, обрывистый, изрезанный, песчаный, илистый, глинистый, гравийный, скалистый и т.д.);
- степень загрязненности водоема (слабая, средняя, сильная);
- состав преобладающей наземной и водной растительности;
- наличие зарослей рогоза, камыша, тростника;
- открытость водоема (наличие на берегах древесной и кустарниковой растительности);
- источник наполнения водоема;
- колебания уровня воды (сильные, средние, слабые);
- длительностей регулярность замерзания, пересыхания водоема и половодий;
- частота штормов (особенно в период размножения птиц, высиживания и выкармливания молодняка).
Осматривать водоем рекомендуется с лодки при помощи бинокля, а также с деревьев, растущих на берегу водоема, или с иного возвышенного места. Частичное представление о видовом составе птиц, обитающих на водоеме, можно получить сбором и последующей идентификацией перьев, прибиваемых ветрами к берегу, а также по следам птиц, оставленным в приливно-отливной полосе.
Маршруты для обследования приаэродромной территории прокладываются с таким расчетом, чтобы были осмотрены все участки местности. Каждый участок осматривается в утренние, околополуденные и вечерние часы для выявления суточных изменений орнитологической обстановки.
При обнаружении гнездовых колоний птиц рекомендуется отмечать следующие сведения:
- площадь колонии;
- расположение гнезд (на земле, в траве, на скалах, деревьях, в тростнике и т.д.);
- место кормежки птиц из колонии (на взморье, звероферме, мусорной свалке, сельхозугодиях и т.д.);
- возраст колонии (с какого года известно о ее существовании);
- годовая динамика численности птиц (увеличивается, падает, колеблется, не изменяется);
- охранный статус места расположения колонии (заповедник, заказник, санитарная зона и т.д.);
- вид человеческой деятельности в окрестностях колонии (сбор ягод, охота, рыбная ловля, птицеводство, сенокошение, заготовка тростника, выпас скота, сельскохозяйственные работы и т.д.);
- степень беспокойства со стороны человека (сильная, слабая, отсутствует).
Подсчет птиц в колонии может производиться различными методами:
поштучный пересчет всех гнезд (в случае небольших колоний), пересчет всех гнезд на какой-либо площадке с последующей экстраполяцией полученных сведений на всю площадь колонии (используется в большинстве случаев). При этом учитывается число гнезд на 1 кв. м. в центре и на периферии колонии (то есть в местах с различной плотностью гнездования птиц) в 5 - 10 - значной повторности. Затем выводится средняя плотность на 1 кв. м, и она экстраполируется на всю площадь колонии.
Наиболее подходящее время для учета птиц в колониях чаек и крачек - в конце периода высиживания и до массового вылупления птенцов, в колониях цапель - вторая и третья недели жизни птенцов, в колониях гаг - сразу после вылупления птенцов. Нежелательно находиться в колонии более 20 мин. Нельзя проводить учеты в дождь, холодную или жаркую погоду - это может вызвать гибель птенцов.
Для выявления сезонных особенностей орнитологической обстановки обследование проводится в различные периоды годовой активности птиц:
- зимний (конец ноября - февраль ) - характеризуется относительно простой и стабильной орнитологической обстановкой;
- весенний (март - май) - период массовой миграции птиц;
- раннелетний (середина мая - первая половина июля) - период гнездования до появления летающих птенцов;
- позднелетний (вторая половина июля - август) - период массового вылета птенцов;
- осенний (сентябрь - ноябрь) - период массовой миграции птиц. Начало и окончание каждого из этих периодов можно определять путем систематических наблюдений, выяснения у местных специалистов-орнитологов, использования данных справочной литературы;
- сезонные особенности могут быть помесячными или при необходимости объединяться, поскольку для различных регионов Российской Федерации указанное выше деление годовой активности не совпадают с указанными сроками.
Для облегчения и ускорения обследования используются во время маршрутных учетов различные транспортные средства: вертолеты, легкомоторные самолеты, автомашины, лодки и т.д.
Примерно 1 раз в 2 - 3 года повторно обследуется приаэродромная территория или ее наиболее "птицеопасные" участки в связи с тем, что орнитологическая обстановка за это время может значительно измениться. Если аэродром находится в интенсивно осваиваемом человеком районе, то обследование его территории целесообразно повторять ежегодно.
Результаты обследования дополняются сведениями, полученными при визуальных наблюдениях за птицами на аэродромах, а также при радиолокационном контроле за орнитологической обстановкой. На основании этой информации составляются специальные сезонные карты-схемы орнитологической обстановки (масштаба 1:30 000 или крупнее) и вспомогательные графики, показывающие места скоплений, основные маршруты и высоты перелетов наиболее опасных для ВС птиц, а также суточную и сезонную динамику их перелетов в районе аэродрома. Оригиналы указанных карт-схем и графиков находятся в штурманской, а копии - в службе движения, летной и аэродромной службах.
После сбора и нанесения на карту-схему сведений об орнитологической обстановке в тот или иной период года необходимо их проанализировать и установить характер опасности, создаваемой птицами для полетов ВС на данном аэродроме.
4.3.3 Снижение привлекательности аэродромов в орнитологическом отношении
Аэродромам следует систематически проводить обзор объектов на летном поле и в его окрестностях, которые привлекают птиц. Необходимо разработать мероприятия, которые позволили бы осуществлять управление обстановкой и состоянием этих объектов с целью уменьшить их привлекательность для птиц. По возможности сократить число обитающих там опасных для авиации птиц или перекрыть им доступ к этим объектам путем выработки условных рефлексов, способствующих отказу птиц от посещения или пребывания в районе аэродрома.
Для этого необходимо при разработке планов развития аэродрома сформировать такие условия, которые бы не привлекали на его территорию птиц, представляющих опасность для авиации. Одним из способов этого может стать лишение возможности представляющих опасность птиц отдыхать, располагаться на ночлег и находить себе корм на территории аэродрома.
Одним из самых масштабных элементов аэродрома является травяной покров летного поля. В соответствующих случаях и там, где это применимо, в меры по снижению привлекательности аэродромов следует включать применение эффективных с такой точки зрения методов ухода за травой, а в тех случаях, когда это возможно, установить строгий режим стрижки длинной/высокой травы в зонах летного поля.
При этом, при наличии возможностей, траву нужно скашивать полосами с разной высотой травы. С тем, чтобы избежать пожаров при высыхании травы в сухие периоды, стрижка на расстоянии 5 метров от ВПП, РД и других элементов с искусственным покрытием должна быть короткой - 3-5 см. дальше от ВПП - на наиболее эффективную высоту для данного аэропорта. Скашивание травостоя лучше всего производить ночью, чтобы не привлекать птиц. С этой же целью необходимо сразу убрать скошенную траву. На аэродромах, где постоянно образуются скопления отдыхающих и кормящихся в траве птиц, скашивание необходимо производить как можно реже (не чаще 2 раз в год).
Древесные насаждения на аэродромах используются для поглощения шума двигателей, а также других технологических целей. Поэтому на приаэродромной территории деревья ликвидировать нецелесообразно, а кустарники сократить до целесообразного уровня. Такой же эффект дает замена лиственных деревьев молодыми посадками хвойных пород или декоративными деревьями, не привлекающими птиц своими плодами. Дополнительного сокращения численности и видового состава птиц достигается в результате расчистки лесов от кустарников.
Целесообразно спиливать только верхние ветви на таких деревьях в период гнездования птиц, когда они подновляют гнезда. Проведение таких же работ на 1-2 недели раньше или позднее начала гнездования не давало положительных результатов, так как птицы заново начинали отстраивать гнезда.
Беспозвоночные животные. Особое внимание должно быть уделено земляным червям, которые, выползая после дождя на поверхность ВПП, не только привлекают птиц, но и сами представляют опасность для приземляющихся самолетов, уменьшая эффективность торможения. Для борьбы с ними за целесообразно предотвращать их выползание на ВПП, для чего вдоль их краев устанавливать барьеры, металлические желобки и другие приспособления.
Наиболее эффективными могут стать способы сдувания струей снегоочистительных машин, которые могут использоваться для очистки ВПП в зимнее время. Кроме того, могут применяться и мусороуборочные машины, подметающие ВПП. Для предотвращения выползания червей на ВПП целесообразно насыпать вдоль нее дорожки гравия шириной 20-30 см или укатывать луговину по всей ее длине.
Водоемы, расположенные на аэродромах, должны быть ликвидированы независимо от их размеров и назначения, включая открытые пожарные. Однако на практике осуществить это крайне трудно. Поэтому в России целесообразно, при решении вопроса о размещении водоемов на аэродроме, установить следующие ограничения:
- выпуски из дренажной системы летного поля, а также сточные бассейны, целесообразно размещать не ближе 350 м от осевой линии и торцов ВПП, если их нельзя ликвидировать;
- дренажные канавы следует регулярно чистить, предотвращая скопления водных беспозвоночных. Склоны дренажных канав должны быть выполнены с крутизной откоса 4:1. Это обеспечит скашивание растущей на склонах травы, в которой могут гнездиться водно-болотные птицы;
- территория аэропорта подлежит выравниванию и дренированию, при этом предпочтение отдается подземным дренажным коллекторам;
- поверхность отстойных бассейнов в дренажных системах, особенно в районах выпусков, должна быть защищена от посещения этих бассейнов птицами средствами пассивного отпугивания, например, лесками с красными флажками;
- поверхность пожарных водоемов должна быть защищена легко убирающейся сеткой, чтобы воспрепятствовать использованию водоемов птицами, в то же время, при необходимости, обеспечить надежный доступ к водоему пожарной технике.
Во многих аэропортах опасность для полетов самолетов представляют птицы, в большом числе гнездящиеся или отдыхающие на зданиях. В связи с этим в ИКАО выработаны требования к архитектуре основных зданий аэропорта. Однако эти требования часто не распространяются на хозяйственные или временные постройки. На имеющихся таких зданиях желательно кусками нейлоновых сетей закрыть места, используемые птицами для постройки гнезд или отдыха.
В тех случаях, когда представляющие опасность птицы продолжают проникать на территорию аэродрома даже после применения профилактических мер, описанных выше, в целях усиления эффекта от применения других методов отпугивания птиц, в соответствии с рекомендациями ИКАО целесообразно использовать наполненные краской шарики и резиновые или пластмассовые ракеты, выстреливаемые соответственно из пневматического оружия.
В тех случаях, когда представляющие опасность птицы продолжают проникать на территорию аэродрома даже после применения профилактических мер возможно потребуется избавиться от них с помощью ловушек, либо применить летальные средства, если все другие способы оказались неэффективными и осталась высокая опасность их столкновений с ВС.
Если используется огнестрельное оружие или химикаты, то их необходимо применять в соответствии с действующими нормативными документами.
4.3.4. Организация и осуществление визуального, инструментального и радиолокационного контроля
Визуальный и инструментальный контроль осуществляется в целях раннего обнаружения перемещений птичьих стай, перелетов крупных одиночных птиц в районе летного поля аэродрома, массовых перелетов птиц на траекториях движения ВС в воздушном пространстве аэропорта. К инструментальным средствам обнаружения относятся различные типы видеокамер, аэродромные, метеорологические и другие штатные радиолокаторы аэропортов, которые по техническим характеристикам могут использоваться для этих целей, специальные радиолокаторы систем обнаружения птиц (контроля орнитологической обстановки).
Визуальное наблюдение на аэродромах организуется диспетчерами ОВД и работниками аэродромной службы только в светлое время суток в пределах визуальной видимости в секторах взлета и захода ВС на посадку. Особенно внимательно осматриваются ВПП и прилегающая к ней территория летного поля. В ночное время контроль за пролетом мигрирующих птиц осуществляется с помощью радиолокационных средств позволяющих по своим техническим характеристикам обнаруживать птиц.
В исключительных случаях, когда на аэродроме чрезвычайно высокая концентрация птиц, представляющих серьезную опасность для полетов ВС (на ВПП или вблизи нее собираются в стаи десятки и сотни птиц, через ВПП или подходы к ней в течение нескольких минут летят одна за другой большие стаи птиц), а применяемые меры не позволяют улучшить орнитологическую обстановку, то тогда уполномоченный представитель оператора аэродрома принимает решение о временном прекращении полетов.
V. Оповещение экипажей воздушных судов об орнитологической обстановке
5.1. Информация о скоплениях и перелетах птиц передается экипажам ВС в случае обнаружения на аэродроме или подходах к нему скоплений птиц.
5.2. Экипажи ВС получают информацию об орнитологической обстановке (при необходимости) перед вылетом и при заходе на посадку от диспетчера ОВД и принимает решение на выполнение взлета и захода на посадку.
VI. Действия экипажей воздушных судов при полетах в сложной орнитологической обстановке
6.1. Перед принятием решения на вылет командир воздушного судна обязан учитывать информацию об орнитологической обстановке в районе аэродрома.
6.2. На исполнительном старте после получения информации от диспетчера ОВД об усложнении орнитологической обстановки командир воздушного судна обязан оценить возможность выполнения взлета. Взлет в этих условиях производится с включенными фарами.
6.3. При полете по маршруту, в случае обнаружения скопления птиц, экипаж должен обходить их стороной или пролетать над ними. Особенно внимательным экипаж должен быть во время встречи в воздухе с крупными хищными птицами, которые могут проявить агрессивность по отношению к ВС. В этом случае необходимо предпринять действия по предотвращению сближения с ними.
6.4. При невозможности обойти зону сложной орнитологической обстановки командиру ВС рекомендуется возвратиться в пункт вылета или произвести посадку на ближайшем запасном аэродроме.
6.5. При подходе к аэродрому посадки после получения информации от органов ОВД о сложной орнитологической обстановке или при визуальном обнаружении птиц экипажу необходимо:
- повысить осмотрительность;
- включить фары и обогрев стекол кабины (если они не были включены ранее);
- повысить контроль за параметрами работы двигателя (двигателей);
- при необходимости уйти на второй круг.
6.6. Во время авиационных работ командир ВС при осмотре участка с земли или с воздуха до начала его обработки должен обратить внимание на состояние орнитологической обстановки и участки возможного скопления птиц, представляющих опасность для полетов ВС. Не рекомендуется производить авиационные работы, если в районе обрабатываемого участка наблюдаются скопления или интенсивные перелеты птиц.
6.7. В период авиационных работ пролет над птичьими базарами и местами возможного скопления птиц на земле и воде рекомендуется на высоте, гарантирующей от столкновения с птицами.
6.8. Экипажи воздушных судов, заметившие во время полета скопления птиц, представляющих опасность для полетов, немедленно передают информацию о них соответствующему диспетчеру. Радиообмен орнитологической информацией между диспетчерами службы движения и экипажами воздушных судов осуществляется в соответствии с "Правилами и фразеологией радиообмена между экипажами и диспетчерами служб движения гражданской авиации".
VII. Отпугивание птиц от аэродромов
7.1. Отпугивание птиц от аэродромов производится с помощью различных средств: биоакустических установок, пневматического и огнестрельного оружия, ракетниц, пропановых пушек, трещоток, зеркальных шаров, сетей, тушек мертвых птиц и т.д.
7.2. К проведению данных мероприятий могут привлекаться работники из аэродромной службы и внештатные группы.
7.3. Выбор и применение наиболее целесообразных средств отпугивания птиц осуществляются на каждом аэродроме, исходя из местных особенностей орнитологической обстановки. При этом учитывается следующее:
- непрерывное или слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность ввиду привыкания к нему птиц;
- при одновременном применении нескольких способов отпугивания (например, воспроизведение криков бедствия и стрельба из ракетниц, пневматического и огнестрельного оружия, установка отпугивающих предметов и т.д.) или их периодическом чередовании эффективность отпугивания птиц возрастает;
- наиболее легко птицы отпугиваются во время миграций (весной и осенью), так как в эти периоды года многие птицы имеют слабую привязанность к территории;
- местные птицы (особенно в летнее время) менее восприимчивы к воздействию отпугивающих средств, однако весной и осенью их необходимо отпугивать от аэродрома, поскольку они часто являются причиной скопления здесь мигрирующих птиц; стрельба из ракетниц и биоакустическое отпугивание приводят иногда к тому, что птицы поднимаются в воздух и, прежде чем улететь, некоторое время (1-2 мин) кружатся над местом отпугивания, создавая еще большую опасность для полетов ВС. В связи с этим данные способы отпугивания следует применять за 5 - 10 мин до взлета (посадки) ВС, а при невозможности этого следует либо задержать выпуск (прием) ВС, либо временно не производить отпугивания стай птиц, находящихся далее 150 м от ВПП.
7.4. На аэродромах могут применяться стационарные и подвижные биоакустические установки.
7.5. Высокой эффективности биоакустического отпугивания птиц достигают при соблюдении следующих основных условий:
- правильная техническая эксплуатация применяемых автоматизированных биоакустических установок;
- длительность и частота трансляции крика соответствуют нормам для данного вида птиц и орнитологической ситуации.
7.6. Для отпугивания кормящихся и отдыхающих птиц трансляцию отпугивающих сигналов следует производить подряд 2-3 раза. Продолжительность одной трансляции составляет 15 - 30 с, а пауза - 10 - 20 с. Обычно уже после первой трансляции птицы взлетают и часто, но не всегда, летят в направлении источника звука и некоторое время кружат над ним. В этот момент начинается вторая трансляция, после которой птицы покидают территорию аэродрома. Иногда они улетают еще во время первой трансляции.
7.7. Для отпугивания ночующих птиц вечером, во время сбора птиц на ночевку, производят две трансляции сигналов по 20 - 30 с с интервалом 10- 15 с. Обычно птицы после этого улетают, но через 5-10 мин возвращаются. В это время производится повторная серия трансляций, после чего птицы покидают место ночевки. Если такое отпугивание повторять ежедневно в течении 3-4 дней, то можно надолго отпугнуть птиц от выбранного ими места ночевки. Целесообразность отпугивания скоплений ночующих птиц вызвана тем, что утром и вечером они представляют большую опасность для полетов воздушных судов, пересекая территорию аэродрома.
7.8. Очень часто птицы образуют смешанные стаи из различных видов. В этом случае рекомендуется применять тревожные сигналы того вида птиц, который крупнее по размерам и более многочислен в стае.
7.9. В случае применения биоакустических средств отпугивания необходимо учитывать погодные условия. Так, сильный встречный и боковой ветер, дождь значительно сокращают дальность звучания сигнала.
7.10. Лицам, отпугивающим птиц, целесообразно наблюдать за их реакцией на транслируемые сигналы. В случае снижения эффективности биоакустического отпугивания производить замену сигналов. Кроме того, необходимо периодически подкреплять трансляции сигналов демонстрацией реальной опасности (то есть выстрелами из ракетниц, охотничьих ружей и т.д.).
7.11. Птицы отдельных видов (например, голуби) фактически не издают тревожных криков, и поэтому биоакустическое отпугивание их связано с определенными трудностями.
7.12. Отпугивание птиц с помощью пиротехнических, акустических и других средств осуществляют работники аэродромной службы и внештатные группы по согласованию с руководителем полетов. Отпугивание производится выстрелами из ракетниц в сторону птиц с таким расчетом, чтобы ракета пролетела поблизости от них. В летнее время данный способ применяется, если нет опасности загорания сухой травы.
7.13. Отпугивание птиц выстрелами из пневматического и огнестрельного оружия производится при наличии разрешения на их отстрел по указанию руководителя полетов. Отстрел видов птиц, включенных в списки "Красной книги", запрещен. При необходимости, эти птицы должны быть удалены с территории аэродрома нелетальными методами.
7.14. Отпугивание птиц с помощью пропановых пушек, производится в редких случаях в связи с невысокой эффективностью данного способа. Этот способ отпугивания применяется прежде всего в отношении тех птиц, на которых охотятся (утки, гуси, кулики и др.), при этом пушки устанавливают вблизи постоянных мест скопления птиц. При эксплуатации пропановых пушек требуется соблюдать противопожарные меры безопасности.
7.15. Отпугивание птиц от аэродрома с помощью различных предметов (трещоток, флажков, тушек мертвых птиц и т.д.) производится в местах постоянного скопления птиц (в тех случаях, когда причину скопления птиц ликвидировать нельзя).
7.16. Использование обученных ловчих птиц для отпугивания птиц - это естественный метод локализации скоплений пернатых в зоне взлета-посадки воздушного судна. Это связано с их методами преследования и добычи птиц. Они летают на короткие дистанции (100-300 м) и не поднимаются на большую высоту. Это очень важно в условиях работы в аэропорту, так как отсутствует риск помехи прилету или взлету воздушного судна. Птицы всегда будут избегать тех мест, где они могут встретить хищника.
VIII. Расследование случаев столкновений ВС с птицами
8.1. Расследование случаев столкновений воздушных судов с птицами проводится в авиапредприятиях в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации (ПРАПИ -98), утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 июня 1998 г. N609 и требованиями Федерального агентства воздушного транспорта.
8.2. К инцидентам относятся только те столкновения воздушного судна с птицами, которые привели к повреждению элементов планера, двигателя или нарушению его работы. Остальные столкновения с птицами не относят к инцидентам. По таким случаям заполняют только специальную карточку для обобщения статистической информации по столкновениям.
8.3. Случаи столкновения расследуются оператором аэродрома и эксплуатантом воздушного судна, оформляются и предоставляются в Федеральное агентство воздушного транспорта по установленной форме.
8.3. Оператор аэродрома организует учет и анализ случаев столкновений воздушных судов с птицами независимо от последствий для воздушного судна, а также оформление отчетов о столкновении с птицами (включая события с воздушными судами иностранных эксплуатантов) и их отправку в Федеральное агентство воздушного транспорта.
8.4. Эксплуатанты воздушных судов организуют оформление отчетов о столкновении с птицами независимо от последствий для воздушного судна и их передачу в Федеральное агентство воздушного транспорта и оператору аэродрома Российской Федерации, на территории которого произошло (предположительно произошло) столкновение с птицей, или в Федеральное агентство воздушного транспорта в случаях, если столкновение с птицей произошло на территории другого государства или место столкновения не установлено.
IX. Анализ орнитологического обеспечения полетов
9.1. Анализ орнитологического обеспечения производится на каждом аэродроме в целях совершенствования комплекса мер по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами.
9.2. Анализ рекомендуется производить в начале года должностному лицу, ответственному за орнитологическое обеспечение полетов.
9.3. В анализ входят:
- уточнение по результатам визуальных, радиолокационных наблюдений и орнитологического обследования (если оно проводилось) сроков и мест скоплений и перелетов птиц на аэродроме и прилегающей территории;
- уточнение причин концентрации и массовых перелетов птиц в районе аэродрома;
- выявление наиболее часто повторяющихся обстоятельств столкновений ВС с птицами (тип ВС, высота и скорость полета, место столкновения, вид птиц, время суток и года);
- определение последствий столкновений (число и характер повреждений воздушного судна, материальный ущерб из-за ремонта, простоя, задержки, прекращенных взлетов и вынужденных посадок воздушного судна);
- анализ деятельности служб и подразделений авиапредприятия по выполнению мер защиты воздушного судна от столкновений с птицами.
9.4. Все дополнительные сведения о скоплениях и перелетах птиц, а также их причинах, полученные за анализируемый период времени, заносятся в соответствующие карты-схемы, диаграммы, графики и таблицы.
9.5. Данные о столкновениях воздушного судна с птицами заносятся в специальные таблицы, позволяющие установить годовые изменения анализируемых обстоятельств столкновений:
- годы/типы ВС;
- годы/виды птиц (голуби, чайки, скворцы и т.д.);
- годы/месяцы (январь, февраль, март и т.д.);
- годы/этапы полета ВС (руление, разбег, взлет, набор высоты, крейсерский полет, снижение, посадка, пробег, АХР);
- годы/высоты (0 - 100, 101 - 400, 401 - 1000, 1001 - 2000, 2001 -5000, более 5000м);
- годы/ место столкновения (аэропорты, участки АХР и т.д.).
Рекомендуется составлять также комплексные таблицы по столкновениям воздушных судов с птицами (на каждый год): виды птиц/месяцы; месяцы/периоды суток (утро, день, вечер, ночь); месяцы/высоты; месяцы/место столкновения и т.д. Это позволит более точно определить условия, в которых происходит большинство столкновений.
9.6. Для сравнения статистических данных рекомендуется пользоваться также относительным показателем числа столкновений - коэффициентом столкновений, который в соответствии с международной практикой определяется по следующей формуле:
Коэффициент столкновений
Число столкновений х 10 000/Общее число взлетов и посадок
Сопоставление коэффициентов столкновений позволяет более точно определить тенденции в изменении числа столкновений по одам, месяцам, типам ВС и аэродромам.
9.7. Данные о последствиях столкновений рекомендуется заносить в одну общую таблицу: годы/последствия столкновений (количество вынужденных посадок, прекращенных полетов и досрочно снятых двигателей, общее число поврежденных ВС, материальный ущерб).
Анализ последствий столкновений необходим для обоснования затрат на мероприятия по орнитологическому обеспечению полетов.
9.8. Действия подразделений и служб авиапредприятия оценивается выполнением ими плана мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов за прошедший год. При этом рассматривается правильность и своевременность проведения данных мероприятий.
9.9. По результатам анализа вышеперечисленной информации определяется перечень дополнительных мер, направленных на предотвращение столкновений ВС с птицами. С учетом этих мероприятий срабатывается план по орнитологическому обеспечению полетов нa следующий период.
X. Проведение занятий по авиационной орнитологии
10.1.Занятия по авиационной орнитологии с соответствующими работниками аэродромной службы и других служб, диспетчерами ОВД, организуются оператором аэродрома, как правило, перед очередным сезоном года.
10.2.Занятия проводят инженеры по орнитологическому обеспечению полетов (в аэропортах, где введены эти должности) или другие специалисты. К проведению занятий могут быть привлечены орнитологи из местных биологических учреждений.
10.3.На занятиях рассматриваются следующие вопросы:
- особенности орнитологической обстановки в различные сезоны года в районе аэродрома (видовой состав, места скоплений и основные маршруты перелетов птиц, представляющих опасность для полетов ВС);
- распределение случаев столкновений ВС с птицами на данном аэродроме по сезонам года, периодам суток, высотам;
- организация на аэродроме орнитологического обеспечения полетов;
- визуальные и радиолокационные наблюдения за орнитологической обстановкой в районе аэродрома;
- ликвидация в районе аэродрома условий, способствующих концентрации птиц;
- применение средств отпугивания птиц;
- действия экипажей в полете по уменьшению вероятности и опасности столкновений ВС с птицами;
- последствия столкновений ВС с птицами (материальный ущерб, опасные ситуации в полете).
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к приказу Минтранса России
от ____________N_________
Термины и определения используемые в федеральных авиационных правилах по орнитологическому обеспечению полетов гражданской авиации Российской Федерации
Авиационная орнитология - наука, изучающая экологию и поведение птиц, представляющих опасность для полетов воздушных судов;
авиационный персонал - к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала;
аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;
аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование;
весенне-летний период - для центральных регионов России период с 15 апреля по 14 октября. В других регионах России весенне-летний период устанавливается решениями местных администраций;
взлетно-посадочная полоса (ВПП) - определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов;
контролируемая зона - рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется;
маршрут движения - установленный в пределах аэродрома наземный маршрут, предназначенный для использования только транспортными средствами;
оператор аэродрома - обеспечивает эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил, оператором признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов;
орнитологическая обстановка - совокупность условий, создавшихся в определенном районе из-за наличия в нем птиц, влияющих своей жизнедеятельностью на безопасность полетов воздушных судов;
орнитологическое обеспечение полетов - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновения ВС с птицами как с одиночными, так и со стаями;
орнитология - наука, изучающая птиц;
осенне-зимний период - для центральных регионов России период с 15 октября по 14 апреля. В других регионах России весенне-летний период устанавливается решениями местных администраций;
приаэродромная территория - установленная решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с Воздушным Кодексом РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения территория.
регламент работы аэропорта - установленный режим работы аэропорта (аэродрома) с учетом принимаемых решений по его продлению;
руководитель работ - ответственное должностное лицо за организацию работ в контролируемой зоне и обеспечение при этом безопасности полетов, имеющее допуск на ведение радиосвязи и руководство данными работами;
сложная орнитологическая обстановка - нахождение или появление птиц на пути движения ВС (на взлетно-посадочной полосе при разбеге и пробеге или на траектории полетов), которое может привести к столкновению с ним;
пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;
технологии управления птицами - система операций, процессов и процедур, выполняемых автоматически, автоматизировано или в ручном режиме специалистами по авиационной орнитологии в определенной последовательности для выработки у птиц запрета на посещение аэропорта с использованием необходимых для этого физических процессов, методов и технических средств.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к приказу Минтранса России
от ____________N_________
Форма журнала регистрации сведений о скоплениях птиц на аэродроме
N п/п |
Дата (число, месяц, год) |
Время обнаружения птиц (местное) |
Участок летного поля, где замечены скопления птиц |
Сведения о птицах |
Фамилия, и., о. и подпись наблюдателя |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.