Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в области обращения с отходами I и II классов опасности"
(подготовлен ФАС России 05.02.2020 г.)
В соответствии со статьями 5 и 144 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Основы ценообразования в области обращения с отходами I и II классов опасности;
Правила регулирования тарифов в области обращения с отходами I и II классов опасности.
2. Определить федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности, Федеральную антимонопольную службу.
3. Федеральной антимонопольной службе в 6-месячный срок со дня принятия настоящего постановления утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" методические указания по расчету регулируемых тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности.
4. Установить, что настоящее постановление вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его принятия.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от 2020 г. N
Основы
ценообразования в области обращения с отходами I и II классов опасности
I. Общие положения
1. Настоящий документ определяет систему, принципы и методы регулирования тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (далее - федеральный оператор) и операторов по обращению с отходами I и II классов опасности (далее - оператор).
2. В настоящем документе используются следующие понятия:
"базовый уровень операционных расходов" - уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования;
"долгосрочные параметры регулирования тарифов" - параметры расчета тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности (далее - тарифы), устанавливаемые органами регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования;
"долгосрочный период регулирования" - период длительностью 5 годовых периодов регулирования, на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, если иное не предусмотрено федеральным законом или настоящим документом;
"долгосрочные тарифы" - тарифы, устанавливаемые на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов;
"индекс эффективности операционных расходов" - показатель динамики изменения расходов, определяющий снижение операционных расходов в течение долгосрочного периода регулирования;
"недополученные доходы" - доходы федерального оператора, оператора, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема и (или) массы отходов I и II классов опасности по сравнению с объемом и (или) массы отходов I и II классов опасности, учтенных при установлении тарифов;
"неподконтрольные расходы" - расходы оператора, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, которые не зависят от деятельности оператора и в отношении которых не устанавливаются требования к их снижению;
"необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования федеральному оператору, оператору для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обращения с отходами I и II классов опасности плановых значений показателей эффективности объектов, используемых для сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности (далее - показатели эффективности);
"объект по обращению с отходами I и II классов опасности" - комплекс объектов недвижимого и (или) движимого имущества, предназначенный для сбора, транспортирования, обработки, и (или) обезвреживания, и (или) размещения, и (или) утилизации отходов I и II классов опасности;
"операционные расходы" - расходы оператора, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности и непосредственным обеспечением их текущей деятельности по регулируемым тарифам, за исключением амортизации основных средств, расходов на капитальный ремонт, расходов на обслуживание заемных средств, расходов на аренду, лизинговых платежей и иных расходов, относимых на прибыль до налогообложения, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
"органы регулирования тарифов" - Федеральная антимонопольная служба и органы регулирования тарифов субъекта Российской Федерации;
"федеральный орган регулирования тарифов" - Федеральная антимонопольная служба;
"орган регулирования тарифов субъекта Российской Федерации" - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в области обращения с отходами I и II классов опасности;
"орган управления" - коллегиальный или единоличный орган управления федерального оператора;
"отходообразователи" - индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности;
"период регулирования" - период, на который устанавливаются тарифы, продолжительностью не менее 1 финансового года, если иное не предусмотрено настоящим документом;
"расчетная предпринимательская прибыль федерального оператора" - величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки, используемой при расчете тарифов на каждый год, в том числе долгосрочного периода регулирования, остающаяся в распоряжении федерального оператора и расходуемая им по своему усмотрению;
"расчетная предпринимательская прибыль оператора" - величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки, используемой при расчете тарифов на каждый год, в том числе долгосрочного периода регулирования, остающаяся в распоряжении оператора и расходуемая им по своему усмотрению;
"экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования" - расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, используемую федеральным оператором, оператором в процессе осуществления производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства Российской Федерации, а также расходы, не учтенные органами регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными Федеральной антимонопольной службой либо судом.
Термины "федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности", "оператор по обращению с отходами I и II классов опасности" и "федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности" применяются в значениях, установленных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления".
II. Система регулируемых тарифов
3. Тарифы устанавливаются на услугу федерального оператора и услуги операторов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления тарифов органами регулирования тарифов: федеральным органом регулирования тарифов для федерального оператора и органами регулирования тарифов субъектов Российской Федерации для операторов.
4. Для операторов устанавливаются следующие виды тарифов:
а) на сбор отходов I и II классов опасности;
б) на транспортирование отходов I и II классов опасности;
в) на обработку отходов I и II классов опасности;
г) на обезвреживание отходов I и II классов опасности;
д) на утилизацию отходов I и II классов опасности;
е) на размещение отходов I и II классов опасности.
Указанные в подпунктах "а" - "е" настоящего пункта тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов субъектов Российской Федерации в отношении каждого оператора на каждый регулируемый вид деятельности.
5. Для федерального оператора устанавливается тариф на услугу федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности.
В случае если федеральный оператор в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности является также и оператором и самостоятельно осуществляет сбор и (или) транспортирование, и (или) обработку, и (или) обезвреживание, и (или) утилизацию, и (или) размещение отходов I и II классов опасности, то орган регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, на территории которого данная деятельность федеральным оператором осуществляется, устанавливает соответствующие тарифы согласно пункту 4 настоящих Правил.
6. Тарифы устанавливаются на финансовый год с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом. При этом размер тарифов должен компенсировать федеральному оператору, операторам экономически обоснованные расходы, связанные с осуществлением деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности.
7. Расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов, долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности, утверждаемыми органами регулирования тарифов (далее - методические указания), предусматривающими, в том числе дифференциацию тарифов по следующим критериям:
виды и классы опасности отходов;
виды деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности;
объем отходов I и II классов опасности, поступающих от потребителей;
территория оказания услуг;
по технологическим особенностям в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
III. Общие принципы регулирования тарифов
8. Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Правилами регулирования тарифов и иными нормативными правовыми актами в области обращения с отходами I и II классов опасности.
9. В случае если федеральный оператор, оператор кроме регулируемых видов деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности осуществляет нерегулируемые виды деятельности, расходы на осуществление нерегулируемых видов деятельности и полученная в ходе их осуществления прибыль (убытки) при установлении тарифов не учитываются.
10. В случае если федеральный оператор, оператор в течение истекшего периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные органами регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеют недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются при корректировке тарифов органами регулирования тарифов при установлении тарифов для федерального оператора, оператора в полном объеме не позднее, чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены отчетностью, в соответствии с методическими указаниями.
Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной не более чем на 4 (четыре) процентных пункта.
11. При определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически и технологически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных:
а) цены (тарифы) на потребляемые федеральным оператором, оператором товары (работы, услуги), установленные органами регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;
темпы роста цен на электрическую энергию;
темпы роста заработной платы;
г) цены на потребляемые федеральным оператором, оператором товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
д) данные бухгалтерского учета федерального оператора, оператора за 3 предыдущих периода регулирования (в случае ведения федеральным оператором, оператором регулируемых видов деятельности в 3 предыдущих периода регулирования).
12. Повторный учет одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности, при установлении тарифов не допускается.
13. При определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, органы регулирования тарифов используют данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.
14. Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отходов.
15. Расчетный объем отходов определяется в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
IV. Определение необходимой валовой выручки
16. Необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов федерального оператора, оператора, необходимых ему для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности, а также размеров нормативной и расчетной предпринимательской прибыли в соответствии с настоящим документом и методическими указаниями.
17. При установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:
а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);
б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.
Органы регулирования тарифов отказывают федеральному оператору, оператору во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных федеральным оператором, оператором, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с настоящими документом не подтверждена.
V. Методы регулирования тарифов
18. При установлении тарифов применяются следующие методы:
а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);
б) метод индексации;
19. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов.
20. Тарифы с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) устанавливаются на два финансовых года подряд в случае если в отношении организации в течение полного года, предшествующего первому году установления тарифов, не осуществлялось государственное регулирование тарифов на такую услугу.
21. Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов (отдельных регулируемых видов деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности) ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются и устанавливаются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в случае поступления предложения от организации в соответствии с пунктом 7 Правил регулирования.
22. Долгосрочные тарифы устанавливаются с применением метода индексации.
23. Тарифы с применением метода индексации устанавливаются после установления тарифов на полный финансовый год с применением в течение двух лет подряд метода экономически обоснованных расходов (затрат).
24. Тарифы с применением метода индексации устанавливаются на долгосрочный период регулирования, равный 5 финансовым годам.
25. Долгосрочные тарифы операторов устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:
а) вступившее в законную силу решение суда о необходимости пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;
б) изменение состава имущества ввиду приобретения (в том числе в результате заключения договора аренды, лизинга или концессионного соглашения), реализации (в том числе в результате продажи, расторжения или окончания срока действия договора аренды, лизинга или концессионного соглашения), создания (строительства) основных средств, более чем на 20 % от первоначальной стоимости основных средств оператора, используемого для осуществления регулируемого вида деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности;
в) изменение в течение периода регулирования системы налогообложения оператора;
г) исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством тарифов.
26. При регулировании тарифов на услугу федерального оператора с применением метода индексации долгосрочные параметры не устанавливаются.
27. Корректировка тарифов в течение долгосрочного периода регулирования осуществляется органами регулирования тарифов по заявлению организации при наличии любого из следующих факторов:
а) отклонение фактического значения индекса потребительских цен, установленного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на отчетный период, от значений, учтенных при установлении тарифов, более чем на 3 процентных пункта;
б) изменение федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности;
в) наличие решения Правительства Российской Федерации о необходимости корректировки тарифов до истечения долгосрочного периода.
28. Тарифы, в том числе долгосрочные тарифы на услугу федерального оператора, устанавливаются в соответствии с положениями раздела VIII настоящего документа.
VI. Метод экономически обоснованных расходов (затрат)
29. При применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка оператора определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования:
а) производственных расходов;
б) ремонтных расходов;
в) административных расходов;
г) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
д) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату основных средств производственного назначения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом;
е) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе платы за негативное воздействие на окружающую среду, определяемую в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
ж) нормативной прибыли;
з) расчетной предпринимательской прибыли, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом.
30. В составе производственных расходов оператора учитываются:
а) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;
б) расходы на приобретаемые топливо, электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов (далее - энергетические ресурсы);
в) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, за исключением расходов, учитываемых в подпункте "б" пункта 30 настоящего документа.
г) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала;
д) общехозяйственные расходы, относимые на соответствующий вид деятельности в соответствии с учетной политикой оператора;
е) прочие производственные расходы, относимые на соответствующий вид деятельности в соответствии с учетной политикой оператора.
31. В составе ремонтных расходов учитываются:
а) расходы на текущий ремонт объектов сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, размещения, утилизации отходов I и II классов опасности;
б) расходы на капитальный ремонт объектов сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, размещения, утилизации отходов I и II классов опасности;
в) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала.
32. К административным расходам относятся:
а) расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к производственным и ремонтным расходам;
б) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала;
в) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов обработки, обезвреживания, размещения, утилизации отходов I и II классов опасности;
г) расходы на служебные командировки;
д) расходы на обучение персонала;
е) расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
33. Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При этом результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органами регулирования тарифов только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании.
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования тарифов в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (выделяемых непосредственно регулируемой организации или опосредованно через третьих лиц), не учитывается для целей тарифного регулирования.
34. Расходы на арендную плату и лизинговые платежи определяются органами регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными средствами производственного назначения, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Экономически обоснованный уровень арендной платы за имущество, не являющееся основными средствами производственного назначения, и арендной платы за землю определяется исходя из экономически обоснованного объема арендуемого имущества.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из стоимости данного участка не выше его кадастровой стоимости и ставок арендной платы за землю, установленных уполномоченными органами, а также в соответствии с основными принципами определения арендной платы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности учитывается в размере, не превышающем размер арендной платы, в случае установления его в конкурсной документации или документации о торгах на заключение соответствующего договора аренды.
В случае передачи в аренду земельного участка, находящегося в частной собственности, экономически обоснованный размер арендной платы учитывается в необходимой валовой выручке оператора исходя из принципа возмещения арендодателю налога на землю.
35. При расчете налога на прибыль сумма амортизации основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
36. Нормативная прибыль оператора включает в себя экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
37. Расчетная предпринимательская прибыль оператора определяется в размере 5 процентов, включаемых в необходимую валовую выручку расходов на очередной расчетный период регулирования, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 29 настоящего документа.
При установлении тарифов расчетная предпринимательская прибыль не включается в необходимую валовую выручку оператора, являющегося некоммерческой организацией, государственным или муниципальным унитарным предприятием.
Компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, исполняющей обязанности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не включается в состав расходов, учитываемых в составе необходимой валовой выручки оператора.
38. Расходы оператора на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) и (или) фактических в соответствии с заключенными договорами цен на сырье и материалы и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
39. Расходы оператора на приобретаемые энергетические ресурсы определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых энергетических ресурсов и плановых (расчетных) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) фактических в соответствии с заключенными договорами цен (тарифов) на энергетические ресурсы.
40. При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
41. При определении расходов оператора на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ в соответствии с планом производства работ по текущему и капитальному ремонту оператора, разработанного на основании дефектных ведомостей.
VII. Метод индексации
42. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется на основании фактических данных регулируемой организации, которые подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью, и включает в себя текущие расходы, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
43. При применении метода индексации тарифы, долгосрочные параметры регулирования тарифов устанавливаются на каждый год пятилетнего долгосрочного периода регулирования.
44. Текущие расходы оператора включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов.
45. Операционные расходы оператора определяются в соответствии с методическими указаниями на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, и индекс эффективности операционных расходов.
46. При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.
При определении расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.
47. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на энергетические ресурсы и расходов на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности), ремонтные расходы, административные расходы, определенные в соответствии с пунктами 11, 17, 30-32, 38, 40-41 настоящего документа.
48. К долгосрочным параметрам регулирования тарифов при установлении тарифов с использованием метода индексации относится базовый уровень операционных расходов.
49. Индекс эффективности операционных расходов, характеризующий минимально допустимый темп повышения эффективности операционных расходов, устанавливается в размере 1 процента, если иное не было предусмотрено конкурсной документацией при проведении конкурса на заключение концессионного соглашения, соглашением о государственно-частном партнерстве, договором аренды.
49. Неподконтрольные расходы включают в себя:
а) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
б) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 33 настоящего документа;
в) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату основных средств производственного назначения с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 34 настоящего документа;
г) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей;
д) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации;
50. Расходы оператора на приобретаемые энергетические ресурсы определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых энергетических ресурсов и плановых (расчетных) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и (или) фактических в соответствии с заключенными договорами цен (тарифов) на энергетические ресурсы.
Плановые (расчетные) цены на энергетические ресурсы определяются на основе данных, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа.
51. Величина нормативной прибыли оператора с применением метода индексации определяется в соответствии с пунктами 36 настоящего документа.
52. Расчетная предпринимательская прибыль определяется на каждый год долгосрочного периода регулирования в размере 5 процентов от включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в пункте 44 настоящего документа.
При установлении тарифов расчетная предпринимательская прибыль не включается в необходимую валовую выручку оператора, являющегося некоммерческой организацией, государственным или муниципальным унитарным предприятием.
Компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, исполняющей обязанности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не включается в состав расходов, учитываемых в составе необходимой валовой выручки оператора.
53. Необходимая валовая выручка оператора и тарифы, установленные с применением метода индексации, корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений в случаях, предусмотренных пунктом 27 настоящего документа.
VIII. Особенности регулирования тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности
54. Услуга федерального оператора, оказываемая индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, включает в себя обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности и оплачивается по установленным для федерального оператора федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности, тарифам.
55. Услуга федерального оператора оказывается путем как самостоятельного, так и с привлечением операторов сбора отходов I и II классов опасности, образующихся в результате хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, и их дальнейшего транспортирования, обработки и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения.
56. Услуги операторов оплачиваются федеральным оператором по тарифам на соответствующие виды деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности по тарифам, установленным в соответствии с настоящими Основами ценообразования и методическими указаниями.
57. Расчетный объем отходов I и II классов опасности определяются в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
58. Необходимая валовая выручка федерального оператора определяется как сумма:
а) необходимой валовой выручки операторов, осуществляющих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности, в том числе собственная необходимая валовая выручка федерального оператора, относимая на такие виды деятельности;
в) сбытовых расходов федерального оператора, в том числе расходов на заключение и обслуживание договоров с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и операторами, определяемые в соответствии с методическими указаниями;
д) нормативная прибыль федерального оператора.
е) расчетная предпринимательская прибыль федерального оператора.
59. Нормативная прибыль федерального оператора включает в себя экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
60. Расчетная предпринимательская прибыль федерального оператора определяется в размере 5 процентов, включаемых в необходимую валовую выручку расходов на очередной расчетный период регулирования, указанных в подпунктах "в" - "д" пункта 58 настоящего документа.
Компенсация расходов на уплату налога на прибыль в отношении расчетной предпринимательской прибыли осуществляется за счет регулируемой организации, исполняющей обязанности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не включается в состав расходов, учитываемых в составе необходимой валовой выручки оператора.
61. Необходимая валовая выручка федерального оператора и его тарифы, установленные с применением метода индексации, корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов, от их плановых значений в случаях, предусмотренных пунктом 27 настоящего документа.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства Российской Федерации
от 2020 г. N
Правила
регулирования тарифов в области обращения с отходами I и II классов опасности
1. Настоящие Правила определяют порядок установления и корректировки тарифов в области обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных Основами ценообразования в области обращения с отходами I и II классов опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от __________ 2020 г. "О ценообразовании в области обращения с отходами I и II классов опасности" (далее - Основы ценообразования).
2. Понятия "федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности" (далее - федеральный оператор)", "оператор по обращению с отходами I и II классов опасности" (далее - оператор), "органы регулирования тарифов", "федеральный орган регулирования тарифов", "орган регулирования тарифов субъекта Российской Федерации" употребляются в значении, которые определены Основами ценообразования.
3. Тарифы для федерального оператора устанавливаются федеральным органом регулирования тарифов, до начала очередного периода регулирования, но не позднее 1 октября года, предшествующего очередному периоду регулирования. Тарифы для операторов устанавливаются органом регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, до начала очередного периода регулирования, но не позднее 1 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования.
4. Тарифы на каждый год, в том числе долгосрочного периода регулирования, вводятся в действие с начала очередного календарного года на срок 12 месяцев и в течение этого срока не пересматриваются. Действие настоящего пункта не распространяется:
а) на решения органов регулирования тарифов, принятые в связи с вступившим в законную силу решением суда, предусматривающим необходимость пересмотра утвержденных тарифов;
б) на решения органов регулирования тарифов о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, в случае наличия прямого указания на возможность и (или) необходимость такого пересмотра;
в) на решения органов регулирования тарифов об установлении тарифов на осуществляемые федеральным оператором, оператора отдельные регулируемые виды деятельности, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;
г) на решения органов регулирования тарифов, принятые в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения федерального оператора, оператора;
5. Федеральный оператор до 1 августа года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в федеральный орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
6. Оператор до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов субъекта Российской Федерации предложение об установлении тарифов.
7. Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось (отдельных регулируемых видов деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности), тарифы на текущий год определяются и устанавливаются в случае, если предложение об установлении тарифов подано оператором не позднее 1 сентября текущего года, федеральным оператором - не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
8. При нарушении организацией указанных в пунктах 5-7 настоящих Правил сроков подачи предложений об установлении тарифов соответствующие тарифы на текущий и (или) очередной периоды регулирования для такой организации не устанавливаются.
9. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил. В заявлении об установлении тарифов указывается следующая информация:
а) сведения о федеральном операторе, операторе (далее - заявитель):
наименование заявителя согласно уставу, фамилия, имя и отчество руководителя;
основной государственный регистрационный номер заявителя, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации юридического лица (согласно свидетельству о государственной регистрации в качестве юридического лица);
почтовый адрес, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и адрес электронной почты заявителя;
индивидуальный номер налогоплательщика и код причины постановки на налоговый учет;
б) метод регулирования тарифов, который федеральный оператор, оператор считает необходимым применить при регулировании тарифов.
10. К заявлению об установлении тарифов прилагаются следующие обосновывающие материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности;
б) копия лицензии в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности;
в) копии документов об утверждении учетной политики с приложениями (включая утвержденный план счетов, содержащий перечень счетов и субсчетов синтетического и аналитического бухгалтерского учета);
г) копия документа о назначении (выборе) лица, имеющего право действовать от имени федерального оператора, оператора без доверенности;
д) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату;
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с отходами I и II классов опасности, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;
ж) расчет размера тарифов;
з) расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным пунктами 4-5 Основ ценообразования;
и) расчет определяемых в соответствии с Основами ценообразования дополнительно полученных доходов, и (или) недополученных доходов, и (или) экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении тарифов для федерального оператора, оператора в предыдущем периоде регулирования (при наличии);
й) копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, или реестр таких договоров. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, об объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору;
11. Указанные в пункте 10 настоящих Правил обосновывающие материалы предоставляются в орган регулирования тарифов также посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система".
12. При осуществлении органами регулирования тарифов корректировки тарифов обосновывающие материалы, указанные в пункте 10 настоящих Правил, направляются федеральным оператором, оператором в органы регулирования тарифов по запросу.
Органы регулирования тарифов определяют срок представления обосновывающих материалов, который не может быть менее 15 рабочих дней со дня поступления запроса в адрес федерального оператора, оператора.
13. Заявление об установлении тарифов подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом федерального оператора, оператора, скрепляется печатью федерального оператора, оператора и содержит опись прилагаемых к нему обосновывающих материалов.
Для установления тарифов перечень обосновывающих материалов, указанных в пункте 10 настоящих Правил, является исчерпывающим.
По инициативе федерального оператора, оператора помимо указанных в пункте 10 настоящих Правил обосновывающих материалов могут быть представлены иные документы и материалы, в том числе экспертное заключение независимых экспертов.
14. Предложение об установлении тарифов представляется в органы регулирования тарифов органом управления федерального оператора, оператора или иным уполномоченным лицом, либо направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении, либо представляется в электронной форме, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единая информационно-аналитическая система".
В случае представления предложения об установлении тарифов в электронной форме оно подписывается руководителем федерального оператора, оператора или иным уполномоченным лицом тем видом электронной подписи, который предусмотрен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов.
15. В случае непредставления федеральным оператором, оператором в полном объеме предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил обосновывающих материалов органы регулирования тарифов в течение 10 рабочих дней со дня подачи федеральным оператором, оператором заявления об установлении тарифов направляют заказным почтовым отправлением или по электронной почте уведомление о необходимости представления таких материалов в полном объеме. В случае непредставления федеральным оператором, оператором обосновывающих материалов в течение 5 рабочих дней со дня получения такого уведомления органы регулирования тарифов без рассмотрения возвращают федеральному оператору, оператору материалы с указанием причин возврата.
Возврат органами регулирования тарифов заявления об установлении тарифов и приложенных к нему материалов не является препятствием для повторного обращения с заявлением об установлении тарифов, но не позднее, чем в срок до 1 июня года, предшествующего очередному периоду регулирования, оператором и до 1 сентября года, предшествующего очередному периоду регулирования, федеральным оператором.
В случае если в ходе анализа представленных предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, органы регулирования тарифов запрашивают дополнительные сведения, в том числе сведения, подтверждающие фактически понесенные федеральным оператором, оператором расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органами регулирования тарифов, но не может быть менее 5 рабочих дней со дня поступления запроса в адрес федерального оператора, оператора.
16. Уполномоченные руководителем федерального оператора, оператора представители вправе на основании письменного ходатайства получать информацию о ходе рассмотрения предложения об установлении тарифов и снимать копии с документов в течение всего периода рассмотрения предложения до момента установления тарифов, а также в течение года с даты принятия решения об установлении тарифов.
17. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
18. Органы регулирования тарифов проводят экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения органов регулирования тарифов принимаются на основании представляемых федеральным оператором, оператором обосновывающих материалов и экспертного заключения органов регулирования тарифов.
Указанное экспертное заключение, а также заключения, представленные федеральным оператором, оператором по его инициативе (в случае их наличия), приобщаются к делу об установлении тарифов.
19. Экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема оказываемых услуг;
б) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли федерального оператора, оператора и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования;
в) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых органы регулирования тарифов принимают решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных федеральным оператором, оператором в предложении об установлении тарифов;
г) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
20. Решение об установлении тарифов для федерального оператора принимается федеральным органом регулирования тарифов по итогам заседания не позднее 1 октября года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы. Решение об установлении тарифов для оператора принимается органом регулирования тарифов субъекта Российской Федерации тарифов по итогам заседания не позднее 1 июля года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы
21. Решение органов регулирования тарифов включает:
а) величину тарифов с указанием применяемой (при наличии) дифференциации тарифов;
б) дату введения в действие тарифов, дату окончания действия тарифов;
в) величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, - в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.
22. В протоколе заседания органов регулирования тарифов указываются также основные показатели расчета тарифов федерального оператора, оператора на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе:
а) величина необходимой валовой выручки федерального оператора, оператора, принятая при расчете установленных тарифов, и основные статьи (группы) расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с классификацией расходов, определенной Основами ценообразования;
б) объем оказываемых услуг, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы;
в) индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс, потребляемый федеральным оператором, оператором при осуществлении регулируемой деятельности в очередном периоде регулирования;
г) долгосрочные параметры регулирования - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода индексации;
д) виды и величина расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, с указанием оснований принятия такого решения;
е) перечень и величина параметров, учтенных при корректировке необходимой валовой выручки федеральным оператором, оператором, - в случаях, когда установление тарифов осуществляется с применением метода индексации.
23. Органы регулирования тарифов в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов направляют заверенную копию указанного решения с приложением протокола заседания органа регулирования тарифов (выписки из указанного протокола) в адрес федерального оператора, оператора.
Направление указанных документов осуществляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в электронном виде с получением подтверждения информации адресатом.
24. Органы регулирования тарифов обеспечивают размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания органов регулирования тарифов в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
25. Решение об установлении тарифов не имеет обратной силы.
26. 10-24 настоящих Правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.