Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" (в части систематизации обязательных требований в сфере рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы)"
(подготовлен ФАС России 06.02.2020 г.)
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"
(в части систематизации обязательных требований в сфере рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы)
Статья 1
Внести изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе":
1) статью 31 изложить в следующей редакции:
"Статья 31. Саморегулируемая организация в сфере рекламы
1. Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается единое общероссийское профессиональное объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, а также их объединений и объединений, представляющих интересы потребителей, созданное в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства в целях рассмотрения споров о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, представительства и защиты интересов своих членов, выработки правил осуществления профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований соблюдения этических норм в рекламе, и обеспечения контроля за их выполнением.
2. Саморегулируемая организация в сфере рекламы приобретает статус саморегулируемой организации в сфере рекламы и вправе осуществлять права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с даты подписания с антимонопольным органом соглашения о выполнении функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Указанное соглашение подписывается антимонопольным органом с одной организацией и является бессрочным, если иное не предусмотрено условиями соглашения. Антимонопольный орган вправе досрочно расторгнуть указанное соглашение в случае существенного нарушения саморегулируемой организацией требований законодательства либо ненадлежащего выполнения своих функций. Антимонопольный орган размещает на своем официальном сайте информацию о саморегулируемой организации, с которой заключено указанное соглашение.
Указанное соглашение подписывается антимонопольным органом с организацией:
1) у которой зарегистрированы представительства или филиалы не менее чем в десяти субъектах Российской Федерации;
2) членами которой являются не менее пяти компаний каждого вида: рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители, при этом каждая компания должна фактически осуществлять деятельность на рекламном рынке не менее пяти лет и не менее чем в пяти субъектах Российской Федерации.
3. Предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи соглашение может быть подписано антимонопольным органом только с организаций, соответствующей всем требованиям настоящего Федерального закона, в том числе требованиям, указанным в пункте 4 настоящей статьи
4. Членство в саморегулируемой организации в сфере рекламы является добровольным. В состав членов саморегулируемой организации должно быть принято любое лицо (рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель, а также их объединения и объединения, представляющие интересы потребителей), соответствующее требованиям, предъявляемым к членам саморегулируемой организации, установленным в учредительных документах саморегулируемой организации.
Требования к членам саморегулируемой организации должны быть едиными для всех лиц. Запрещается устанавливать дискриминационные условия приема в члены саморегулируемой организации, при которых одно или несколько лиц поставлены в неравное положение по сравнению с другими лицами, в том числе условиями об объеме размещаемой рекламы, выручки лица, видах рекламных носителей и иных подобных условий. При этом допустимо установление в учредительных документах саморегулируемой организации различных требований соответствия членов саморегулируемой организации различным видам (типам) членства.
5. Имущество саморегулируемой организации в сфере рекламы формируется на основе членских взносов, дохода от оказания платных услуг, а также от иных источников, предусмотренных действующим законодательством.
6. В учредительных или иных документах саморегулируемой организации должны быть установлены:
1) требования к членам саморегулируемой организации и порядок вступления в саморегулируемую организацию;
2) перечень функций саморегулируемой организации и порядок их осуществления;
3) перечень органов саморегулируемой организации, порядок их формирования и осуществления ими деятельности;
4) порядок рассмотрения споров о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе и порядок оспаривания решений саморегулируемой организации по таким спорам в рамках саморегулируемой организации;
5) порядок финансирования деятельности саморегулируемой организации.
В учредительных или иных документах саморегулируемой организации могут быть урегулированы иные вопросы функционирования саморегулируемой организации.
2) статью 32 изложить в следующей редакции:
"Статья 32. Функции саморегулируемой организации в сфере рекламы
Саморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право:
1) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) участвовать в рассмотрении антимонопольным органом любых дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе как членами саморегулируемой организации, так и лицами, не являющимися членами саморегулируемой организации, в том числе с правом изложения своей позиции по обстоятельствам дела и ее правовой оценки в устной или письменной форме;
3) обжаловать в соответствующий суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
4) применять в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
5) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации требования к рекламе (стандарты рекламы);
6) осуществлять контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона и утвержденных требований к рекламе (стандартов рекламы);
7) в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, рассматривать жалобы и заявления от любых лиц на рекламу в отношении любого рекламодателя, рекламораспространителя или рекламопроизводителя (как являющихся, так и не являющихся членом саморегулируемой организации) и выносить решения о признании рекламы соответствующей или не соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе (а в отношении членов саморегулируемой организации - также требованиям к рекламе (стандартам рекламы), принятым саморегулируемой организацией), в том числе с предписанием об устранении нарушения;
8) разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию с учетом правил, предусмотренных п. 4 ст. 31 настоящего Федерального закона;
9) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации, при этом сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные саморегулируемой организации при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев;
10) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации;
11) осуществлять предварительную проверку рекламных материалов на платной основе по запросам членов саморегулируемой организации;
12) направлять мотивированные запросы как членам, так и не членам саморегулируемой организации о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения спора, которые являются обязательными для исполнения, в объеме, необходимом для рассмотрения спора. В случае непредоставления запрошенных информации и документов, саморегулируемая организация вправе обратиться в территориальное управление антимонопольного органа с заявлением о направлении такого запроса и такой запрос должен быть направлен в течение пяти дней с даты получения данного заявления".
3) дополнить статьей 32.1 следующего содержания:
"Статья 32.1. Рассмотрение саморегулируемой организацией в сфере рекламы споров о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
1. Саморегулируемая организация в сфере рекламы рассматривает споры о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, инициированные саморегулируемой организацией по собственной инициативе, а также по жалобам и заявлениям физических и юридических лиц в отношении любого рекламодателя, рекламораспространителя или рекламопроизводителя (как являющегося, так и не являющегося членом саморегулируемой организации) в порядке, установленном в учредительных и иных документах саморегулируемой организации.
2. Решения и предписания саморегулируемой организации могут быть обжалованы лицами, участвующими в рассмотрении спора, в суд в течение трех месяцев с даты их вынесения. Подача заявления о признании недействительным решения, предписания саморегулируемой организации не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания.
3. Саморегулируемая организация не вправе рассматривать жалобы и заявления о признании рекламы несоответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, если саморегулируемой организации стало известно о том, что в отношении такой рекламы судом или антимонопольным органом ранее или одновременно было возбуждено дело против того же лица по аналогичным основаниям. Любая из сторон спора вправе сделать соответствующее заявление об этом до начала рассмотрения спора.
4. В случае получения антимонопольным органом обращения или заявления о нарушении законодательства о рекламе лицом, в отношении которого саморегулируемая организация рассматривает спор по аналогичным основаниям, антимонопольный орган отказывает в возбуждении дела или прекращает дело в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Антимонопольный орган вправе передать дело о нарушении законодательства о рекламе на рассмотрение саморегулируемой организации в случае получения антимонопольным органом обращения или заявления в отношении рекламы, являющейся предметом спора, рассматриваемого саморегулируемой организацией, но по иным основаниям, а также в иных случаях по усмотрению антимонопольного органа.
6. Заседания саморегулируемой организации по рассмотрению споров являются открытыми, за исключением случаев, когда стороны приходят к соглашению о проведению закрытого заседания.
7. Решение и предписание саморегулируемой организации, вынесенные ей по результатам рассмотрения споров о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательны для исполнения всеми участниками спора, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если данное решение или предписание саморегулируемой организации не исполняется добровольно, саморегулируемая организация имеет право обратиться в антимонопольный орган для возбуждения дела об административном правонарушении в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе.
В случае, если данное решение или предписание саморегулируемой организации не исполняются добровольно лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, к нему также могут быть применены меры ответственности, предусмотренные учредительными документами саморегулируемой организации.
8. Рекламораспространители, являющиеся членами саморегулируемой организации, которые были уведомлены саморегулируемой организацией о принятии соответствующего решения (предписания), обязаны прекратить распространение рекламы в случае вынесения саморегулируемой организацией соответствующего решения или предписания по результатам рассмотрения спора о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе.
9. Деятельность саморегулируемой организации в сфере рекламы по рассмотрению споров должна быть основана на следующих принципах: независимость, коллегиальность, отсутствие конфликта интересов, прозрачность процедуры рассмотрения споров, конфиденциальность".
4) дополнить статьей 32.2 следующего содержания:
"Статья 32.2. Основные органы саморегулируемой организации в сфере рекламы и порядок их формирования
1. Органы саморегулируемой организации формируются в соответствии с учредительными документами саморегулируемой организации, но в любом случае должны включать в себя общее собрание членов, правление и совет по рассмотрению споров и жалоб.
2. В общем собрании вправе участвовать все члены саморегулируемой организации. Общее собрание формирует все иные органы саморегулируемой организации и утверждает требования к рекламе (стандарты рекламы).
3. Правление избирается общим собранием саморегулируемой организации и осуществляет свою деятельность в соответствии с учредительными документами саморегулируемой организации, в частности обеспечивает решение всех текущих вопросов, возникающих в деятельности саморегулируемой организации.
4. Совет по рассмотрению споров и жалоб непосредственно осуществляет рассмотрение жалоб о ненадлежащей рекламе в порядке, предусмотренном учредительными документами саморегулируемой организации.
5. Апелляционный совет рассматривает жалобы на решения совета по рассмотрению споров и жалоб в порядке, предусмотренном учредительными документами саморегулируемой организации.
Статья 2
Статью 1 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" дополнить новой частью 4 следующего содержания:
"4. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на саморегулируемые организации в сфере рекламы. Отношения, возникающие в связи с приобретением или прекращением статуса указанных в настоящей части саморегулируемых организаций, их деятельностью, осуществлением надзора за саморегулируемыми организациями, а также в связи с осуществлением взаимодействия между саморегулируемыми организациями и их членами, клиентами членов саморегулируемых организаций, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.