Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов)" (далее - проект акта, КоАП), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 5 по 16 августа 2019 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 13 декабря 2019 г. по 17 января 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/04/08-19/00093741).
Разработчиком подготовлен ряд проектов нормативных правовых актов в целях проведения эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации - Республике Саха (Якутия), в Алтайском крае, в Воронежской, Нижегородской, Орловской, Свердловской и Тверской областях (далее - определенные экспериментом субъекты Российской Федерации) с использованием мер, способствующих трудоустройству и обеспечению занятости инвалидов.
Эксперимент предлагается провести в период с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2026 г. включительно.
В отношении законопроекта, направленного на установление условий и порядка проведения указанного эксперимента в отдельных субъектах Российской Федерации (далее - законопроект об эксперименте), Минэкономразвития России было подготовлено и направлено в адрес Минтруда России положительное заключение об оценке регулирующего воздействия (письмо от 17 декабря 2019 г. N 43872-СШ/Д26и).
Проектируемый эксперимент, как отмечает разработчик, должен оптимизировать механизм установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов, определив в том числе особенности установления квоты приема на работу инвалидов в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент:
численность работников работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, для целей определения фактической обязанности работодателей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется среднесписочной численностью работников без учета филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах Российской Федерации, не участвующих в проведении эксперимента (работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда не включаются);
квота для трудоустройства инвалидов в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, считается выполненной работодателем в случаях оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов и (или) осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству и занятости инвалидов субъекта Российской Федерации, включенного в эксперимент, за каждого нетрудоустроенного в счет установленной квоты инвалида;
выполнением квоты для трудоустройства инвалидов считается оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место в рамках проведения проектируемого эксперимента.
Работодателям, являющимся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, осуществляющим деятельность в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, требование об установлении и выполнении квоты для инвалидов не устанавливается.
Размер компенсационной выплаты в период проведения эксперимента на очередной год в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, устанавливается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, включенного в эксперимент, в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на 2-й квартал предшествующего года.
Согласно проектируемому законопроектом об эксперименте регулированию в субъектах Российской Федерации, включенных в эксперимент, создаются в установленном порядке фонды содействия трудоустройству и занятости инвалидов, которые являются источником финансового обеспечения реализации мер, способствующих трудоустройству и обеспечению занятости инвалидов.
Согласно действующему законодательству неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей (статья 5.42 КоАП).
Проектируемым регулированием предлагается дополнить статью 5.42 КоАП новыми положениями в целях усиления ответственности работодателей за неисполнение ими в определенных экспериментом субъектах Российской Федерации обязанностей, проектируемых законопроектом об эксперименте: обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, либо необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, либо неосуществление в установленном порядке по итогам отчетного периода компенсационных выплат в фонд содействия в трудоустройстве инвалидов в случае нетрудоустройства инвалидов на рабочие места, выделенные для их трудоустройства, путем увеличения штрафных санкций для должностных лиц, а также устанавливается ответственность для юридических лиц.
Так, неисполнение проектируемых законопроектом об эксперименте обязанностей повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц - в размере от 40 до 50 тысяч рублей. Необоснованный отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц - в размере от 10 до 20 тысяч рублей.
Полагаем, что решение об увеличении штрафных санкций, равно как и решение о размере этих санкций, целесообразно принимать по результатам проведенного эксперимента, имея статистические данные, аналитические обоснования и выводы, сделанные по результатам проведенного эксперимента, свидетельствующие о целесообразности, соразмерности и обоснованности их увеличения.
Следует отметить, что при разработке проектов федеральных законов, предполагающих усиление административной ответственности, необходимо учитывать, что основным способом повышения эффективности действующих норм является обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания применительно к лицам, нарушающим установленные в законодательстве Российской Федерации правила и запреты.
Также следует учитывать постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2016 г. N 28-П согласно которому, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения; соответственно, уголовно-правовые и административно-правовые санкции, устанавливаемые в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности, порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются), тому вреду, который причинен в результате противоправного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного и административного наказания совершенному правонарушению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.