Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих возврат просроченной задолженности, по истребованию документов и информации)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минюстом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен во исполнение подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросам контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, от 17 мая 2019 г. N Пр-853 и представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Регулирование, предлагаемое проектом акта, предусматривает наделение должностных лиц Федеральной службы судебных приставов полномочиями по истребованию информации и документов, необходимых для проверки сведений о фактах нарушения требований Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ). При этом устанавливается обязанность должностных лиц ФССП России по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны.
Кроме того, корреспондирующие изменения вносятся в Федеральные законы от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ), от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" и от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ).
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 30 октября по 13 ноября 2019 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 15 ноября по 5 декабря 2019 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=96561.
По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, на этапе размещения уведомления о подготовке проекта акта замечания и предложения не поступали.
При проведении публичных обсуждений проекта акта и сводного отчета поступили замечания и предложения от АО "Мосэнергосбыт" и гражданки В.П. Лагаевой.
Данные замечания и предложения включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах их отклонения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету в сроки с 26 декабря 2019 г. по 13 января 2020 г. с целью выявления мнения заинтересованных представителей предпринимательского сообщества относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету были получены замечания и предложения от ПАО "ВымпелКом", ПАО "МТС" и ПАО "Ростелеком".
Неучтенные замечания и предложения указанных экспертов приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций. Минэкономразвития России рекомендует разработчику рассмотреть данные замечания и предложения и по возможности учесть их при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком были соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеется следующее замечание.
Проектируемым пунктом 1.2 статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ (статья 1 проекта акта) предлагается установить обязанность операторов связи предоставлять информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в случаях, установленных федеральными законами.
Вместе с тем необходимо отметить, что статья 64 Федерального закона N 126-ФЗ устанавливает обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи исключительно при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлении следственных действий.
Однако федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, не является органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность либо деятельность по обеспечению безопасности Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с положениями подпункта 4 статьи 17 Федерального закона N 230-ФЗ юридические лица, осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и включенные в государственный реестр, обязаны обеспечивать запись всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, и их хранение до истечения не менее трех лет со дня их осуществления.
При этом проектируемой статьей 3.1 Федерального закона N 230-ФЗ устанавливается, что юридические лица, включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, обязаны представлять указанную информацию по мотивированному запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) за их деятельностью.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 63 Федерального закона N 126-ФЗ сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, а также сами эти сообщения могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации позволяет физическому лицу как пользователю услугами связи самостоятельно обратиться к оператору связи, с которым у него заключен договор об оказании услуг связи, за предоставлением сведений об оказанных услугах связи в целях использования соответствующих сведений в качестве доказательства совершенного правонарушения.
Учитывая изложенное, по мнению Минэкономразвития России, положения проектируемого пункта 1.2 статьи 64 Федерального закона N 126-ФЗ являются излишними.
Аналогичное замечание касается проектируемых положений части 3.1 статьи 10.1 Федерального закона N 149-ФЗ (статья 3 проекта акта).
Минэкономразвития России считает необходимым исключить из проекта акта статьи 1 и 3.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Вместе с тем в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.