Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
(подготовлен Минкультуры России 03.02.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.03.2019 N Пр-388 по вопросу ежегодной государственной поддержки (в том числе в виде государственной гарантии финансовой ответственности) обеспечения сохранности музейных предметов и музейных коллекций во время их транспортировки в культурно-образовательные и музейные комплексы в субъектах Российской Федерации из мест постоянного хранения и обратно, а также пункта 3 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 16.07.2019 N ОГ-П44-90пр по данному вопросу.
Согласно рекомендациям ЮНЕСКО "О международном обмене культурными ценностями" и "Об охране движимых культурных ценностей" механизм государственных гарантий применяется в большинстве развитых стран (например, в Великобритании, США, Финляндии, Новой Зеландии, Канаде, Японии, Дании, Австрии, Франции, Германии и Испании). Представляется, что внедрение подобного институт в Российской Федерации будет способствовать дальнейшей интеграции страны в мировой культурный процесс и укреплению ее престижа за рубежом.
Институт государственных гарантий в отношении культурных ценностей был разработан и введен в международную практику в том числе с целью экономии бюджетных средств, направляемых на страхование экспонатов выставок, поскольку прямые бюджетные затраты в случае использования конструкции договора страхования выше фактических выплат по государственным гарантиям. Данный институт получил широкое распространение во всем мире в период экономического кризиса, что значительно облегчало решение вопроса организации высокобюджетных выставок, избегая реальных затрат на их страхование.
В настоящее время основным механизмом финансового покрытия рисков в отношении музейных предметов временно выдаваемых и перемещаемых из музеев для участия в выставочных проектах является коммерческое страхование. Однако указанный способ является несовершенным и недоступным для ряда государственных и муниципальных музеев, являющихся бюджетными организациями и ограниченными в средствах. Использование музеями исключительно коммерческого страхования препятствует активным выставочным обменам между музеями.
Целью разработанного законопроекта является создание гибкого механизма обеспечения сохранности и финансовой защиты музейных предметов и музейных коллекций при организации российскими музеями выставочных проектов в Российской Федерации и за рубежом.
Законопроект предоставляет возможность музеям при организации выставочной деятельности использовать для защиты музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, как программу государственных гарантий Российской Федерации, так и механизм страхования.
Это в свою очередь создаст благоприятные условия для выставочных обменов между музеями на территории Российской Федерации и за рубежом.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.