Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Технических условий размещения и крепления скоропортящихся грузов в изотермических вагонах"
(подготовлен Минтрансом России 13.02.2020 г.)
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) и подпунктом 5.2.54 (19) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 47, ст. 6669) приказываю:
Утвердить прилагаемые Технические условия размещения и крепления скоропортящихся грузов в изотермических вагонах.
Министр |
Е.И. Дитрих |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минтранса России
от _______________N ______
Технические условия размещения и крепления скоропортящихся грузов в изотермических вагонах
1. Настоящие Технические условия устанавливают порядок размещения и крепления пищевых и непищевых грузов (далее - скоропортящиеся грузы),а также тарных и штучных непродовольственных грузов в малогабаритной упаковке непакетированных и пакетированных (в транспортных пакетах), перевозимых в изотермических вагонах(рефрижераторные вагоны, в том числе грузовые вагоны рефрижераторных секций и автономные рефрижераторные вагоны, вагоны - термосы, изотермические вагоны и крытые вагоны с утепленным кузовом, переоборудованные из рефрижераторных вагонов, вагоны-термосы, переоборудованные из крытых вагонов) (далее - вагоны),и определяют основные технические требования размещения и крепления в изотермических вагонах, обеспечивающие безопасность перевозки и сохранность перевозимых грузов.
2. Грузы (кроме овощей и фруктов свежих) размещают в вагоне плотным штабелем. Ящики с грузами при плотной укладке размещают по длине грузового помещения вагона плотно один к другому и торцевым стенам. Просвет по ширине вагона, который возникает за счет некратности размеров ящиков и ширины грузового помещения, распределяется равномерно между ящиками. При этом справа и слева от дверного проема вагона ящики размещают длинной стороной вдоль грузового помещения, а в междверном пространстве - поперек.
При наличии на стенах вагона вертикальных брусков или гофр скоропортящиеся грузы укладываются вплотную к ним, а при отсутствии брусков и гофр - на расстоянии 4-5 см от торцевых и продольных стен.
3. Размещение и крепление грузов в вагонах должно производиться без повреждения внутреннего оборудования и обшивки стен вагонов. Транспортная упаковка грузов должна быть без загрязнений и повреждений.
4. Размещение скоропортящихся грузов в вагонах, не имеющих напольных решеток или Т-образного профиля в полу вагона, должно производиться на транспортные поддоны.
5. Грузы в вагоне размещают так, чтобы обеспечивалось свободное открывание дверей с обеих сторон. Тарные и штучные грузы укладывают в междверном пространстве с отступлением от дверей на 25 см. Во избежание навала груза двери вагона следует ограждать деревянной обрешеткой. В этом случае допускается укладывать груз вплотную к ограждению без зазора.
Если зазор между штабелями в середине вагона не превышает 200 мм, допускается не производить крепление штабелей груза в продольном направлении. Если зазор между штабелями в середине вагона не превышает 200 мм, допускается не производить крепление пакетов в продольном направлении.
В случае превышения указанной величины зазора штабели груза закрепляют от смещений в продольном направлении распорной рамой (рисунок 1). Распорные рамы выполняют из упорных досок сечением не менее 40х100 мм длиной не менее ширины яруса, стоек из досок сечением не менее 40х100мм и длиной равной высоте штабеля груза и распорных брусков сечением не менее 50х100 мм и длиной по месту. Распорные рамы устанавливают так, чтобы два верхних яруса опирались на упорные доски.
Запрещается при устройстве распорок забивать гвозди в стены и пол вагонов.
6. Бочки с грузом устанавливают в один или несколько ярусов вертикально укупорочным днищем и втулкой вверх либо укладывают горизонтально, если втулка сбоку. При установке бочек в несколько ярусов применяются прокладки.
При размещении бочек в несколько ярусов, наверху каждого яруса укладывают по две прокладки, на которые устойчиво устанавливают бочки последующего яруса.
Погрузка бочек емкостью более 400 дм3 в вагоны не допускается.
В каждом ярусе или ряду размещают однотипные по размеру бочки.
При этом крупные и тяжелые бочки с грузом размещают в нижних ярусах,легкие - в верхних.
7. Овощи и фрукты свежие в ящиках в вагоне размещают одним из следующих способов.
Способ 1 - шахматная укладка(рисунок N 2 приложения). Ящики в нечетных ярусах размещают длинной стороной вдоль вагона с зазорами между ящиками 4 - 5 см на расстоянии 7 - 8 см от одной боковой стены вагона и 2 - 3 см от другой. Ящики четных ярусов размещают в таком же порядке, но с перекрытием зазоров в поперечном направлении нижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположенные ящики не менее чем на 2 - 3 см. Свешивание крайних ящиков допускается не более чем на одну треть их ширины.
Способ 2 - перекрестная укладка(рисунок N 3 приложения). Ящики в нечетных ярусах размещают длинной стороной вдоль вагона, ящики в четных ярусах - поперек с зазорами между рядами ящиков 4 - 5 см. Зазоры между штабелем и боковыми стенами при отсутствии гофров или вертикальных брусков должны быть 4 - 5 см. Ящики в смежных ярусах должны перекрывать друг друга. Между ящиками нечетных ярусов образуются прямые каналы вдоль вагона, а между ящиками четных ярусов - каналы поперек вагона.
Способ 3 - вертикальная укладка. Ящики размещают по длине вагона вплотную один к другому и к торцевым стенам вагона,а по ширине - с зазорами 4 - 5 см между ящиками и между ящиками и боковыми стенами вагона. Через каждые один-два яруса и под ящики каждого из двух верхних ярусов устанавливают деревянные прокладки толщиной 2 - 3 см и длиной, равной внутренней ширине кузова вагона. Ящики каждого последующего яруса устанавливают над ящиками нижележащего яруса.
8. При перевозке бананов при отрицательных температурах наружного воздуха во избежание их переохлаждения нижние ряды картонных ящиков, коробок должны быть размещены на поддонах, устанавливаемых на напольные решетки,Т-образный профиль в полу вагона или на пол вагона.
9. Грузы в мешках, сетках размещают в вагоне вертикально в несколько ярусов.
10. Транспортные пакеты (далее - пакеты) в вагонах устанавливают на напольные решетки или Т-образный профиль в полу вагона,а в случае их отсутствия - на пол.
Между ярусами пакетов размещают прокладки из картона, коврики противоскольжения или другого материала, предотвращающего скольжение.
В междверном пространстве вагона пакеты устанавливают в один ярус для обеспечения их механизированной выгрузки из любой двери вагона. Пакеты размещают длинной стороной по ширине вагона по два в ряд. Вагон должен быть загружен полным комплектом пакетов. При наличии между пакетами зазоров свыше 150 мм должно быть произведено их крепление.
Для обеспечения устойчивости штабеля при размещении груза в два яруса крайние пакеты второго яруса у междверного пространства вагона скрепляют с пакетами предыдущего ряда текстильной, стальной или полимерной лентой, или укрепляют распорками.
11. Замороженное мясо в тушах, полутушах и четвертинах, перевозимое без упаковки, укладывается в вагоны плотным штабелем, начиная от торцевых стен вагона с предварительной застилкой напольных решеток, Т-образного профиля в полу вагона или поддонов и стен на высоту погрузки чистой плотной бумагой. Между напольными решетками или поддонами и стенами вагона оставляют щели для циркуляции холодного воздуха.
12. Подмороженное мясо для промышленной переработки укладывают по продольной оси вагона штабелями высотой не более 160 см.
13. Максимальная высота укладки ящиков со свежими овощами и фруктами в рефрижераторных вагонах не должна превышать:
виноград, абрикосы, персики, алыча, вишня, черешня, слива, яблоки и груши ранних сроков созревания в ящиках - 180 см;
капуста раннеспелая, огурцы, яблоки и груши поздних сроков созревания, айва, бананы, томаты, дыни и другие овощи, и фрукты свежие в ящиках - 220 см;
кукуруза початками в ящиках: предварительно охлажденная - 160 см, неохлажденная - 120 см;
дыни, арбузы и тыквы в ящичных поддонах в 2-3 яруса;
картофель поздний, лук репчатый, свекла столовая, морковь, капуста, другие овощи, упакованные в мешки, сетки -180 см;
Максимальная высота загрузки свежих картофеля, свеклы (без ботвы), арбузов и тыквы навалом в крытых вагонах составляет - 180 см.
14. Грузы в ящиках, высота погрузки которых в настоящих Технических условиях не указана, размещают в вагонах таким образом, чтобы масса загруженного груза не превышала трафаретной грузоподъемности вагона, а между верхом штабеля груза и потолком вагона оставался промежуток не менее 50 см.
Размещение мест с такими грузами в междверном пространстве при необходимости допускается вдоль или поперек вагона с установкой в дверных проемах на высоте двух верхних ярусов штабеля досок, предупреждающих навал груза на двери.
Не допускается ступенчатая установка ящиков в верхних ярусах.
15. Крепление ящиков, пакетов в продольном направлении производится с использованием пневмооболочек (рисунок N 4 приложения) производят в следующем порядке.
Пневмооболочки помещают в зазор между штабелями (группами) ящиков, пакетов на высоте от пола вагона 10 - 20 см и заполняют воздухом до рабочего давления в соответствии с инструкцией изготовителя. Размеры пневмооболочек подбирают таким образом, чтобы после установки контактная поверхность пневмооболочек перекрывала не менее половины площади каждого ящика и не менее 1/2 площади каждого пакета. Величина зазора, заполняемого одной пневмооболочкой, не должна превышать 450 мм. В случаях размещения грузов с зазором между штабелями пакетов более 450 мм следует размещать груз с несколькими зазорами (каждый величиной менее 450 мм) между штабелями и заполнять их пневмооболочками. Если поверхности ящиков, пакетов имеют острые углы или выступающие части, которые могут повредить пневмооболочки, между ними и пневмооболочками устанавливают прокладочный материал.
Подбор пневмооболочек и варианта их установки производят в зависимости от величины зазора между штабелями (группами) ящиков, пакетов, массы и высоты каждого штабеля (группы), несущей способности конкретного типа и размера пневмооболочки. Под несущей способностью пневмооболочки понимается величина допускаемой нагрузки при конкретной величине заполняемого зазора. Суммарная несущая способность установленных пневмооболочек в зависимости от массы закрепляемого штабеля (группы) ящиков, пакетов должна быть не менее приведенной в таблице N1 приложения.
При установке в одной плоскости поперек вагона нескольких пневмооболочек их суммарная несущая способность равна сумме несущих способностей всех пневмооболочек.
При установке двух одинаковых пневмооболочек по длине штабеля вдоль вагона (рисунок N4б приложения) их несущая способность равна несущей способности одной пневмооболочки. При установке двух различных пневмооболочек их несущая способность принимается по меньшему значению.
Если части штабеля, закрепляемые пневмооболочками, имеют разную массу,а также при размещении в соответствии с рисунком 4б, пневмооболочки подбирают по массе более тяжелой части штабеля.
Крепление ящиков, пакетов в поперечном направлении с использованием пневмооболочек производят порядком, аналогичным креплению в продольном направлении. При размещении ящиков пневмооболочки устанавливают на равном расстоянии друг от друга по всей длине штабеля от торцевых стен до дверного проема (рисунки NN 5а,5в, 5г приложения); при размещении пакетов - таким образом, чтобы пневмооболочки перекрывали не менее трех крайних рядов пакетов в торцах вагона (рисунок N 5д приложения).
Суммарная несущая способность пневмооболочек для крепления в поперечном направлении штабеля (группы) ящиков, пакетов должна быть не менее приведенной в таблице N 2 приложения.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Техническим условиям размещения и крепления скоропортящихся грузов в изотермических вагонах
от _________________ N ______
Рисунок N 1
Рисунок N 2
Рисунок N 3
Рисунок N 4 Примеры крепления ящиков, пакетов в продольном направлении с использованием пневмооболочек
1 - пневмооболочка; 2 - распорная рама; 3 - подкладка.
Таблица N 1
Масса штабеля (группы) ящиков, пакетов, т |
Необходимая суммарная несущая способность пневмооболочек, т |
Масса штабеля (группы) ящиков, пакетов, т |
Необходимая суммарная несущая способность пневмооболочек, т |
до 15 вкл. |
10 |
свыше 25 до 30 вкл. |
20 |
свыше 15 до 20 вкл. |
15 |
свыше 30 до 35 вкл. |
24 |
свыше 20 до 25 вкл. |
18 |
|
|
Таблица N 2
Масса штабеля (группы) ящиков, пакетов, т |
Необходимая суммарная несущая способность пневмооболочек, т |
Масса штабеля (группы) ящиков, пакетов, т |
Необходимая суммарная несущая способность пневмооболочек, т |
до 10 вкл. |
3,3 |
свыше 20 до 25 вкл. |
8,5 |
свыше 10 до 15 вкл. |
6,5 |
свыше 25 до 30 вкл. |
10,0 |
свыше 15 до 20 вкл. |
7,0 |
свыше 30 до 35 вкл. |
12,0 |
Рисунок N 5. Примеры крепления ящиков, пакетов в поперечном направлении: а, б, в, г, д - крепление ящиков, пакетов. 1 - стойка; 2 - упорная доска;3 - пневмооболочка
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.