Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект совместного приказа Минкомсвязи России и Минстроя России "О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 25 апреля 2019 г. N ВМ-П9-3421.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является приведение приказа Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно постановляющей части проекта акта разработка проекта акта основана на части 2.1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО), и (или) о выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, и (или) о выполнении работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - АДО), заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - МКД), осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 25 июня по 15 июля 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/06-19/00091989).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено,что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 27 декабря 2019 г. по 14 января 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции АО "МОСГАЗ", ПАО "Газпром газораспределение Нижний Новгород", не содержащие замечаний и предложений в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции Российского союза промышленников и предпринимателей, ООО "Газпром межрегионгаз", АО "Мослифт", содержащие замечания и предложения в отношении проектируемого регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
Проектируемое регулирование содержит нормы, не в полной мере соответствующие действующему законодательству Российской Федерации и (или) невыполнимые в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) риск привлечения к ответственности, установленной статьей 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209 ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" и статьей 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
1. Проектируемая норма пункта 11.2 раздела 4 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр (далее - Сведения в ГИС ЖКХ) предусматривает, что информация об ОГРН организации (ОГРНИП индивидуального предпринимателя), с которой заключен договор об оказании услуг и (или) выполнении работ в целях надлежащего содержания систем ВДГО, и (или) выполнении работ по АДО, должна быть размещена в ГИС ЖКХ не позднее 3 дней со дня получения протокола общего собрания собственников помещений в МКД.
Вместе с тем на момент подготовки протокола соответствующий договор может быть еще не заключен, так как срок заключения договора с момента проведения общего собрания собственников помещений МКД законодательством Российской Федерации не установлен.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным пересмотреть срок размещения в ГИС ЖКХ такой информации.
2. Пункт 1.9 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта предусматривает необходимость размещения в ГИС ЖКХ номера контактного телефона диспетчерской службы (при наличии) либо контактного центра.
Вместе с тем данная норма может оказаться невыполнимой на практике, поскольку требование о наличии контактного центра не предусмотрено Требованиями к лицам, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 (далее - постановление N 410).
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным доработать соответствующим образом пункт 1.9 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта.
3. Пункты 1 и 4 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта, содержат неопределенность в части идентификации лица, обязанного размещать информацию об АДО ВДГО.
Разделом 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта предусматривается раскрытие в ГИС ЖКХ информации, подлежащей размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг и (или) выполнению работ в целях надлежащего содержания систем ВДГО, и (или) выполнению работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, и (или) выполнению работ по АДО в случаях, если собственниками помещений выбран способ управления МКД - непосредственное управление собственниками помещений в МКД.
При этом, из содержания проектируемых норм затруднительно определить, кто является субъектом размещения информации - специализированная организация или газораспределительная организация (далее - ГРО) в части размещения в ГИС ЖКХ сведений по АДО.
Так, согласно пункту 7 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила пользования газом), утвержденных постановлением N 410, АДО ВДГО и внутриквартирного газового оборудования осуществляется ГРО, при этом специализированная организация, не являющаяся ГРО, заключает соглашение об АДО с ГРО в порядке, установленном Правилами N 410.
Учитывая изложенное, остается неясным, обязана ли специализированная организация, не являющаяся ГРО, размещать информацию по пункту 4, так как указанная организация напрямую не осуществляет деятельность по АДО.
Вместе с тем обращаем внимание, что в случае если специализированная организация одновременно является ГРО, то соответствующий случай предусмотрен пунктом 2 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта, и отдельного договора об осуществлении АДО ВДГО, предусмотренного пунктом 4 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта в указанном случае не может быть.
В случае если пункт 4 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта относится к договорам на оказание услуг и (или) выполнение работ по обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов и соответствующему аварийно-диспетчерскому обслуживанию, представляется целесообразным прямо соответствующую информацию указать в указанном положении проекта акта.
Таким образом, полагаем целесообразным четко разграничить виды размещаемой информации по лицам, которые должны ее размещать, в разделе 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта.
4. Пункты 2 и 4 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта предусматривают необходимость размещения информации о договорах, соответственно, на оказание услуг и (или) выполнение работ в целях надлежащего содержания систем ВДГО и на оказание услуг и (или) выполнение работ по АДО.
Вместе с тем отграничение данных видов деятельности некорректно, ввиду положения пункта 4 Правил пользования газом, согласно которому безопасное использование и содержание ВДГО и внутриквартирного газового оборудования, включает в себя осуществление следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
В связи с отсутствием единообразного подхода к используемым в нормативных правовых актах определениям на практике возможны сложности в определении видов деятельности и осуществляющих их организаций, обязанных размещать соответствующую информацию.
Таким образом, с учетом замечания 3, проект акта требует комплексной доработки.
5. Пункт 2.2 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта в части размещения подтверждающей информации о сторонах договора на оказание услуг и (или) выполнение работ в целях надлежащего содержания ВДГО не учитывает положения подпункта "а" пункта 22 Правил пользования газом, согласно которому при непосредственном управлении МКД, количество квартир в котором составляет более 12, право на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО предоставлено заявителю - юридическому лицу (управляющей организации).
В указанной норме Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта предусмотрено размещение информации лишь для случаев, когда договор заключается физическим лицом.
Состав информации о заказчике договора на оказание услуг и (или) выполнение работ в целях надлежащего содержания систем ВДГО, раскрываемый в пункте 2.2 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта, противоречит пунктам 19, 21 и 24 Правил N 410, определяющим перечень документов, представляемых специализированной организации для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО, и устанавливающим запрет требования от заявителя документов, не предусмотренных Правилами пользования газом.
Тем самым, положения подпунктов 2.2.2, 2.2.3.1, 2.2.3.1.1-2.2.3.1.4 пункта 2.2 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта являются невыполнимыми на практике, поскольку обязанности специализированной организации размещать данную информацию не корреспондирует встречная обязанность заказчика соответствующих услуг (работ) такую информацию представить.
Таким образом, считаем целесообразным учесть в редакции проекта акта положение подпункта "а" пункта 22 Правил пользования газом.
6. Пункт 2.9 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта, устанавливающий правило об обязательном размещении информации о стоимости работ в соответствии с актом оказанных услуг и (или) выполненных работ в целях надлежащего содержания систем ВДГО, не соответствует пункту 55 Правил пользования газом, согласно которому указание в акте сдачи-приемки информации о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте ВДГО не предусмотрено.
Кроме того, пунктом 59 Правил пользования газом прямо предусмотрена возможность оплаты работ (услуг) по техническому обслуживанию ВДГО в виде абонентской платы, что исключает возможность определения стоимости отдельных работ (услуг), выполненных (оказанных) в процессе исполнения договора.
Таким образом, указанное положение проекта акта также является невыполнимым на практике.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным исключить пункт 2.9 из проектируемой редакции раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ.
7. Пункты 2 и 3 Раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта не учитывают, что в соответствии со статьей 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту ВДГО, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений. В указанных случаях договор заключается региональным оператором капитального ремонта, а не уполномоченным собственниками помещений лицом.
При этом Разделом 9 Сведений в ГИС ЖКХ определен состав информации, подлежащей размещению в системе региональным оператором капитального ремонта, в том числе и указанных договоров.
Полагаем, что указанные положения могут быть истолкованы неоднозначно, что приведет к дублированию размещаемой информации в ГИС ЖКХ.
Таким образом, полагаем целесообразным доработать пункты 2 и 3 Раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта соответствующим образом.
8. Пункты 4.5-4.8 раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ в редакции проекта акта устанавливают обязанность размещения информации, касающейся актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору по АДО ВДГО.
Вместе с тем Правил пользования газом составление таких актов не предусмотрено.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным исключить из редакции проектируемого раздела 18 Сведений в ГИС ЖКХ пункты 4.5-4.8.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.