Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в инициативном порядке и основывается на существующей недостаточной информированности заявителей в момент получения технических условий о месте расположения точек присоединения.
На основании пункта 1.6 сводного отчета целью проекта акта является повышение информированности заявителя в момент получения технических условий о месте расположения точек присоединения.
В соответствии с пунктом 7.1 сводного отчета предлагаемым проектом акта могут быть затронуты интересы более 1 000 сетевых организаций и 10 000 потребителей электрической энергии (заявители).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 7 по 25 октября 2019 г. посредством размещения указанных документов ?на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/09-19/00095183).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил в период с 3 по 10 февраля 2020 г. были проведены публичные консультации по проекту акта, по итогам которых в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "МОЭК", ПАО "Т Плюс", ООО "Кузбасская энергетическая компания", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Ассоциации "НП ТСО", Комиссии РСПП по электроэнергетике, которые частично учтены в настоящем заключении.
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний к проекту акта в рамках подготовки настоящего заключения, Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие замечания, требующие учета и приводящие к необходимости доработки отдельных положений проекта акта.
1. Положением абзаца второго проекта акта предполагается установить, что в технических условиях для заявителей в том числе должно быть указано местоположение точек присоединения (вводных распределительных устройств, линий электропередачи, базовых подстанций, генераторов), позволяющее определить направление их расположения относительно границы земельного участка заявителя, со стороны которой предполагается осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя.
Следует отметить, что из редакции проекта акта представляется не вполне ясным способ определения направления расположения точек присоединения относительно границы земельного участка заявителя. Так, положениями проекта акта не устанавливаются четкие критерии или механизм определения направления расположения. Одновременно остается не вполне ясной необходимость определения направления расположения точек присоединения относительно границы земельного участка заявителя с проведением геодезических работ, что может повлечь на практике установление избыточных обязанностей в отношении субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, предлагаемым регулированием проектируется ранее не установленная обязанность по указанию местоположения конкретной точки присоединения.
При этом следует отметить, что в соответствии с позицией, поступившей от субъектов предпринимательской деятельности в рамках публичных консультаций, определение местоположения точек присоединения на стадии подготовки технических условий может потребовать дополнительного выполнения работ*(1), связанных с определением местоположения (координат) точек присоединения, позволяющего определить направление их расположения относительно границы земельного участка заявителя, что может повлечь дополнительные затраты субъектов предпринимательской деятельности.
Кроме того, указанная неопределенность может привести к увеличению сроков выдачи договоров об осуществлении технологического присоединения в связи с необходимостью осуществления указанных работ.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным проработать вопрос об установлении критериев или механизма определения расположения точек присоединения относительно границы земельного участка заявителя либо уточнить требования к указанию месторасположения точек присоединения, а также проанализировать совокупные расходы заявителей на выполнение технических условий в части расходов, связанных с недостаточной информированностью заявителей в момент получения технических условий о месте расположения точек присоединения в целях сравнения указанных расходов с дополнительными расходами сетевых организаций, которые будут осуществляться ими в целях выполнения предлагаемого регулирования.
2. В соответствии с положением абзаца четвертого проекта акта предполагается, что в случае, если в соответствии с настоящими Правилами технические условия согласовывались с системным оператором, сетевая организация обязана согласовать с системным оператором изменения в выданные заявителю технические условия, обусловленные корректировкой местоположения точек присоединения по итогам проектирования.
Системный оператор в течение 5 дней со дня получения указанных изменений технических условий согласовывает такие изменения либо представляет обоснованные замечания. Системный оператор рассматривает повторно направленные технические условия с учетом внесенных изменений и направляет в сетевую организацию информацию о результатах повторного рассмотрения в течение 5 дней со дня получения указанных изменений.
При этом следует обратить внимание, что положениями проекта акта не предполагается установления исчерпывающей процедуры прохождения согласования соответствующих изменений технических условий, в том числе в случаях отказа системного оператора в повторном и последующих согласованиях.
Таким образом, представляется целесообразным установить в рамках проекта акта соответствующую процедуру в полном объеме.
Дополнительно обращаем внимание, что при проведении публичных консультаций поступили отдельные предложения и замечания, рекомендуемые для рассмотрения разработчиком в целях их учета при доработке проекта акта (прилагаются).
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы, вместе с тем проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия
на проект постановления Правительства Российской Федерации
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - проект акта)
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие, а также в ряд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 5 отзывов от:
1. Ассоциации "НП ТСО";
2. Комиссии РСПП по электроэнергетике;
3. ООО "Кузбасская энергетическая компания";
4. ПАО "МОЭК";
5. ПАО "Т Плюс";
6. ПАО "Россети".
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту акта
N п/п |
Пункт проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
1. |
В целом по проекту акта |
Подпункт "а(2)" пункта 25 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила ТП), дополнить следующими словами: "В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся на территории комплексной жилой застройки, сетевая организация исполняет указанные обязательства до вводного распределительного устройства объектов капитального строительства комплексной жилой застройки. |
2. |
В целом по проекту акта |
Подпункт "г" пункта 25(1) Правил ТП дополнить следующими словами: "В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся на территории комплексной жилой застройки, сетевая организация исполняет указанные обязательства до вводного распределительного устройства объектов капитального строительства комплексной жилой застройки. |
3. |
В целом по проекту акта |
Пункт 16.3 Правил ТП дополнить следующими словами: "В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся на территории комплексной жилой застройки, сетевая организация исполняет указанные обязательства до вводного распределительного устройства объектов капитального строительства комплексной жилой застройки" |
4. |
В целом по проекту акта |
Возникнет необходимость внесения изменений в технические условия для уточнения точек присоединения по результатам осуществления проектно-изыскательских работ, что потребует увеличения трудозатрат сетевой компании и негативно скажется на стоимости технологического присоединения для потребителя. Местонахождение точек присоединения должно определяться в проектной документации заявителя. |
5. |
В целом по проекту акта |
В соответствии с пунктом 30(1-2) Правил технологического присоединения в случае технологического присоединения по индивидуальному проекту к объектам Единой национальной (общероссийской) электрической сети до дня заключения соответствующего договора между сетевой организацией и заявителем заключается соглашение о порядке взаимодействия при разработке индивидуальных технических условий и проектной документации. Согласно данному соглашению заявитель имеет право запрашивать у сетевой организации сведения о планируемых точках присоединения к объектам электросетевого хозяйства в целях обеспечения проведения инженерных изысканий и (или) разработки проектной документации в границах участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства. Кроме того, пунктом 30(2) Правил технологического присоединения установлена обязанность сетевой организации уведомлять заявителя о принятии решения об изменениях технических характеристик технологического присоединения, которые возникли в процессе и (или) по результатам разработки проектной документации и которые могут повлиять на разработку проектной документации заявителя в пределах границ его участка. Таким образом, в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту обозначенная Минэнерго России проблема недостаточной информированности заявителя может быть урегулирована в рамках соглашения о взаимодействии сетевой организации и заявителя. |
6. |
В целом по проекту акта |
Предлагаем отложить вступление в силу проекта акта к периоду, когда цифровая топология сетей напряжением 20 кВ и ниже может быть официально совмещена с картами Росреестра в полном объеме, так как в настоящий момент часть сетевых организаций имеет внутренние цифровые карты топологии своих объектов, часть не имеет. Предлагаем: - законодательно определить понятие местоположения и направления местоположения точки присоединения; - корректировать по тексту ТП понятие "точка присоединения" на "местоположение точки присоединения" там, где это необходимо по смыслу; - скорректировать шаблоны договоров технологического присоединения свыше 150 кВт и заменить в них точку технологического присоединения на местоположение точки технологического присоединения. Предлагаем следующее определение "местоположение точки присоединения не далее чем 25 метров (на юг, север, запад, восток) от границы земельного участка заявителя". |
7. |
В целом по проекту акта |
Предлагается проработать вопрос об установлении местоположения точки присоединения с учетом положений приказа Минпромэнерго Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. N 216 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению предварительных параметров выдачи мощности строящихся (реконструируемых) генерирующих объектов в условиях нормальных режимов функционирования энергосистемы, учитываемых при определении платы за технологическое присоединение таких генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства" в части установления предельных значений длинны линий электропередачи в целях минимизации потерь при перетоке электрической энергии. |
-------------------------------------------
*(1) Для определения координат методом GPS-измерений в отношении одной точки присоединения может потребоваться производство геодезических работ, стоимость которых составляет от 2 500 рублей (https://www.breegs.ru/stoimost-soprovozhdenie-smr, https://geomergroup.ru/uslugi/gps-izmereniya.html) за одну точку. Среднее количество технологических присоединений составляет 6 тысяч единиц ежегодно на один субъект Российской Федерации. Таким образом, общие затраты на производство таких работ могут составить от 15 млн рублей (6 000*2 500 рублей) для одного субъекта Российской Федерации. Таким образом, совокупные затраты для отрасли могут составить 1,275 млрд рублей ежегодно (85 субъектов Российской Федерации * 15 млн рублей).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.