Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) и пояснительной запиской проект акта разработан во исполнение пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2019 г. N АГ-П11-57пр в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в части установления предельного размера расходов на транспортирование ТКО, включаемых в необходимую валовую выручку региональных операторов по обращению с ТКО.
Проектом акта устанавливается порядок определения и обоснования цены предмета аукциона, по результатам которого формируется цена на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора.
Кроме того, предлагается установить порядок определения экономически обоснованного размера как расходов регионального оператора на самостоятельное обеспечение транспортирования ТКО, так и предельного размера цены предмета аукциона, по результатам которого формируется цена на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются региональные операторы по обращению с ТКО (190), а также уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО (85).
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 25 сентября по 15 октября 2019 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/09-19/00095286). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил в период с 3 по 7 февраля 2020 г. проведены дополнительные публичные консультации с представителями предпринимательской и иной деятельности, в рамках которых замечания и предложения по проекту акта поступили от Министерства экономического развития Приморского края, Департамента экономической политики и развития города Москвы, ООО "Нижэкология - НН", ООО "Экология-Новосибирск", частично учтенные в настоящем заключении, а также ряд предложений (прилагаются), рекомендуемых к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие замечаний к проектируемому регулированию и рисков от его введения для субъектов предпринимательской деятельности.
1. Проектом акта предлагается внести изменения в пункт 26 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила обращения с ТКО), дополнив его новым абзацем, который содержит требование о наличии в составе договора на транспортирование ТКО приложения, содержащего информацию о каждой единице эксплуатируемой техники с указанием ее технических характеристик (наименование, способ загрузки, вместимость кузова, максимальная грузоподъемность).
Обращаем внимание на избыточность и нецелесообразность наличия такого приложения к договору на оказание услуг по транспортированию ТКО ввиду следующего.
1.1. В соответствии с пунктом 23 Правил обращения с ТКО в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Региональный оператор, заключая договор с субподрядчиком, исходит из возможности оператора по вывозу определенного объема ТКО в соответствии с условиями и обязательствами сторон, вытекающими из договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Разработчиком в проекте акта и сводном отчете не определено обоснование необходимости включения в договор реестра мусоровозов.
Между тем ввиду амортизации техника списывается, приобретается новая, оператор в случае необходимости может расширить парк мусоровозов. Данные обстоятельства потребуют постоянного внесения изменений в договор на оказание услуг по транспортированию ТКО.
1.2. Пункт 30 Правил обращения с ТКО устанавливает, что в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. В маршрутном журнале также указываются сведения о транспортном средстве (мусоровозе).
Полагаем, что утвержденная уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации форма маршрутного журнала предусматривает наличие максимально возможного объема информации как об операторе, осуществляющем деятельность по транспортированию ТКО, так и о мусоровозе и транспортируемом ТКО. Дублирование части информации в договоре на оказание услуг по транспортированию ТКО представляется избыточным.
Кроме того, учитывая положения того же пункта 30 Правил обращения с ТКО о том, что оператор по обращению с ТКО, осуществляющий транспортирование ТКО, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, у регионального оператора в любое время имеется правовая возможность получения соответствующей информации.
1.3. В случае формирования цены на услуги по транспортированию ТКО по результатам торгов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на три лота (территории).
В случае признания победителем оператора по обращению с ТКО, осуществляющего деятельность по транспортированию ТКО, по нескольким лотам, с ним будут заключены отдельные договора.
Проектом акта не регламентируется необходимость указания реестра мусоровозов в приложении к договору при данных обстоятельствах - необходимо указывать все имеющиеся в пользовании у оператора либо только определенные; в случае указания определенных единиц техники - неясно, каким образом оператор сможет заменить вышедший из строя транспорт в случае аварии или поломки.
Данные обстоятельства также потребуют постоянного внесения изменений в договор, что представляется избыточным и необоснованным.
1.4. В соответствии с пунктом 4 раздела III Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1133, торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 83.2 указанного Федерального закона в течение пяти дней с даты размещения протоколов заказчик (региональный оператор) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта, который победитель электронной процедуры обязан подписать также в течение пяти дней.
Вместе с тем между подписанием договора на транспортирование ТКО и началом фактического оказания услуг может быть существенный временной интервал.
При этом на момент заключения контракта победитель аукциона может иметь, например, заключенные контракты о поставке техники необходимых спецификаций к определенному сроку, не обладая на момент конкурса необходимыми для транспортирования ТКО единицами техники, они могут быть поставлены либо приобретены непосредственно перед началом оказания услуг. Однако отсутствие такой техники на момент подписания контракта будет являться основанием для отказа в его заключении.
Считаем необходимым в проекте акта предусмотреть минимальный срок, не позднее которого должно быть подписано приложение к договору на оказание услуг по транспортированию ТКО, и учесть возможность отложенной поставки необходимой техники.
2. Проектом акта предлагается дополнить постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" пунктом 90 (1), в соответствии с которым предлагается определять расходы на транспортирование ТКО, в том числе с учетом планируемого расстояния транспортирования ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.
Вместе с тем обращаем внимание разработчика, что данные о планируемом расстоянии транспортирования ТКО требованиями к территориальной схеме обращения с отходами не предусмотрены (пункт 3 статьи 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), что делает невозможным расчет расходов по транспортированию ТКО предложенным методом.
В связи с изложенным считаем необходимым уточнить данное положение проекта акта.
3. Подпунктом "г" пункта 1 проекта акта предлагается изменить пункт 13 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1133, предусмотрев, что, в случае если аукцион признан несостоявшимся, организатор аукциона вправе самостоятельно (без привлечения операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО) обеспечить транспортирование ТКО на условиях и по цене, не превышающей цену предмета несостоявшегося аукциона, или проводит новый аукцион.
Отмечаем, что аукцион может быть признан несостоявшимся, например, по причине того, что не было подано ни одной заявки на участие в нем. В свою очередь, данное обстоятельство может быть вызвано слишком низкой начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК). В данном случае региональный оператор вынужден будет обеспечивать транспортирование ТКО самостоятельно по цене, не превышающей НМЦК.
Разработчиком в качестве одной из целей рассматриваемого регулирования отмечается развитие конкуренции на рынке транспортирования ТКО, однако данный подход может привести к обратному эффекту и установлению завышенной НМЦК из-за риска возможных убытков региональных операторов в случае установления заниженной НМЦК.
Считаем необходимым в проекте акта предусмотреть, что в случае признания аукциона несостоявшимся региональный оператор вправе самостоятельно обеспечить транспортирование на условиях и по цене, превышающей НМЦК на экономически обоснованное значение.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования и о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.