Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении Регламента размещения в федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования информационных сообщений и их обработки"
(подготовлен Минприроды России 19.02.2020 г.)
Во исполнение подпункта "б" пункта 10 Положения о федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1082 "О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 38, ст. 5620), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент размещения в федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования информационных сообщений и их обработки.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации К.Н. Румянцева.
Министр |
Д.Н. Кобылкин |
Утвержден
приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от _________ 2020 г. N ___________
Регламент
размещения в федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования информационных сообщений и их обработки
I. Общие положения
1. Настоящий Регламент определяет порядок размещения и обработки информационных сообщений в федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (далее - ФГИС "Наша природа", Система, Регламент).
2. В настоящем Регламенте используются следующие термины и определения:
Пользователь - гражданин, общественное объединение и иная некоммерческая организация, прошедшие процедуру авторизации в личном кабинете посредством использования Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и направившие посредством Системы информационные сообщения.
Обращение Пользователя - комментарий с текстом и/или иные материалы (фотосъемки, видеосъемки, указание географических координат источников негативного воздействия на окружающую среду), указывающие на наличие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, либо описание предполагаемых фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
Информационное сообщение - обращение Пользователя, направленное посредством Системы.
Категория сообщения - тематическая группа, объединенная по признаку сообщения в соответствии с обозначенной в нем проблемой или событием.
Портал - сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (по адресу https://www.priroda-ok.ru), предназначенный для доступа к информационным сервисам размещения информационных сообщений об обнаружении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования Пользователями, а также для предоставления сведений о результатах реагирования уполномоченных государственных органов на них и публикации иных сведений информационно-аналитического характера.
Мобильное приложение, мобильное приложение "Наша природа" - приложение Федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования для портативных мобильных устройств, функционирующих на базе мобильных операционных систем iOS, Android.
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) - федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", порядок использования которой установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 584 "Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4108; 2018, N 28, ст. 4234), и которая обеспечивает санкционированный доступ к информации, содержащейся в Системе.
Личный кабинет Пользователя - персональный раздел Портала, доступ к которому осуществляется посредством авторизации с использованием ЕСИА, предоставляющий возможности для работы с информацией, размещаемой на Портале.
Личный кабинет должностного лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти - персональный раздел Портала, доступ к которому осуществляется посредством авторизации с использованием ЕСИА, предоставляющий возможности для обработки информационных сообщений Пользователей.
Оператор Системы - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
Технический оператор Системы - ФГБУ "РФИ Минприроды России" - организация, уполномоченная Оператором Системы на осуществление функций оператора ФГИС "Наша природа" в части технической эксплуатации, обеспечения доступности Системы и непрерывности ее функционирования, включая восстановление после сбоев, защиту информации в системе, модерацию сообщений.
Модерация - осуществление проверки информации, изложенной в информационных сообщениях Пользователей, перед ее публикацией в Системе на соответствие требованиям, установленным Правилами модерации информационных сообщений в ФГИС "Наша природа" (далее - Правила модерации).
Модератор - должностное лицо ФГБУ "РФИ Минприроды России", обеспечивающее прием информационных сообщений и распределение сообщений между уполномоченными государственными органами, либо отказ в приеме информационного сообщения по причинам, предусмотренным Правилами модерации, а также информирование Пользователя о ходе реагирования на обращение.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный государственный орган) - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и иные федеральные органы исполнительной власти, использующие Систему и осуществляющие в пределах своих полномочий обработку информационных сообщений, полученных посредством ФГИС "Наша природа".
Ответ уполномоченного государственного органа - ответ по существу обращения, в том числе с фотографией, подготовленный и направленный в ФГИС "Наша природа" уполномоченным государственным органом, либо уведомление гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган власти субъекта Российской Федерации иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - федеральная государственная информационная система, включающая информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций через СМЭВ.
3. Подключение государственных информационных систем к ФГИС "Наша природа" осуществляется в соответствии с техническими требованиями, утвержденными Оператором Системы.
II. Участники информационного взаимодействия ФГИС "Наша природа" и их полномочия
4. Участниками информационного взаимодействия являются:
- Оператор Системы;
- Технический оператор Системы;
- Уполномоченные государственные органы;
- Пользователи.
5. Оператор Системы:
Осуществляет взаимодействие с уполномоченными государственными органами по использованию федеральной государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования.
Утверждает технические требования к подключению государственных информационных систем к ФГИС "Наша природа".
Утверждает Правила модерации информационных сообщений в ФГИС "Наша природа".
Разрабатывает и утверждает регламенты информационного обмена данными между информационными ресурсами ФГИС "Наша природа" и информационными ресурсами иных государственных информационных систем.
6. Технический оператор Системы:
Обеспечивает функционирование ФГИС "Наша природа" в круглосуточном режиме.
Размещает на Портале Правила модерации информационных сообщений в ФГИС "Наша природа".
Осуществляет прием и модерацию сообщений, поступающих в Систему, в соответствии с Правилами модерации, и передачу информационных сообщений в уполномоченный государственный орган.
Обеспечивает информирование Пользователей о выявленных правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования, принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий таких правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования.
Определяет методы гармонизации информации, унификации сбора, контроля и обработки данных.
Обеспечивает защиту информации, обрабатываемой в Системе, включая информацию, указанную в сообщениях, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Осуществляет ведение справочников и иных информационных ресурсов Системы.
Разрабатывает технические требования к подключению государственных информационных систем к ФГИС "Наша природа".
Осуществляет техническую поддержку участников информационного взаимодействия, осуществляемого в рамках Системы.
7. Уполномоченные государственные органы:
Осуществляют рассмотрение по существу информационных сообщений, а также публикацию результатов их рассмотрения посредством Системы.
Осуществляют выявление нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Формируют и представляют в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения по совершенствованию функционирования ФГИС "Наша природа", включая предложения по составу сведений и аналитической обработке информации, содержащейся в информационных ресурсах Системы.
Обеспечивают информационное взаимодействие с ФГИС "Наша природа" одним из следующих способов:
- интеграция находящихся в их ведении государственных и региональных информационных систем с ФГИС "Наша природа" с использованием сервисов СМЭВ;
- взаимодействие через СМЭВ с использованием автоматизированного рабочего места, предоставляемого Оператором Системы;
- взаимодействие через личный кабинет сотрудника уполномоченного государственного органа.
Определяют должностных лиц, ответственных за обработку информационных сообщений в ФГИС "Наша природа" (далее - ответственные должностные лица).
Направляют заявку Оператору Системы на обеспечение доступа к ФГИС "Наша природа" должностных лиц, ответственных за обработку сообщений.
Осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим регламентом.
8. Ответственные должностные лица уполномоченных государственных органов обеспечивают:
- организацию и контроль размещения результатов обработки сообщений, поступающих в ФГИС "Наша природа", осуществляемых должностными лицами соответствующего органа власти;
- актуальность и достоверность сведений, предоставляемых соответствующим органом власти в ФГИС "Наша природа", включая своевременную актуализацию информации, необходимую для функционирования Системы;
- своевременное информирование Оператора Системы по электронной почте (info@priroda-ok.ru) об изменениях в работоспособности информационных систем и их сервисов, используемых для подготовки и предоставления ответов на сообщения Пользователей, операторами которых являются иные органы власти (включая профилактические работы и т.п.);
- своевременное информирование Оператора Системы по электронной почте (info@priroda-ok.ru) о предстоящих событиях, в том числе публичных мероприятиях, в сфере компетенции органа власти, которые могут повлечь значительное увеличение количества сообщений Пользователей в Систему;
- оперативное взаимодействие с Оператором Системы в целях обеспечения актуальности и достоверности сведений, направляемых в ФГИС "Наша природа";
- готовят ответы на обращения граждан в виде информационных сообщений согласно настоящему Регламенту и направляют их в Систему.
9. Пользователи:
Направляют информационные сообщения с приложением к ним фотосъемки и видеосъемки, с указанием географических координат источников негативного воздействия на окружающую среду и описания предполагаемых фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.
Получают информацию о рассмотрении информационных сообщений, результатах рассмотрения, в том числе о выявлении и пресечении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, иных нарушений, причинения и (или) угрозы причинения вреда окружающей среде, другую информацию, содержащуюся в ФГИС "Наша природа", а также иную информацию, распространяемую в форме открытых данных.
С использованием сервисов ФГИС "Наша природа" подтверждают либо опровергают факт устранения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования уполномоченным органом государственной власти, а также присоединяются к информационным сообщениям в порядке, установленном пунктом 26 настоящего Регламента.
III. Порядок размещения информационных сообщений в Системе
10. К размещению в Системе допускаются информационные сообщения, относящиеся к категории "Несанкционированное размещение отходов", а также к иным категориям нарушений, установленным по решению Оператора Системы.
11. Пользователь может разместить информационное сообщение при помощи:
- Портала, размещенного в сети Интернет по адресу: https://www.priroda-ok.ru;
- Приложений "Наша природа" для устройств, функционирующих на базе мобильных операционных систем под управлением iOS и Android, доступных в магазинах App Store и Play Market для бесплатной установки.
12. Пользователь вправе направить информационное сообщение в Систему только от своего имени.
13. Для формирования и направления информационного сообщения в Систему Пользователь сети Интернет проходит авторизацию на Портале или в Приложении "Наша природа" с использованием учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).
14. Пользователь формирует информационное сообщение на Портале или в Приложении "Наша природа" в категории нарушения, соответствующей содержанию сообщения.
15. После подтверждения Пользователем своих действий, направленное им информационное сообщение становится доступным для обработки в порядке, установленном разделом IV настоящего Регламента.
16. Прием информационных сообщений Пользователей, направленных в ФГИС "Наша природа", осуществляется круглосуточно в рабочие, выходные и праздничные дни, за исключением случаев, когда регламентами информационного взаимодействия установлен иной режим приема сообщений.
17. Все информационные сообщения, поступающие в ФГИС "Наша природа", должны соответствовать Правилам модерации, утвержденным Оператором Системы и опубликованным на Портале.
18. Содержание информационного сообщения должно соответствовать категории нарушений природоохранного законодательства, содержащейся на Портале или в Приложении.
19. Информационное сообщение Пользователя должно содержать:
- регистрационные данные Пользователя;
- тема информационного сообщения (выбирается из справочника категорий нарушений природоохранного законодательства);
- текст информационного сообщения, отражающий суть нарушения природоохранного законодательства;
- вложенные файлы (фото/видеоматериалы), иллюстрирующие факт нарушения и его локализацию на местности;
- местоположение (географические координаты) обнаруженного Пользователем нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, определенное с помощью средств связи Пользователя в Приложении "Наша природа", либо выбранное Пользователем на интерактивной карте Портала;
- краткое описание местности, на которой выявлено нарушение.
20. Пользователь вправе дополнительно указать в информационном сообщении иные обстоятельства, имеющие, по мнению Пользователя, значение для обработки информации, указанной в информационном сообщении.
21. Обязательные для заполнения поля информационного сообщения отмечаются специальной отметкой.
22. В случае незаполнения обязательных полей информационного сообщения Пользователь получает уведомление о невозможности отправить сообщение.
23. Форма информационного сообщения может содержать иные реквизиты, которые заполняются автоматически посредством электронных сервисов ФГИС "Наша природа".
24. После заполнения формы информационного сообщения Пользователь направляет его в Систему. После отправки Пользователем информационного сообщения в Систему, оно отображается в личном кабинете Пользователя со статусом "Отправлено" и в личном кабинете Модератора.
25. Регистрационный номер информационного сообщения присваивается автоматически.
26. В случае если Пользователь хочет сообщить об уже зарегистрированной в Системе проблеме, на которую не опубликован ответ уполномоченного государственного органа, то Пользователь должен присоединиться к этому сообщению с использованием сервисов Системы. С момента присоединения Пользователь будет получать электронные уведомления о ходе обработки информационного сообщения.
27. Модерация поступающих информационных сообщений осуществляется Модератором в течение 1 рабочего дня с даты направления сообщения Пользователем.
28. Модератор, принимающий информационное сообщение Пользователя, обязан проверить его на соответствие Правилам модерации, и при установлении соответствия указанным требованиям зарегистрировать информационное сообщение. Информационному сообщению присваивается статус "Опубликовано". Пользователь получает уведомление о регистрации сообщения и присвоении номера.
29. При несоответствии информационного сообщения требованиям, установленным Правилами модерации, информационному сообщению присваивается статус "Отказано в публикации", Пользователь получает уведомление об отказе в публикации его информационного сообщения с указанием причин отказа. Информационное сообщение при наличии оснований для отказа в публикации в Системе не размещается.
30. С даты отправки Пользователем информационного сообщения в Систему и до его публикации в Системе и (или) направления Пользователю уведомления об отказе в публикации информационного сообщения должно пройти не более 1 рабочего дня.
IV. Порядок обработки информационных сообщений, поступающих в Систему
31. Опубликованные информационные сообщения Модератор направляет в уполномоченный государственный орган.
32. Уполномоченный государственный орган осуществляет обработку, рассмотрение информационного сообщения и направление ответов в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 08.05.2006, N 19, ст. 2060; 31.12.2018, N 53 (часть I), ст. 8454) и направляет через Систему ответ по существу обращения.
33. Уполномоченный государственный орган должен принять информационное сообщение в работу в течение 1 рабочего дня с даты его направления Модератором. При этом информационному сообщению присваивается статус "В работе".
34. Уполномоченный государственный орган возвращает Модератору информационные сообщения, решение которых не входит в его компетенцию для направления в государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в информационном сообщении вопросов.
35. Возврат информационного сообщения должен быть осуществлен не позднее 6 дней с даты его регистрации. Модератор должен произвести повторную отправку информационного сообщения в течение 1 рабочего дня с даты его возврата.
36. Информационное сообщение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию уполномоченного государственного органа, получившего посредством Системы информационное сообщение, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направляется Модератором в государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленных в информационном сообщении вопросов.
37. При наличии у уполномоченного государственного органа информационной системы, интегрированной с ФГИС "Наша природа", ответ по существу обращения направляется через соответствующую информационную систему, автоматически размещается в ФГИС "Наша природа" и доводится до Пользователя. При этом информационное взаимодействие ведомственных информационных систем с ФГИС "Наша природа" осуществляется через СМЭВ.
38. При отсутствии у уполномоченного государственного органа информационной системы, интегрированной с ФГИС "Наша природа", ответ по существу обращения направляется государственным органом с использованием автоматизированного рабочего места, предоставляемого Оператором Системы.
39. Срок обработки информационного сообщения в ФГИС "Наша природа" с даты его регистрации и до получения ответа по существу не должен превышать 30 календарных дней.
40. В зависимости от результата рассмотрения ответ на информационное сообщение должен содержать информацию о решении вопроса, указанного в информационном сообщении, либо о планируемых сроках и мерах для решения вопроса, указанного в информационном сообщении (в случае невозможности его решения в срок, установленный для обработки информационного сообщения и предоставления ответа на него), либо обоснование невозможности решения вопроса.
41. К ответу на сообщение могут прикрепляться электронные образы (скан-образы) документов и (или) фотографии, подтверждающие факт рассмотрения и (или) решения вопроса, содержащегося в информационном сообщении.
42. Если ответ содержит информацию о планируемых сроках и мерах для решения вопроса, указанного в информационном сообщении (в случае невозможности его решения в срок, установленный для обработки информационного сообщения и предоставления ответа на него), то по наступлении указанного в ответе срока уполномоченный государственный орган дополнительно направляет ответ по существу обращения в срок, установленный для решения вопроса.
43. Пользователь может подтвердить в личном кабинете Системы факт устранения нарушения в течение 10 дней с даты получения ответа на информационное сообщение за исключением случаев, указанных в пункте 42 настоящего Регламента.
44. В случае, если факт устранения нарушения не подтвержден, Пользователь может направить через личный кабинет фото- и видеоматериалы, доказывающие наличие не устранённого нарушения. При этом информационное сообщение повторно направляется на модерацию для проверки соответствия Правилам модерации и, в случае успешного прохождения модерации, осуществляется повторная обработка информационного сообщения в соответствии с пунктами 31-43 настоящего Регламента.
45. В случае отсутствия обратной связи Пользователя в течение 10 дней с даты получения ответа информационному сообщению автоматически присваивается статус "Завершено", за исключением случаев, указанных в пункте 42 настоящего Регламента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.