Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
(подготовлен Минэкономразвития России 03.03.2020 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - законопроект) разработан в целях выполнения подпункта "о" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 24 января 2020 г. N Пр-113 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., а также в целях выполнения пункта 2 поручения Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N Пр-2199 по итогам заседания наблюдательного совета АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", встречи с лидерами технологических проектов и компаний НТИ и посещения выставки "Конструкторское бюро АСИ" 18 сентября 2019 г. в части определения случаев и объема невозврата венчурных инвестиций и (или) прямых инвестиций в капитал компаний, реализующих технологические проекты с использованием бюджетных средств, а также в части снижения рисков необоснованного уголовного преследования институтов развития, осуществляющих венчурное финансирование с использованием бюджетных средств.
Целью законопроекта является формирование единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности, реализации высокорискованных технологических проектов и снижение рисков необоснованного уголовного преследования субъектов, осуществляющих инновационную деятельность, а также установление допустимого уровня финансовых рисков участников венчурного рынка, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, стартапов и институтов развития, осуществляющих венчурное финансирование с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Законопроект направлен на увеличение объема венчурных инвестиций в инновационные проекты, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла, ускорения развития высокорискованных технологических проектов, их перехода на более зрелые стадии с учетом снижения риска необоснованного уголовного преследования добросовестных участников венчурного рынка.
С учетом высокого риска инновационной деятельности, неопределенности рыночных и технологических перспектив инновационных проектов и связанной с их реализацией высокой вероятностью недостижения запланированного результата при соблюдении всех необходимых и зависящих от участников проекта (включая институты развития) условий и процедур, включая процедуры по отбору проектов, проведения необходимых экспертиз, управления рисками проекта, к инвестору не должна применяться ответственность за неэффективное использование бюджетных средств. Для увеличения объема венчурных инвестиций в инновационные проекты, особенно на ранних стадиях их жизненного цикла, необходимо обеспечить единую систему принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности, реализации высокорискованных технологических проектов и снизить риск необоснованного уголовного преследования добросовестных субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.
Предлагаемый законопроект определяет прогнозируемые результаты (эффекты) инновационных и (или) технологических проектов, которыми могут являться достижение финансовых, экономических, социально-экономических, научно-технических и (или) иных общественно полезных результатов. При этом, несмотря на предпринятые надлежащие усилия и соблюденные процедуры в условиях высокорискованной деятельности, проекты могут не достичь запланированных результатов, что может повлечь потерю финансовых и иных ресурсов.
Законопроектом предусматривается, что источником формирования средств для венчурного и (или) прямого финансирования могут являться средства, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. С учетом цели и направленности законопроекта обеспечивается синхронизация положений применимого законодательства, в том числе в рамках совершенствования положений Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и издаваемого в соответствии с ним акта Правительства Российской Федерации.
Так, к полномочиям Правительства Российской Федерации предлагается отнести утверждение особенностей осуществления венчурного и (или) прямого финансирования организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности, критериев принятия ими решений о финансировании инновационных и (или) технологических проектов, требований к проведению экспертиз, осуществлению мониторинга реализации проектов, к системе управления рисками, а также правил оценки эффективности, особенностей определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемых при проведении такой оценки критериев.
Формирование единой системы принципов осуществления государственной поддержки инновационной деятельности, реализации высокорискованных технологических проектов будет способствовать как более результативному осуществлению деятельности институтов развития, а также позволит контрольным и надзорным органам более комплексно подходить к оценке допустимости финансового риска при реализации инновационных проектов и избежать необоснованного уголовного преследования субъектов, осуществляющих инновационную деятельность.
Предлагаемые законопроектом изменения также отвечают положениям Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в г. Лиме (Республика Перу) в 1977 году. Указанная декларация считает одним из приоритетов предварительный контроль в организации, которая представляет собой проверку принимаемых решений на соответствие определенным установленным процедурам; в случае выявления признаков нарушения указанных процедур может быть дополнительно поставлен вопрос о фактическом контроле целевого и эффективного расходования средств.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В настоящее время аналогичные по содержанию проекты федеральных законов не рассматриваются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.