Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен ФАС России 28.02.2020 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следующие изменения:
1) часть 1 статьи 3 дополнить пунктом 21 следующего содержания:
"21) Рейтинг деловой репутации участника закупки - совокупная оценка опыта участника закупки, сведения о котором внесены в единый реестр участников закупок, ведение которого предусмотрено статьей 24.2 настоящего Федерального закона на основе данных об исполнении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", определяемая посредством единой информационной системы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
2) в части 4 статьи 16 слова "пунктом 7 части 2, статьи 83, пунктом 3 части 2, статьи 83.1" исключить;
3) в статьи 24:
а) в части 2 1 слова "двухэтапный конкурс", "запрос предложений" исключить;
б) в части 2.1 слова "двухэтапный конкурс", "запрос предложений" исключить;
4) статью 24.2 дополнить частью 10.1 следующего содержания:
"10.1. Правительство Российской Федерации устанавливает правила формирования посредством единой информационной системы рейтинга участников закупки, сведения о которых внесены в единый реестр участников закупок. Правила формирования рейтинга должны предусматривать присвоение высокого, среднего и низкого рейтингов на основе информации об исполнении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом, которая содержится в реестре контрактов. Информация о рейтинге участника закупки включается в единый реестр участников закупки и доступна для ознакомления.";
5) в пункте 1 части 1 статьи 30 слова "двухэтапный конкурс", ", запросов предложений" исключить;
6) часть 2.1 статьи 31 изложить в следующей редакции:
"При проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи, к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта исполнения контракта (договора) (с учетом правопреемства), исполненного в соответствии с настоящим Федеральным законом или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации. Такой контракт (договор) должен быть исполнен за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке, и его цена должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении, документации об осуществлении закупки. При этом должны отсутствовать неисполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, по такому контракту (договору). Участником закупки может быть представлена информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, или реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", либо копия контракта (договора) и акта (актов), подтверждающих его исполнение.";
7) в части 1 статьи 33:
а) пункт 1 после слов "эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости)" дополнить словами "с учетом информации, содержащейся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.";
б) в пункте 6 слова "пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1" заменить словами "частью 2.1 статьи 63, частью 3 статьи 82.1";
8) в части 18 статьи 34 слова ", запросе предложений" исключить;
9) в части 1 статьи 36 слова "за исключением проведения запроса предложений" исключить;
10) в статье 37:
а) в части 4 слова "двухэтапный конкурс" исключить;
б) в части 5 слова "двухэтапный конкурс" исключить;
в) в части 10:
в пункте 1 слова "двухэтапный конкурс" исключить;
в пункте 2 слова "двухэтапный конкурс" исключить;
11) часть 3 статьи 39 изложить в следующей редакции:
"3. Заказчиком могут создаваться конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению окончательных предложений и единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению окончательных предложений должно быть не менее чем три человека.";
12) в статье 44:
а) в части 5 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
б) в части 7 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить,
в) в части 8 слова "двухэтапный конкурс", "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
г) в части 10 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
д) в части 13 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
е) в части 14 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
ж) дополнить частью 17.1. следующего содержания:
"17.1. Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых участник закупки предоставляет обеспечение заявки в сниженном размере, а также порядок снижения размера обеспечения заявки, в том числе с учетом рейтинга участника закупки.";
з) в части 18 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
и) 19 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
к) 20 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
л) 21 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
м) 29 слова "двухэтапный конкурс в электронной форме" исключить;
13) часть 8.2 статьи 45 после слов "Дополнительные требования к банковской гарантии" дополнить словами "и типовая форма банковской гарантии", а также новым предложением следующего содержания "При этом требования к типовой форме банковской гарантии устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации." ;
14) статью 48 исключить;
15) статью 49 исключить;
16) статью 50 исключить;
17) статью 51 исключить;
18) статью 52 исключить;
19) статью 53 исключить;
20) статью 54 исключить;
21) в статье 54.2:
а) в пункте 2 части 3 после слов "в соответствии с пунктом 1 части 1" дополнить словами ", частью 2.1";
б) в части 4 слова "пять дней" заменит словами "два дня";
22) в части 6 статьи 54.3 слова "пять дней" заменит словами "два дня";
23) в статье 54.4:
а) в подпункте "б" пункта 3 части 4 после слов "и указание на товарный знак (при наличии)." дополнить словами "При этом, если для описания объекта закупки используется информация, включенная в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то в документации может быть установлено требование о предоставлении исключительно не более пяти показателей в совокупности в отношении всех товаров, в иных случаях - не более десяти показателей в совокупности.";
б) в пункте 3 части 6 статьи 54.4 после слов "в соответствии с пунктом 1 части 1" дополнить словами ", частью 2.1";
24) часть 8 статьи 54.5 изложить в следующей редакции:
"8. В случае, если по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком конкурсе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком конкурсе, его участником, или о несоответствии участника открытого конкурса в электронной форме, подавшего единственную заявку на участие в таком конкурсе, и поданной им заявки требованиям, установленным конкурсной документацией, открытый конкурс в электронной форме признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого конкурса несостоявшимся";
25) статью 55 исключить;
26) в статье 55.1:
а) в части 3:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"3. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом или закупку у единственного поставщика по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона, в случае признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся по основаниям, предусмотренным:";
пункт 2 дополнить словами ", или о несоответствии участника открытого конкурса в электронной форме, подавшего единственную заявку на участие в таком конкурсе, и поданной им заявки требованиям, установленным конкурсной документацией";
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона в связи с тем, что участник закупки, признанный победителем открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.";
б) часть 4 исключить;
в) в части 6 слова "к двухэтапным конкурсам в электронной форме" исключить;
27) статью 56 исключить;
28) в статье 56.1:
а) в пункте 1 части 2 слова "в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона" заменить словами "Правительством Российской Федерации";
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.";
в) часть 3.1 изложить в следующей редакции:
"3.1. Заказчик вправе осуществлять закупки услуг, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения запроса котировок, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.";
29) статью 57 исключить;
30) статью 57.1 исключить;
31) в части 2 статьи 59 слова "запроса предложений" исключить;
32) статью 63 дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. В случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за четыре рабочих дня. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. При осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивания персональных данных.";
33) пункт 2 части 1 статьи 64 изложить в следующей редакции:
"2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе. В случае отсутствия требований о предоставлении в составе заявки конкретных показателей товара, от участника закупки требуется исключительно согласие;";
34) в статье 66:
а) абзац первый части 3 изложить в следующей редакции:
"3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, заполняется участником закупки с использованием функционала оператора электронной площадки в структурированном виде и должна содержать:";
б) подпункт "б" пункта 2 части 3 изложить в следующей редакции:
"б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). При этом, если для описания объекта закупки используется информация, включенная в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то в документации может быть установлено требование о предоставлении исключительно не более пяти показателей в совокупности в отношении всех товаров, в иных случаях - не более десяти показателей в совокупности. Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.";
в) часть 13 исключить;
35) статью 67 исключить;
36) в статье 68:
а) в части 1 слова "и допущенные к участию в таком аукционе его участники" исключить;
б) дополнить частью 1.1. следующего содержания:
"1.1. В течение одного часа с момента окончания подачи заявок оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, сведения о наличии среди предложений участников закупки, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.";
в) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении день, через два часа после окончания срока подачи заявок
на участие в указанном электронном аукционе.";
г) часть 3 исключить;
д) в части 19 после слов "оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол" дополнить словом ", первые";
37) в статье 69:
а) наименование изложить в следующей редакции: "Порядок рассмотрения первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе"
б) в части 1 после слов "Аукционная комиссия рассматривает" дополнить словами "первые и";
в) в части 2 после слов "Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения" дополнить словами "первых и";
г) в части 3 после слов "Аукционная комиссия рассматривает" дополнить словами "первые и";
д) в части 5 после слов "Общий срок рассмотрения" дополнить словами "первых и";
е) пункт 1 части 6 после слов "установленным документацией о таком аукционе," дополнить словами "или предоставления недостоверной информации";
38) в статье 71:
а) часть 2 исключить;
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом или закупку у единственного поставщика по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона, в случае признания электронного аукциона несостоявшимся по основаниям, предусмотренным:
1) частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной такой заявки;
2) частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем.
3) частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона в связи с тем, что участник закупки, признанный победителем электронного аукциона в соответствии с частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.";
39) в статье 79:
а) часть 2 изложить в новой редакции:
"2. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом или закупку у единственного поставщика по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона, в случае признания запроса котировок несостоявшимся по основаниям, предусмотренным:
1) частью 9 статьи 78 настоящего Федерального закона в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок;
2) частью 12 статьи 78 настоящего Федерального закона в связи с тем, что участник закупки, предложивший такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий, если цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги не превышают начальную (максимальную) цену контракта, начальную сумму цен единиц товара, работы, услуги, указанные в извещении о проведении запроса котировок, признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.
б) часть 3 исключить;
в) часть 4 исключить;
40) в статье 82.1:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает трех миллионов рублей, за исключением случая осуществления закупки в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика, за исключением случая осуществления закупки в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи.";
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1 Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме, в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. При осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивания персональных данных.
При осуществлении закупки в соответствии с настоящей частью заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за три рабочих дня.";
в) подпункт "а" пункта 2 части 5 после слов "и указание на товарный знак (при наличии у товара товарного знака)." дополнить словами "При этом, если для описания объекта закупки используется информация, включенная в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то в документации может быть установлено требование о предоставлении исключительно не более пяти показателей в совокупности в отношении всех товаров, в иных случаях - не более десяти показателей в совокупности.";
г) в части 15:
слова "настоящего Федерального закона" заменить словами "статьей 83.2 настоящего Федерального закона",
слова "вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом" заменить словами "вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом или закупку у единственного поставщика по согласованию с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона и с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи.";
41) раздел 4 "4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений" исключить;
42) в статье 83.2:
а) в части 2 слова "части 23 статьи 83.1", "пунктом 7 части 9 статьи 83.1" исключить;
б) в части 3 слова ", двухэтапного конкурса в электронной форме" исключить;
в) в части 9:
слова "или запроса предложений в электронной форме" исключить;
слова "части 23 статьи 83.1" исключить;
г) в части 11 слова ", двухэтапного конкурса в электронной форме," исключить;
43) в статье 84:
а) в пункте 4 части 2 слово "судей" исключить;
б) часть 2 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения деятельности судей;";
43) в статье 93:
а) в части 1:
в пункте 6 слова "законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации" заменить словами "а также, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;";
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"заключение контракта на производство товара, выполнение работы, оказание услуги, которые осуществляются лично учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы";
пункт 25 изложить в редакции следующего содержания:
"признание определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в соответствии с частями 1-3 и 5 статьи 55.1, статьей 71, частями 1 и 2 статьи 79, частью 14 статьи 82.1 настоящего Федерального закона. При этом контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 настоящей статьи;";
в пункте 28 слова "пункта 7 части 2 статьи 83, пункта 3 части 2 статьи 83.1" заменить словами "части 2.1 статьи 63, частью 3 статьи 82.1";
44) статью 94 дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1 Обмен информацией между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), связанной с исполнением, изменением или расторжением контракта, осуществляется в единой информационной системе в форме электронных документов. Указанные электронные документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки или заказчика.";
45) в статье 95:
а) часть 8 изложить в следующей редакции:
"8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято стороной по контракту только после получения отказа другой стороны на требование об устранении нарушения условий контракта либо неполучения ответа в срок, указанный в требовании или установленный контрактом";
б) часть 9 изложить в следующей редакции:
"9. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям, при условии, если это было предусмотрено контрактом:
1) По контрактам на поставку товаров:
а) в случае осуществления поставки товаров ненадлежащего качества (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) с недостатками, которые не могут быть устранены в установленный заказчиком разумный срок;
б) в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров;
в) в случае осуществления поставки некомплектных товаров в случае, если поставщик не выполнил в установленный заказчиком разумный срок требования о доукомплектовании товаров или не заменил их комплектными товарами;
г) в случае отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему.
2) По контрактам на выполнение работ:
а) в случае, если подрядчик не приступил своевременно к исполнению контракта или выполняет работы таким образом, что окончание их к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;
б) в случае неисполнения подрядчиком обязанностей, предусмотренных контрактом, или нарушения условий исполнения контракта, если в установленный заказчиком разумный срок такие нарушения подрядчиком не устранены или нарушения являются существенными и неустранимыми;
в) неоднократное нарушение сроков (периодов) выполнения работ.
3) По контрактам на оказание услуг:
а) в случае, если исполнитель не приступил своевременно к исполнению контракта или оказывает услуги таким образом, что окончание их к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным;
б) в случае, если во время оказания услуги нарушены условия исполнения контракта и в установленный заказчиком разумный срок такие нарушения исполнителем не устранены или нарушения являются существенными и неустранимыми;
в) неоднократное нарушение сроков (периодов) оказания услуг.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта должно содержать обоснование причин одностороннего отказа от исполнения контракта";
б) дополнить частью 9.1 следующего содержания:
"9.1 Заказчик не вправе принять решение об одностороннем отказе в случае, если обстоятельства, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, наступили по вине заказчика.";
в) часть 12 изложить в следующей редакции:
"12. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение одного рабочего дня с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата размещения в единой информационной системе решения об одностороннем отказе.";
г) часть 13 изложить в следующей редакции:
"13. В течение пятидневного срока с даты размещения в единой информационной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, и обязан компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы, проведенной в соответствии с частью 10 настоящей статьи, либо обжаловать решение об одностороннем отказе в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, путем направления жалобы посредством единой информационной системы. При этом вступление в силу решения об одностороннем отказе заказчика приостанавливается до рассмотрения жалобы по существу.
Указанная жалоба рассматривается одновременно с рассмотрением вопроса о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 настоящего Федерального закона.
В случае обжалования решения об одностороннем отказе в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с даты принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществления контроля в сфере закупок, решения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В случае если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, то заказчик вправе в течение пяти рабочих дней принять окончательное решение о расторжении контракта или об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещается в единой информационной системе в течение одного рабочего дня с даты принятия соответствующего решения.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, связанных с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в порядке, установленном настоящей статьей, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через пять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, за исключением случая, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обжаловано решение об одностороннем отказе в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.";
д) часть 14 изложить в следующей редакции:
"14. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение пятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Решение заказчика об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта размещается не позднее, чем на следующий рабочий день после принятия указанного решения в единой информационной системе.";
е) часть 16 исключить;
ж) в части 17 слова "пункт 6 части 2 статьи 83, пункт 2 части 2 статьи 83.1" исключить;
з) в части 17.1 слова "частью 8" заменить словами "частями 8, 15", слова "первом предложении части 17 статьи 83," исключить;
и) часть 19 изложить в следующей редакции:
"19. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям, при условии, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:
1. В случае не передачи или передачи заказчиком непригодных или недоброкачественных материалов, оборудования, документации или переданной для переработки (обработки) вещи, необходимых для исполнения обязательств по контракту, поставщику (подрядчику, исполнителю);
2. В случае совершения заказчиком действий, которые препятствуют либо создают невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в установленный срок;
3. В случае неисполнения заказчиком обязательств по оплате товаров (работ, услуг).";
к) часть 20 изложить в следующей редакции:
"20. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение одного рабочего дня с даты принятия такого решения, размещается в единой информационной системе и направляется с использованием единой информационной системы заказчику. Датой такого надлежащего уведомления признается дата размещения в единой информационной системе решения поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.";
л) в части 21 слово "десять" заменить словом "пять";
м) в части 22 слово "десятидневного" заменить словом "пятидневного";
н) дополнить частью 27 следующего содержания:
"27. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых одна из сторон вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.";
46) в статье 96:
а) часть 2 после слов "при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных" дополнить словами "частью 2.1 статьи 63, частью 3 статьи 82.1", слова "пунктами 2, 7, 9 ,10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1" исключить;
б) часть 6 дополнить словами "Правительство Российской Федерации вправе установить случаи, при которых участник закупки предоставляет обеспечение исполнения контракта в сниженном размере, в том числе с учетом рейтинга участника закупки, а также порядок снижения размера обеспечения исполнения контракта.";
47) в статье 99:
а) в части 2 после слов "операторов специализированных электронных площадок" дополнить словами ", банков, включенных в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 44 настоящего Федерального закона,";
б) подпункт "а" пункта 1 части 3 изложить в следующей редакции:
"плановых проверок в отношении субъектов контроля при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с настоящим Федеральным законом отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд;";
в) часть 4 после слов "операторов специализированных электронных площадок" дополнить словами ", банков, включенных в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 44 настоящего Федерального закона,";
г) часть 13 слова "заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" заменить словами "субъекта контроля";
д) пункт 1 части 15 после слов "должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего" дополнить словами ", банка, включенного в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 44 настоящего Федерального закона.";
е) в части 22 слова "заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок" заменить словами "субъектов контроля";
ж) в части 26 слова "заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок" заменить словами "субъекты контроля";
48) в статье 103:
а) пункт 11 части 2 дополнить словами ", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение заказчика об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;";
в) в пункте 14 части 2 слова "пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1" заменить словами "частью 2.1. статьи 63, частью 3 статьи 82.1";
г) в пункте 3 части 3 слова "двухэтапного конкурса,", "запроса предложений" исключить;
49) в статье 104:
а) часть 2 дополнить словами ", а также по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 15 статьи 95 настоящего Федерального закона.";
б) в части 3:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика для иностранного лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии), наименование акционеров (участников) юридического лица, владеющих 25 и более процентами акций юридического лица, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;";
в пункт 3 слова ", запроса предложений" исключить;
в) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, информация о таком участнике, предусмотренная пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта, в течение одного рабочего дня с даты размещения в единой информационной системе протокола признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляются посредством единой информационной системы в сфере закупок в контрольный орган в сфере закупок для рассмотрения вопроса о включении информации о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).";
г) часть 5 изложить в следующей редакции:
"В случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, информация предусмотренная пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта, в течение одного рабочего дня с даты размещения в единой информационной системе протокола признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляются посредством единой информационной системы в сфере закупок в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.";
д) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
"5.1. В случае, если заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о принятом решении одновременно с информацией, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, посредством единой информационной системы направляется автоматически в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, для рассмотрения вопроса о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания срока, установленного частью 13 статьи 95 настоящего Федерального закона, в случае если указанное решение не отменено заказчиком, либо в течение одного часа после направления жалобы со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 13 статьи 95 настоящего Федерального закона.";
е) в части 6 слова "или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта", "или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта" исключить;
ж) дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. В случае включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии.";
з) часть 7 изложить в следующей редакции:
"7. В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 настоящей статьи, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов, а в случае подачи жалобы поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 13 статьи 95 настоящего Федерального закона, осуществляет рассмотрение указанной жалобы. Уведомление заказчика и участника закупки о рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков направляется с использованием единой информационной системы. В случае рассмотрения вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков на основании части 5.1 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет, в том числе проверку наличия оснований для одностороннего расторжения контракта.
По итогам рассмотрения документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, а также жалобы, поданной поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 13 статьи 95 настоящего Федерального закона, в случае подачи такой жалобы, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, принимает одно из следующих решений:
1) о наличии оснований для включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
2) об отсутствии оснований для включения информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, включается в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты принятия решения.";
и) в части 10 после слов "обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков," дополнить словами ", порядок осуществления проверки информации и документов, рассмотрения вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков";
50) в статье 105:
а) часть 1 после слов "Любой участник закупки," дополнить словами ",соответствующий требованиям документации о закупке,";
а) дополнит частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Любой участник закупки, соответствующий требованиям документации о закупке, имеет право обжаловать действия банка, включенного в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 44 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок, если такие действия (бездействие) связаны с неисполнением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и нарушают права и законные интересы участника закупки.";
б) в части 2 слова "заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" заменить словами "субъектов контроля";
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Обжалование действий (бездействия) субъектов контроля в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) субъектов контроля осуществляется только в судебном порядке.";
г) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Обжалование действий (бездействия) субъектов контроля в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, закупке товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) субъектов контроля осуществляется только в судебном порядке.";
д) в части 7 слова "подает жалобу в письменной форме" заменить словами "зарегистрированный в единой информационной системе, подает жалобу в электронной форме, подписанную квалифицированной электронной подписью, с использованием единой информационной системы.";
е) в части 8 слова "заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" заменить словами "субъектов контроля";
ж) в пункте 4 части 8 слова "заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" заменить словами "субъектов контроля";
з) часть 11 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6) жалоба подана участником закупки, который не соответствует требованиям документации о закупке.";
и) в части 13 слова "в письменной форме" заменить словами "в электронной форме с использованием единой информационной системы";
к) часть 15 дополнить словами следующего содержания "Отзыв жалобы не препятствует контрольному органу в сфере закупок провести внеплановую проверку на основании пункта 2 части 15 статьи 99 настоящего Федерального закона.";
к) в части 16 после слов "направляет всем заинтересованным лицам" дополнить словами "посредством единой информационной системы";
л) в пункте 1 части 17 после слов "оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки," дополнить словами "банка, включенного в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 44 настоящего Федерального закона,";
м) в пункте 2 части 17 после слов "оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки," дополнить словами "банка, включенного в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 44 настоящего Федерального закона,";
51) в статье 106:
а) в части 1 после слов "комиссию по осуществлению закупки" дополнить словами "банку, включенному в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 44 настоящего Федерального закона,", после слов "о месте и времени рассмотрения жалобы" дополнить словами "с использованием единой информационной системы";
б) абзац первый части 3 дополнить словами "Рассмотрение жалобы осуществляется в соответствии с регламентом, который утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.";
в) в абзаце втором части 3 после слов "оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки," дополнить словами "банка, включенного в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 44 настоящего Федерального закона,";
г) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Рассмотрение жалобы по существу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, может осуществляться путем использования систем видеоконференцсвязи в соответствии с регламентом, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, при условии ходатайства заявителя по жалобе об этом и при наличии в контрольном органе в сфере закупок возможности осуществления видеоконференцсвязи.";
д) в части 5 после слов "оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки," дополнить словами "банк, включенный в перечень, предусмотренный частью 10 статьи 44 настоящего Федерального закона,";
е) в части 6 слова "в запросе предложений," исключить;
ж) часть 8 изложить в следующей редакции:
"8. По результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются посредством единой информационной системы участнику закупки, подавшему жалобу, а также лицам, действия (бездействие) которых обжалуются, и заказчику, оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.";
52) в статье 112:
а) в пункте 1 части 43 слова "двухэтапного конкурса в электронной форме, запроса предложений в электронной форме," исключить;
б) в пункте 2 части 43 слова "двухэтапный конкурс,", ", запрос предложений не в электронной форме" исключить;
в) в части 49 слова "двухэтапном конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме," исключить;
г) в части 52 слова "двухэтапном конкурсе в электронной форме," исключить.
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.