Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о придорожных полосах автомобильных дорог" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Ранее проект акта был возращен разработчику на доработку в связи с несоблюдением правил проведения оценки регулирующего воздействия письмом от 6 декабря 2019 г. N 42289-СШ/Д26и.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 13 декабря 2019 г. по 10 января 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=83852.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не содержит риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 12 проекта акта устанавливается, что прекращение существования придорожной полосы осуществляется в связи с прекращением существования автомобильной дороги, в отношении которой была установлена придорожная полоса.
Вместе с тем в соответствии с статьей 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.
Таким образом, придорожная полоса может прекратить свое существование в силу изменения границ населенного пункта. В этой связи представляется необходимым указать, что одним из оснований прекращения существования придорожной полосы является включение автомобильной дороги в границы населенных пунктов.
2. Пунктом 23 проекта акта устанавливаются основания для отказа в согласовании строительства, реконструкции (в том числе прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций), объекта в границах придорожных полос автомобильных дорог, документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог.
Подпунктом 4 пункта 23 проекта акта предусматривается, что одним из таких оснований может быть факт того, что строительство, реконструкция объекта приведут к ухудшению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги.
Вместе с тем ни проектом акта, ни законодательством Российской Федерации не установлен перечень транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, к ухудшению которых может привести строительство, реконструкция объекта в придорожной полосе. Таким образом, указанное основание носит неопределенный характер, что может привести к избирательному правоприменению указанной нормы.
Кроме того, основания для отказа в согласовании строительства, реконструкции (в том числе прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций) объекта в границах придорожных полос автомобильных дорог, документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог, установлены частью 8.4 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ). При этом ухудшение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги в качестве основания для отказа в согласовании Федеральным законом N 257-ФЗ не предусмотрено.
В этой связи указанный пункт подлежит исключению.
3. Кроме того, подпунктом 1 пункта 23 проекта акта в качестве основания для указанного отказа предусматривается факт установления, что строительство, реконструкция объекта приведут к ухудшению видимости на автомобильной дороге и других условий безопасности дорожного движения.
Приложением к проекту акта утверждены минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости при размещении объекта дорожного сервиса на автомобильной дороге. При этом указанные требования не распространяются на иные объекты капитального строительства, предусмотренные пунктом 19 проекта акта.
С целью исключения возможности неоднозначного применения подпункта 1 пункта 23 проекта акта считаем необходимым предусмотреть, что предлагаемые к утверждению минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости также распространяются на иные объекты капитального строительства, планируемые к размещению в придорожной полосе.
4. Также обращаем внимание, что ряд положений проекта акта фактически дублирует положения статьи 26 Федерального закона N 257-ФЗ. Так, например, пункты 13-15, 18, 21, 22 проекта акта практически дословно воспроизводят содержание пунктов 2-4, 7, 8.2, 8.3 статьи 26 Федерального закона N 257-ФЗ, что представляется нецелесообразным.
5. Кроме того, Минэкономразвития России письмом от 6 декабря 2019 г. N 42289-СШ/Д26и уведомляло разработчика о необходимости доработки проекта акта по замечаниям, представленным в письме Минэкономразвития России от 5 ноября 2019 г. N 37559-ВА/Д23и.
Вместе с тем представленная редакция проекта акта не учитывает указанных замечаний.
В этой связи повторно обращаем внимание разработчика на необходимость учета замечаний, а также на необходимость приведения текста проекта акта в соответствие статье 106 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России может быть сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.