Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" (в части систематизации обязательных требований в сфере рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы)"
(подготовлен ФАС России от 27.02.2020)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"
(в части систематизации обязательных требований в сфере рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы)
Статья 1
Внести изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе":
1) статью 31 изложить в следующей редакции:
"Статья 31. Саморегулируемая организация в сфере рекламы
1. Саморегулируемой организацией в сфере рекламы признается объединение рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, а также их объединения и объединения, представляющие интересы потребителей, и иных лиц, созданное в форме ассоциации или союза в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" в целях саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе представительства и защиты интересов своих членов, разработки и принятия требований к рекламе (стандартов рекламы), обеспечения контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации установленных требований, применения механизмов ответственности членов саморегулируемой организации.
2. Членство в саморегулируемой организации в сфере рекламы является добровольным. Положения настоящего Федерального закона, а также решения саморегулируемой организации в сфере рекламы в отношении членов такой организации являются обязательными для лиц, являющихся членами саморегулируемой организации в сфере рекламы, в том числе объединений, ассоциаций и союзов, а также для членов таких объединений, ассоциаций и союзов.",
2) статью 32 изложить в следующей редакции:
"Статья 32. Права саморегулируемой организации в сфере рекламы
1. Саморегулируемая организация в сфере рекламы имеет право:
1) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
2) участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе членами саморегулируемой организации, в том числе с правом изложения своей позиции по обстоятельствам дела;
3) обжаловать в соответствующий суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере рекламы;
4) применять в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;
5) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации требования к рекламе (стандарты рекламы);
6) осуществлять контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований настоящего Федерального закона и утвержденных требований к рекламе (стандартов рекламы);
7) рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации;
8) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;
9) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов, в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации;
10) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.
11) рассматривать споры по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения требований законодательства о рекламе, а также стандартов рекламы (далее - споры в отношении рекламы), в случае заключения с федеральным антимонопольным органом соглашения о рассмотрении споров в отношении рекламы;
12) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать порядок рассмотрения споров в отношении рекламы и выдачи требований о прекращении или изменении рекламы по итогам рассмотрения таких споров;
13) направлять обязательные для исполнения мотивированные требования членам саморегулируемой организации о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения споров в отношении рекламы, при этом полученные саморегулируемой организацией при рассмотрении споров в отношении рекламы сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных федеральным законом случаев;
14) признавать рекламу содержащей нарушения требований законодательства о рекламе и(или) стандартов рекламы по итогам рассмотрения споров в отношении рекламы;
15) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям требования о прекращении или изменении рекламы в случае выявления нарушения в рекламе требований законодательства о рекламе и(или) стандартов рекламы по итогам рассмотрения споров в отношении рекламы;
16) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать порядок применения мер ответственности к членам саморегулируемой организации за неисполнение решений или требований такой саморегулируемой организации;
17) осуществлять оценку рекламных материалов до их распространения, в том числе на платной основе по запросам лиц, не являющихся членами саморегулируемой организации;
18) разрабатывать, устанавливать и опубликовывать порядок проведения оценки рекламных материалов до их распространения;
19) реализовывать иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации для саморегулируемых организаций.
2. Саморегулируемая организация в сфере рекламы вправе осуществлять права, предусмотренные настоящим Федеральным законом по рассмотрению споров в отношении рекламы, с даты заключения с федеральным антимонопольным органом соглашения о рассмотрении споров в отношении рекламы. Саморегулируемая организация в сфере рекламы, с которой заключено соглашение, предусмотренное в настоящей части, вправе рассматривать споры в отношении рекламы по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе, предусмотренных статьями 5-9, 21 и 24-30.2 Федерального закона "О рекламе".
Порядок рассмотрения споров в отношении рекламы определяется саморегулируемой организацией в сфере рекламы, с которой заключено соглашение о рассмотрении споров в отношении рекламы с федеральным антимонопольным органом.
Соглашение о рассмотрении споров в отношении рекламы, предусмотренное в настоящей части, заключается на срок пять лет и может быть продлено по соглашению сторон на тот же срок. Федеральный антимонопольный орган вправе досрочно расторгнуть указанное соглашение в случае, если саморегулируемая организация перестала отвечать критериям, установленным в настоящей части, или в случае существенного нарушения саморегулируемой организацией требований законодательства либо ненадлежащего выполнения своих функций. Саморегулируемая организация вправе досрочно расторгнуть указанное соглашение, если она не имеет более возможности выполнять свои функции по такому соглашению надлежащим образом. Федеральный антимонопольный орган размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о саморегулируемой организации, с которой заключено указанное соглашение.
Соглашение о рассмотрении споров в отношении рекламы, предусмотренное в настоящей части, заключается федеральным антимонопольным органом с саморегулируемой организацией в сфере рекламы, в совокупности отвечающей следующим критериям:
учредительные документы саморегулируемой организации соответствуют положениям настоящего Федерального закона и Федерального закона "О саморегулируемых организациях";
саморегулируемая организация имеет не менее одного филиала в каждом федеральном округе Российской Федерации;
в состав членов саморегулируемой организации входит хотя бы по одному объединению (ассоциации или союзу), относящемуся отдельно к каждой группе лиц: рекламодателям, рекламопроизводителям или рекламораспространителям, членами которого является не менее пятнадцати таких лиц, при этом каждое из указанных лиц должно фактически осуществлять деятельность на рынке рекламы не менее пяти лет;
в учредительных документах саморегулируемой организации закреплены положения о наделении каждой группы лиц: рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей, иных лиц, включая их объединения (ассоциации или союзы), долями голосов, обеспечивающими принятие решений, относящихся к компетенции общего собрания членов, на паритетной основе;
в учредительных документах саморегулируемой организации закреплены положения о включении в состав членов саморегулируемой организации любого лица, соответствующего установленным саморегулируемой организацией требованиям. При этом запрещается устанавливать дискриминационные условия приема в члены саморегулируемой организации, при которых одно или несколько лиц поставлены в неравное положение по сравнению с другими лицами, в том числе условиями об объеме размещаемой рекламы, выручки лица, видах рекламных носителей и иных подобных условий. Допустимо установление в учредительных документах саморегулируемой организации различных требований соответствия членов саморегулируемой организации различным видам (типам) членства;
в учредительных документах саморегулируемой организации предусмотрено создание специализированных органов по разработке требований к рекламе (стандартов рекламы), по рассмотрению споров в отношении рекламы, по обжалованию действий и решений саморегулируемой организации.",
3) дополнить статьей 32.1 следующего содержания:
"Статья 32.1. Рассмотрение саморегулируемой организацией в сфере рекламы споров в отношении рекламы
1. Саморегулируемая организация в сфере рекламы, заключившая с федеральным антимонопольным органом соглашение о рассмотрении споров в отношении рекламы, рассматривает такие споры в отношении рекламодателей, рекламораспространителей или рекламопроизводителей, как являющихся, так и не являющихся членом такой саморегулируемой организации, в порядке, определенном такой саморегулируемой организацией с учетом особенностей, установленных в настоящей статье.
2. Деятельность саморегулируемой организации в сфере рекламы по рассмотрению споров в отношении рекламы должна быть основана на принципах независимости, коллегиальности, отсутствия конфликта интересов, прозрачности процедуры рассмотрения споров, конфиденциальности.
3. Саморегулируемая организация в сфере рекламы возбуждает споры в отношении рекламы по представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, по заявлениям физических или юридических лиц, а также по собственной инициативе, в том числе на основе сообщений средств массовой информации.
4. Саморегулируемая организация в сфере рекламы оставляет заявление или материалы без рассмотрения, если в них не содержится описание нарушения законодательства о рекламе или стандартов рекламы, а также если из существа заявления или материалов невозможно установить наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе или стандартов рекламы, или непосредственно рекламу, в которой усматриваются такие нарушения.
5. Саморегулируемая организация в сфере рекламы передает заявление или материалы на рассмотрение в антимонопольный орган, если лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе и в отношении которого подано заявление, не является членом данной саморегулируемой организации, и в отношении этого лица заявление по тем же фактам также рассматривается антимонопольным органом.
6. Саморегулируемая организация в сфере рекламы отказывает в возбуждении спора в отношении рекламы, если по факту, явившемуся основанием для обращения с заявлением, материалами, имеется решение саморегулируемой организации, антимонопольного органа или суда, арбитражного суда.
7. Принятие решения по результатам рассмотрения заявления, материалов может быть отложено в случае нахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, суде, арбитражном суде, правоохранительных органах другого дела, выводы по которому могут иметь значение для результатов рассмотрения заявления, материалов, до принятия и вступления в силу соответствующего решения по данному делу, о чем саморегулируемая организация уведомляет в письменной форме заявителя.
8. Саморегулируемая организация по итогам рассмотрения спора в отношении рекламы принимает решение о наличии или отсутствии нарушения законодательства о рекламе или стандартов рекламы, а также разрешает вопрос о выдаче рекламодателю, рекламопроизводителю или рекламораспространителю, требования о прекращении или изменении рекламы.
Решения и требования саморегулируемой организации в сфере рекламы, принятые по итогам рассмотрения спора в отношении рекламы, размещаются на сайте такой саморегулируемой организации в сети "Интернет", за исключением сведений, содержащих персональные данные или составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.
9. Требование о прекращении или изменении рекламы, вынесенное саморегулируемой организацией по итогам рассмотрения спора в отношении рекламы, подлежит исполнению в срок, указанный в требовании. Такой срок не может составлять менее трех рабочих дней со дня получения требования.
10. Саморегулируемая организация в сфере рекламы вправе применить меры ответственности, установленные такой саморегулируемой организацией в соответствующем порядке, к членам саморегулируемой организации за неисполнение решений или требований такой саморегулируемой организации, принятых по итогам рассмотрения споров в отношении рекламы.
11. Саморегулируемая организация вправе направить в антимонопольный орган заявление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если требование саморегулируемой организации о прекращении или изменении рекламы, вынесенное по итогам рассмотрения спора в отношении рекламы, в котором установлено нарушение требований законодательства о рекламе, не исполнено в срок, установленный в требовании, и распространение такой рекламы продолжается.
12. Решение, требование саморегулируемой организации, принятые по итогам рассмотрения спора в отношении рекламы, могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев с даты вынесения решения или требования. Подача заявления о признании недействительным решения, требования саморегулируемой организации не приостанавливает исполнение решения, требования, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, требования.",
4) часть 2 статьи 33 дополнить новыми пунктами 12 и 13 следующего содержания:
"12) заключать с саморегулируемой организацией в сфере рекламы соглашение о рассмотрении споров в отношении рекламы;
13) передавать материалы или поступившее в антимонопольный орган заявление о признаках нарушения законодательства о рекламе на рассмотрение саморегулируемой организации в сфере рекламы, с которой федеральным антимонопольным органом заключено соглашение о рассмотрении споров в отношении рекламы, если лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе или стандартов рекламы и в отношении которого подано заявление, является членом такой саморегулируемой организации.".
Статья 2
Статью 1 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" дополнить новой частью 2.2 следующего содержания:
"2.2. Особенности саморегулирования в сфере рекламы устанавливаются Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.