Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868"
(подготовлен МЧС России 13.03.2020 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868" (далее соответственно - проект указа, Положение), разработан в целях эффективной реализации возложенных на МЧС России функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 9 Положения МЧС России направляет в установленном порядке своих представителей для работы в составе дипломатических представительств Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях без включения их в штатную численность этих представительств, а также для временной работы в международных (межгосударственных, межправительственных) организациях в порядке и на условиях, которые действуют в данных организациях.
В настоящее время МЧС России имеет трех представителей за рубежом.
В целях упорядочения процесса организации и обеспечения деятельности представителей, а также определения их принадлежности к системе МЧС России, полагается целесообразным организационно объединить представителей МЧС России в зарубежный аппарат. При этом, исходя из особенностей кадрового и финансового обеспечения работы представителей, предлагается комплектовать должности представителей государственными служащими центрального аппарата МЧС России. Данное решение позволит избежать создания отдельной организационной структуры в системе МЧС России, при этом обеспечение деятельности представителей будет осуществляться профильными структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России.
В свою очередь, практика создания зарубежных аппаратов широко распространена в федеральных органах исполнительной власти, в том числе не входящих в систему МИД России.
В этой связи пункт 3 Положения предлагается изложить в новой редакции.
Дополнение новым абзацем подпункта первого пункта 8 Положения обусловлено следующим.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300 "О государственной программе Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" МЧС России является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (далее - Госпрограмма).
Госпрограмма включена в Перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р.
Проектом указа предусматривается исключение из Положения ряда полномочий МЧС России.
Так, исключение полномочий по разработке и утверждению порядка разработки и представления деклараций безопасности потенциально опасных промышленных объектов в пределах своей компетенции, а также по осуществлению подготовки в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, связано с тем, что МЧС России данную функцию не выполняет.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области промышленной безопасности, является Ростехнадзор. Только в Ростехнадзор и его территориальные органы предоставляется для проверки декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее - ОПО). Декларация промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации ОПО. В то же время, требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим организации, эксплуатирующие ОПО, в обязательном порядке разрабатывают план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план действии) и паспорт безопасности опасного объекта.
План действий и паспорт безопасности, в отличие от декларации промышленной безопасности, имеют более широкую сферу применения, так как включают в себя вопросы обеспечения безопасности людей не только на территории предприятий, но и за ее пределами.
МЧС России в рамках своих полномочий осуществляет надзор за организацией и соблюдением требований по разработке указанных планирующих документов. Кроме того, законодательством Российской Федерации не определено понятие "потенциально опасный промышленный объект".
Дополнение новыми абзацами подпункта 2 пункта 8 Положения обусловлено следующим.
Содержащееся в Положении полномочие по разработке и утверждению (установлению) порядка определения состояния здоровья добровольных пожарных не соответствует действующему законодательству и подлежат исключению.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" определение уровня квалификации экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующего уполномоченного федерального государственного органа. Уровень квалификации экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.
Порядок аттестации экспертов судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы на право самостоятельного производства судебных экспертиз устанавливается нормативным правовым актом МЧС России.
В этой связи проектом указа предлагается законодательно закрепить разработку и утверждение соответствующего порядка в функциях МЧС России, предусмотренных в Положении.
Закрепление в Положении новой функции по разработке и утверждению организационно-методических указаний по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - ОМУ) обосновывается необходимостью осуществления функции методического руководства и контроля при решении вопросов по подготовке населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции - при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности (абзац пятнадцатый подпункта 3 пункта 8 Положения) в рамках решения задачи по осуществлению управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт 3 пункта 7 Положения).
ОМУ разрабатываются сроком на 5 лет. Должны отражать на основе анализа соответствующих докладов: уровень подготовки всех групп населения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, состояние соответствующей учебно-материальной базы, а также рекомендации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям по обеспечению функционирования единой системы подготовки населения.
Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841, и Положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547, определены порядок подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, формы подготовки, а также порядок финансирования данных мероприятий. При этом МЧС России осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Внесение изменений в Положение в части включения новой функции по разработке и утверждению ОМУ обеспечит повышение эффективности выполнения задач и функций МЧС России, а также будет способствовать эффективному функционированию единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, анализ действующих нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности людей на водных объектах показывает, что требования, установленные нормативными правовыми актами, утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации носят не системный характер, их объем может значительно варьироваться, отсутствует четкий понятийный аппарат.
Наряду с этим имеется практика оспаривания правомочности утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации ряда положений, содержащихся в правилах охраны жизни людей на водных объектах, в связи с чем возникают обстоятельства для их отмены, что подтверждается соответствующими судебными решениями, основывающимися на отсутствии у субъектов Российской Федерации полномочий по установлению обязательных требований в области обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Наделение МЧС России полномочиями по утверждению общих обязательных требований по обеспечению безопасности людей на водных объектах позволит систематизировать и унифицировать указанные требования, в действующем законодательстве и нормативных правовых актах утверждаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разработка методических рекомендаций по организации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной в рамках компетенции МЧС России является одной из форм обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, установленных пунктом 3 Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 1272.
Учитывая, что Национальный центр управления в кризисных ситуациях из федерального казенного учреждения реорганизуется в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России предлагается указанную функцию включить в Положение.
Изменения и дополнения в подпункт 3 пункта 8 Положения обусловлены следующим.
В связи с тем, что понятие "мобилизационный план мероприятий по гражданской обороне" в действующем законодательстве не используется, (в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановлении Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" и других нормативных правовых актах используются термины "план гражданской обороны и защиты населения" и "план гражданской обороны"), предлагается внести соответствующие изменения в Положение.
Вместе с тем изменение слова "обучение" на слово "подготовка" направлено на приведение Положения в соответствии с федеральными законами от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
В указанных нормативных правовых актах система мероприятий по обучению населения действиям в случае угрозы возникновения и возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера именуется термином "подготовка населения".
Кроме того, использование результатов космической деятельности необходимо для прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций (статья 4 Федерального закона N 68-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ведение ведомственного фонда пространственных данных, в том числе включение в него пространственных данных и материалов, их хранение и предоставление заинтересованным лицам, осуществляется федеральным государственным учреждением, подведомственным соответствующему федеральному органу исполнительной власти.
Изменения и дополнения в подпункт 4 пункта 8 Положения обусловлены следующим.
Абзацы тридцать третий излагается в новой редакции, а в абзац тридцать четвертый вносятся изменения по причине того, что согласно части 5 статьи 47 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" федеральные целевые программы (далее - ФЦП) реализуются до окончания срока их действия. Разработка новых ФЦП законодательством не предусмотрена.
В настоящее время ФЦП, по которым МЧС России является государственным заказчиком-координатором, отсутствуют.
Вместе с тем МЧС России участвует в реализации ФЦП, входящих в структуру соответствующих государственных программ Российской Федерации, по которым МЧС России является государственным заказчиком ФЦП (тем самым МЧС России является участником соответствующих государственных программ Российской Федерации):
"Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах";
"Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015 - 2020 годы)";
"Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 - 2020 годы";
"Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы".
На данный момент МЧС России является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300.
Также МЧС России является:
соисполнителем государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы";
участником государственных программ Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" и "Внешнеполитическая деятельность".
Осуществление в пределах своих полномочий координации и контроля деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций в связи с разливами нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1188 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 и от 15 апреля 2002 г. N 240" и от 14 ноября 2014 г. N 1189 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" соответствующие функции закреплены за Минтрансом России и Минприроды России. Кроме того, в связи с планируемыми изменениями в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов, будет заниматься Минприроды России.
В этой связи вышеуказанные полномочия также предлагается исключить из Положения.
Выполнение ряда функций (абзацы тринадцатый, четырнадцатый проектируемых изменений в подпункт 4 пункта 8 Положения) является одной из форм обеспечение координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, установленных пунктом 3 Правил обеспечения на федеральном уровне Национальным центром управления в кризисных ситуациях координации деятельности органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. N 1272.
Учитывая, что Национальный центр управления в кризисных ситуациях из федерального казенного учреждения реорганизуется в структурное подразделение центрального аппарата МЧС России соответствующие функции предлагается учесть в Положении.
Пункт 9 Положения предлагается дополнить рядом подпунктов, что обусловлено следующим.
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ) жилые помещения по договорам социального найма за счет средств МЧС России предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в порядке очередности при наличии свободных жилых помещений на балансе МЧС России.
Согласно статье 8 Федерального закона N 283-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации, или указанному сотруднику и совместно проживающим с ним членам его семьи предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010 г. N 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" МЧС России принимает решения по вопросам:
включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за МЧС России, а также подведомственными ей федеральными казенными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения,в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда;
предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем полномочия МЧС России иметь специализированный жилищный фонд, управлять и распоряжаться жилищным фондом, закрепленным за МЧС России, в соответствии с его назначением, а также вести учет сотрудников, не обеспеченных жилыми помещениями или нуждающихся в улучшении жилищных условий, в Положении не определены.
Принимая во внимание ограничения и запреты по отчуждению и приватизации специализированных жилых помещений, предусмотренные частью 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" включение указанной нормы в Указ Президента не приведет к отчуждению недвижимого имущества и необходимости восполнения жилищного фонда.
При этом основной проблемой управления имуществом является отсутствие необходимого комплекса полномочий МЧС России по управлению и распоряжению имуществом, что на практике приводит к распоряжению указанным имуществом территориальными органами Росимущества и органами местного самоуправления, а также к невозможности оборота объектов недвижимого имущества в интересах МЧС России.
Кроме того, отсутствие у МЧС России полномочий по управлению имуществом, которое составляет государственную казну приведет к увеличению сроков оформления имущественных и земельных отношений в рамках реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, в случае отсутствия возможности безвозмездной передачи имущества, необходимого для обеспечения интересов Российской Федерации в области гражданской обороны и безопасности государства, в собственность Российской Федерации в лице МЧС России.
Включение соответствующей нормы (проектируемый подпункт 25.1 пункта 9 Положения) в Положение позволит гарантированно усилить правовой режим земель обороны и безопасности государства, а также реализовать МЧС России национальные интересы Российской Федерации в Арктике и способствовать решению основных задач государственной политики Российской Федерации в Арктике.
Вместе с тем специфика объектов инфраструктуры гражданской обороны, характер их специального назначения и нетиповые проектные решения зачастую усложняют и затягивают процедуру экспертного сопровождения в режиме существующего на данный момент порядка его прохождения и приводят к необоснованному наращиванию состава объектов незавершенного строительства, что было отмечено в ходе заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 11 июня 2019 г.
Включение вышеуказанных норм в Положение реализует предусмотренную Градостроительным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" возможность, и наделяет МЧС России полномочиями по осуществлению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, находящихся в ведении МЧС России, иных объектов, входящие в инфраструктуру гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также полномочий по выдаче разрешений на строительство и ввод таких объектов в эксплуатацию.
Реализация включаемых в Положение норм способствует консолидации сил, средств и сокращению сроков реализации проектов в сфере гражданской обороны, позволит оперативно и приоритетно осуществлять реализацию проектов, строительство объектов и ввод их в эксплуатацию,с учетом специфики объектов инфраструктуры гражданской обороны, нетипового проектирования и срочного характера мероприятий, осуществляемых в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе в рамках комплексного развития системы Арктических аварийно-спасательных центров с учетом ее специфики, а также срочных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Государственную экспертизу проектной документации и определения достоверности сметной стоимости предлагается осуществлять силами подведомственного МЧС России учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", а выдачу разрешений на строительство и ввод их в эксплуатацию штатным структурным подразделением центрального аппарата МЧС России на основании соответствующего административного регламента.
Изменения и дополнения в пункт 12 положения обусловлены следующим.
В соответствии с федеральными законами 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года", постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", от 29 июня 2013 г. N 550 "О проведении технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба" и от 17 января 2007 г. N 20 "Об утверждении Положения о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военной автомобильной инспекции" на военную автомобильную инспекцию (далее - ВАИ) МЧС России возложены следующие функции, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения и организацией эксплуатации транспортных средств:
контроль за соблюдением выполнения в МЧС России требований законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;
организация учета и регистрации транспортных средств спасательных воинских формирований МЧС России (далее - ТС);
контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации, руководящих документов МЧС России в части нанесения на ТС цветографических схем и их оборудования специальными звуковыми и световыми сигналами;
организация и проведение технических осмотров ТС; обеспечение безопасности дорожного движения при сопровождении колонн МЧС России на маршрутах выдвижения в зоны чрезвычайных ситуаций и очаги поражения, а также координация проведения таких мероприятий.
В настоящее время указанные функции выполняются ВАИ на основании приказов МЧС России.
При этом в Положении полномочия Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по утверждению Положения о ВАИ МЧС России не закреплены.
В целях совершенствования нормативной правовой базы организации деятельности ВАИ МЧС России целесообразно наделить Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий полномочиями по утверждению положения о ВАИ МЧС России.
Кроме того, МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно через входящую в его систему Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. N 835 (далее - Положение о ГИМС), предусмотрено, что перечень должностей главных государственных инспекторов по маломерным судам субъектов Российской Федерации, государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанности, положение о внештатных общественных инспекторах и акты, регламентирующие порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными мостами, государственную регистрацию маломерных судов, аттестацию на право управления маломерными судами, надзор во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и формы судового билета и документов, подтверждающих право управления маломерным судном, утверждаются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При этом указанные полномочия Министра отсутствуют в Положении.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют нормативные правовые акты, определяющие единые требования к объектам надзора Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, а именно к базам (сооружениям) для их стоянок маломерных судов, пляжам, переправам и наплавным мостам, в том числе и обязательные требования по обеспечению безопасности людей на поверхностных водных объектах.
При этом утверждение порядка пользования указанными объектами Положение о ГИМС предоставляется Министру МЧС России. Однако формулировка "порядок пользования" не в полной мере отражает возможность установления обязательных требований по обеспечению безопасности людей на водных объектах и обязательных требований к объектам надзора Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
В этой связи предлагается пункт 12 Положения дополнить соответствующим подпунктом 36.1.
Также пункт 12 Положения дополняется подпунктом 36.3, который наделяет Министра полномочиями принимать решение об использовании авиации МЧС России для санитарно-авиационной эвакуации населения в случаях чрезвычайных ситуаций, угрозы для жизни и здоровья населения.
В настоящее время функция по санитарно-авиационной эвакуации закреплена за МЧС России лишь в случае возникновения чрезвычайной ситуации, что не позволяет в полной мере реализовать функции МЧС России при возникновении угрозы жизни и здоровья населения в случаях, когда риск возникновения чрезвычайных ситуаций отсутствует.
Реализация предусмотренных проектом указа полномочий будет осуществляться в пределах установленной численности, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на руководство и управление в сфере установленных функций.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация решений, предлагаемых проектом указа, не вызовет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для граждан и не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, а также не окажет негативного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.