Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О полиции"
(подготовлен Минюстом России 18.03.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О полиции" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 05.11.2019 N Пр-2253, согласно которому Правительству Российской Федерации совместно с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации необходимо обеспечить подготовку предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих уточнение объема сведений, предоставляемых избирательным комиссиям, и порядок предоставления таких сведений.
Разработка законопроекта обусловлена необходимостью обеспечения избирательных комиссий, комиссий референдумов информацией о наличии или отсутствии судимости и административного наказания за совершение административных правонарушений лиц, выдвигающихся кандидатами в депутаты представительных органов муниципального образования, в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и кандидатами на выборные должности в депутаты представительных органов муниципального образования, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности, а также лиц, назначаемых членами избирательных комиссий, комиссий референдума.
В настоящее время в соответствии с пунктом 3.2 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Также подпунктом "н" пункта 1 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть в том числе лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Кроме того, пунктом 6.1 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что по представлению комиссии, по запросу органа, назначающего членов комиссии, направляемым до принятия соответствующего решения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальный орган проводят проверку в отношении лиц, назначаемых членами комиссий, и представляют по ним сведения об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
При этом в статье 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) предоставление органами внутренних дел избирательным комиссиям информации в полном объеме, необходимой для реализации возложенных на них полномочий, не предусмотрено.
В частности, в Федеральном законе N 3-ФЗ отсутствуют положения о предоставлении избирательным комиссиям сведений о неснятой или непогашенной судимости в отношении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и лиц, назначаемых в составы избирательных комиссий.
Кроме того, Федеральным законом N 3-ФЗ не урегулирован вопрос предоставления избирательным комиссиям всего объема необходимых им сведений, касающихся категории преступления, даты снятия или погашения судимости, а также о привлечении соответствующих лиц к административной ответственности.
Вместе с тем согласно информации, представленной ЦИК России, на практике в период проведения избирательных кампаний МВД России осуществляется предоставление всех необходимых для избирательных комиссий сведений.
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения позволят урегулировать вопросы организации взаимодействия, сложившиеся на практике, между ЦИК России и МВД России в рамках избирательного процесса, обеспечив однозначное толкование обязанностей полиции в данной сфере правоотношений.
Законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.