Проект Приказа Министерства науки и высшего образования РФ "Об утверждении методик проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок и сферы высшего образования"
(подготовлен Минобрнауки России 17.03.2020 г.)
В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 3108-р приказываю:
утвердить:
методику проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок (приложение N 1 к настоящему приказу);
методику проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы высшего образования (приложение N 2 к настоящему приказу).
Министр |
В.Н. Фальков |
Приложение N 1
Утверждена
приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
от "__" ________ 2020 г. N ___
МЕТОДИКА
проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок
I. Общие положения
1. Настоящая методика проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 3108-р "О создании системы статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики Российской Федерации" (далее - Методика).
2. В Методике используются следующие определения:
"технологическое развитие сферы научных исследований и разработок" - процесс совершенствования сферы научных исследований и разработок за счет применения передовых технологий;
"уровень технологического развития сферы научных исследований и разработок" - степень соответствия количественных и качественных параметров технологического развития сферы научных исследований и разработок мировому уровню.
II. Цели и задачи проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок
3. Целями проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок (ОКВЭД - 72 "Научные исследования и разработки") являются:
определение уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок в Российской Федерации в сравнении с зарубежными странами;
существление сравнительной оценки темпов технологического развития сферы научных исследований и разработок в Российской Федерации в сравнении с зарубежными странами.
4. К основным задачам проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок отнесены следующие:
количественная оценка уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок;
определение степени влияния каждого показателя на формирование общей оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок;
выявление сильных и слабых сторон, оказывающих влияние на уровень технологического развития сферы научных исследований и разработок.
5. Методика предназначена для расчета показателя, определяющего уровень технологического развития сферы научных исследований и разработок в Российской Федерации. Методика определяет набор исходных показателей, характеризующих отдельные аспекты технологического развития сферы научных исследований и разработок, и метод расчета интегрального показателя, характеризующего уровень технологического развития сферы в целом.
6. Оценка уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок Российской Федерации проводится на основе результатов сравнения со странами, конкретный состав которых формируется по результатам пилотных расчетов. Выбор стран сравнения производиться с учетом вхождения их в следующие группы и при условии наличия статистических рядов данных за последние годы:
промышленно развитые страны;
высокоразвитые страны с высокой долей сырьевого сектора в экономике;
страны БРИКС;
быстроразвивающиеся страны Азии;
государства-члены Евразийского экономического союза.
III. Структура показателей, характеризующих уровень технологического развития сферы научных исследований и разработок
7. В рамках Методики с целью статистической оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок используются показатели, представленные в приложении N 1 к Методике.
Группа 1. Показатели, характеризующие интенсивность модернизации экономических активов (инвестиции, состояние и обновление основных фондов):
Затраты на оборудование, включаемое в состав основных фондов, и прочие капитальные затраты в расчете на одного исследователя.
Группа 2. Показатели, характеризующие уровень ресурсоемкости:
Доля затрат на оборудование, включаемое в состав основных фондов, и прочих капитальных затрат во внутренних затратах на исследования и разработки.
Группа 3. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов:
Совокупные затраты на исследования и разработки в пересчете на одного исследователя.
Место Российской Федерации по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным Организации экономического сотрудничества и развития).
Производительность труда исследователя (по уровню публикационной активности в базе данных Scopus).
Производительность труда исследователя (по уровню публикационной активности в базе данных Web of Science).
Группа 4. Показатели, характеризующие уровень инновационности:
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте.
Сумма выплаченных и поступивших денежных средств за использование интеллектуальной собственности, нормированная на ВВП.
Доля денежных средств, полученных от экспорта высокотехнологичных товаров, в общей сумме поступлений от экспорта промышленной продукции.
Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемых приоритетами научно-технологического развития.
Группа 5. Показатели, характеризующие уровень цифровизации:
Удельный вес организаций, имеющих доступ в Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек., в общем числе организаций, имеющих доступ в интернет.
Состав показателей может быть скорректирован по результатам пилотных расчетов уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок.
IV. Применение интегрального индекса для оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок
8. При расчете интегральных показателей для обеспечения однородности значений показателей, имеющих различные единицы измерения, с целью перевода значений таких показателей в единую шкалу (от 0 до 1) применяется процедура нормирования. Интегральный индекс рассчитывается как средневзвешенное значение исходных значений показателей. Расчет интегрального индекса для i-ой страны выполняется по формуле:
,
где:
n - число показателей;
- нормированное значение k-го показателя для i-ой страны:
где:
-значение k-го показателя i-ой страны;
X k макс, X k мин - максимальное и минимальное значение k-го показателя среди всех рассматриваемых стран за весь период наблюдений.
9. В случае если большее значение показателя означает снижение уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок, в целях обеспечения соответствия используются обратные показатели, рассчитываемые по формуле:
где:
- нормированное значение k-го показателя для i-ой страны;
- значение k-го показателя i-ой страны;
X k макс, X k мин - максимальное и минимальное значение k-го показателя среди всех рассматриваемых стран за весь период наблюдений.
10. Уровень технологического развития определяется по месту, занимаемому Российской Федерацией в рейтинге стран сравнения (экономически развитые страны мира), составленном по значениям отдельных показателей раздельно и интегральному индексу.
Приложение N 1
к Методике проведения статистической оценки
уровня технологического развития сферы
научных исследований и разработок
Перечень рекомендуемых показателей, характеризующих уровень технологического развития сферы научных исследований и разработок
N |
Наименование показателя |
Порядок расчета |
Источник данных |
Наименование показателя международной статистики, используемого для международного сравнения |
Источник международных статистических данных |
Группа 1. "Показатели, характеризующие интенсивность модернизации производственных активов" | |||||
1. |
Затраты на оборудование, включаемое в состав основных фондов, и прочие капитальные затраты в расчете на одного исследователя, долл. США/чел. |
где: ВЗИР об - затраты на оборудование, включаемое в состав основных фондов, и прочие капитальные затраты, долл. США; Числ иссл - численность исследователей в эквиваленте полной занятости, чел. |
База данных ОЭСР |
Gross Domestic Expenditure on R-D (Machinery and equipment) per researcher (FTE) |
https://stats.oecd.org/ |
Группа 2. "Показатели, характеризующие уровень ресурсоемкости" | |||||
2. |
Доля затрат на оборудование, включаемое в состав основных фондов, и прочих капитальных затрат во внутренних затратах на исследования и разработки, % |
где: ВЗИР об - затраты на оборудование, включаемое в состав основных фондов ВЗИР, и прочие капитальные затраты, долл. США; ВЗИР - внутренние затраты на исследования и разработки, долл. США |
База данных ОЭСР |
Share of Gross Domestic Expenditure on R-D (Machinery and equipment) in Gross Domestic Expenditure on R-D |
https://stats.oecd.org/ |
Группа 3. "Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов" | |||||
3. |
Совокупные затраты на исследования и разработки в пересчете на одного исследователя. |
где: ВЗИР - внутренние затраты на исследования и разработки, долл. США; Числ иссл - численность исследователей в эквиваленте полной занятости, чел. |
База данных ОЭСР |
Gross Domestic Expenditure on R&D (GERD) at current PPP per researcher (FTE) |
https://stats.oecd.org/ |
4. |
Место Российской Федерации по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным Организации экономического сотрудничества и развития) |
где: РФ oecd - позиция Российской Федерации по численности исследователей в эквиваленте полной занятости среди ведущих стран мира (по данным Организации экономического сотрудничества и развития). |
База данных ОЭСР |
Russian Federation Position in the number of researchers in full-time equivalents among the leading countries in the world (according to the Organization for Economic Cooperation and Development) |
https://stats.oecd.org/ |
5. |
Производительность труда исследователя (по уровню публикационной активности в базе данных Scopus). |
Где |
Международная база данных Scopus;
База данных ОЭСР |
Number of Scopus articles per 100 researchers (FTE) |
https://www.scopus.com/ https://stats.oecd.org/ |
6. |
Производительность труда исследователя (по уровню публикационной активности в базе данных Web of Science) |
где: |
Международная база данных Web of Science;
База данных ОЭСР |
Number of web of science articles per 100 researchers (FTE) |
https://apps.webofknowledge.com/ https://stats.oecd.org/ |
Группа 4. "Показатели, характеризующие уровень инновационности" | |||||
7. |
Доля ВЗИР в ВВП, % |
где: ВЗИР - внутренние затраты на исследования и разработки, долл. США; ВВП - валовой внутренний продукт (ВВП), долл. США |
Форма федерального статистического наблюдения N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" База данных ОЭСР |
GERD as a percentage of GDP |
https://stats.oecd.org/ |
8. |
Сумма выплаченных и поступивших денежных средств за использование интеллектуальной собственности, нормированная на ВВП, % |
где: ВВП - валовой внутренний продукт, млн долл. США; K - коэффициент отношения поступивших и выплаченных средств за интеллектуальную собственность, рассчитываемый по формуле: придающий больший вес странам, в которых поступления за интеллектуальную собственность превалируют над выплатами |
База данных ОЭСР;
База данных Всемирного банка |
Gross Domestic Product (current PPP$);
Charges for the use of intellectual property, payments (BoP, current US$);
Charges for the use of intellectual property, receipts (BoP, current US$) |
https://stats.oecd.org/ https://data.worldbank.org/ |
9. |
Доля денежных средств, полученных от экспорта высокотехнологичных товаров, в общей сумме поступлений от экспорта промышленной продукции, % |
где: |
База данных Всемирного банка |
High-technology exports (% of manufactured exports) |
https://data.worldbank.org/ |
10. |
Место Российской Федерации по удельному весу в общем числе заявок на получение патента на изобретение, поданных в мире по областям, определяемых приоритетами научно-технологического развития. |
где: Таблица соответствия приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации кодам международной патентной классификации (далее - таблица соответствия) зафиксирована письмом от 20 августа 2018 г. N 1-10110-2200/361 "О подготовке национального проекта "Наука"", направленным Российской академией наук в адрес Минобрнауки России и утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. N 10), а также приказом Минобрнауки России от 16 апреля 2019 г. N 234.
|
База данных Всемирной организации интеллектуальной собственности |
Russian Federation Position in specific gravity in the total number of patent applications for inventions filed in the world by area, determined by the priorities of scientific and technological development. |
https://patentscope.wipo.int/search/ru/search.jsf;jsessionid=69F54B79877A27C553C7D9AA3D499F34.wapp1 |
Группа 5. "Показатели, характеризующие уровень цифровизации" | |||||
11. |
Удельный вес организаций, имеющих доступ в Интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек., в общем числе организаций, имеющих доступ в интернет, % |
где Числ орг - общее число организаций, имеющих доступ в интернет, ед. |
Форма федерального статистического наблюдения N 3- информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказании услуг в этих сферах" (ОКВЭД "Деятельность профессиональная, научная и техническая") |
Share of businesses with a broadband download speed less than 2 Mbit/s (%) |
https://stats.oecd.org/ Information and Communication Technology // ICT Access and Usage by Businesses // A3A: Businesses with a broadband download speed less than 2 Mbit/s (%) // Breakdowns Professional, scientific and technical activities |
Приложение N 2
приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
от "__" ________ 2020 г. N ___
МЕТОДИКА
проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы высшего образования
I. Общие положения
1. Настоящая методика проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы высшего образования разработана в соответствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 3108-р "О создании системы статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики Российской Федерации" (далее - Методика).
2. В Методике используются следующие определения:
"технологическое развитие сферы высшего образования" - процесс совершенствования системы обучения за счет применения передовых технологий;
"уровень технологического развития сферы высшего образования" - степень соответствия количественных и качественных параметров технологического развития сферы высшего образования мировому уровню.
II. Цели и задачи проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы высшего образования
3. Целями проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы высшего образования (ОКВЭД - 85.22 "Образование высшее") являются:
определение уровня технологического развития сферы высшего образования в Российской Федерации в сравнении с зарубежными странами;
осуществление сравнительной оценки темпов технологического развития сферы высшего образования в Российской Федерации в сравнении с зарубежными странами.
4. К основным задачам проведения статистической оценки уровня технологического развития сферы высшего образования отнесены следующие:
количественная оценка уровня технологического развития сферы высшего образования;
определение степени влияния каждого показателя на формирование общей оценки уровня технологического развития сферы высшего образования;
выявление сильных и слабых сторон, оказывающих влияние на уровень технологического развития сферы высшего образования.
5. Методика предназначена для расчета показателя, определяющего уровень технологического развития сферы высшего образования в Российской Федерации. Методика определяет набор исходных показателей, характеризующих отдельные аспекты технологического развития сферы высшего образования и метод расчета интегрального показателя, характеризующего уровень технологического развития сферы в целом.
6. Оценка уровня технологического развития сферы высшего образования Российской Федерации проводится на основе результатов сравнения со странами, конкретный состав которых формируется по результатам пилотных расчетов. Выбор стран сравнения производиться с учетом вхождения их в следующие группы при условии наличия статистических рядов данных за последние годы:
промышленно развитые страны;
высокоразвитые страны с высокой долей сырьевого сектора в экономике;
страны БРИКС;
быстроразвивающиеся страны Азии;
государства-члены Евразийского экономического союза.
III. Структура показателей, характеризующих уровень технологического развития сферы высшего образования
7. В рамках Методики с целью оценки уровня технологического развития используются показатели, представленные в приложении N 1 к Методике.
Группа 1. Показатели, характеризующие интенсивность модернизации экономических активов (инвестиции, состояние и обновление основных фондов):
Доля затрат на машины и оборудование во внутренних затратах на исследования и разработки в секторе высшего образования.
Группа 2. Показатели, характеризующие уровень ресурсоемкости:
Общие государственные расходы на высшее образование в пересчете на одного обучающегося студента в текущем году.
Группа 3. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов:
Общие государственные расходы на высшее образование в пересчете на одного педагогического работника.
Группа 4. Показатели, характеризующие уровень инновационности:
Затраты сектора высшего образования на исследования и разработки в ВВП.
Место России в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов.
8. Состав показателей может быть скорректирован по результатам пилотных расчетов уровня технологического развития сферы высшего образования.
IV. Применение интегрального индекса для оценки уровня технологического развития сферы научных исследований и разработок
При расчете интегральных показателей для обеспечения однородности значений показателей, имеющих различные единицы измерения, с целью перевода значений таких показателей в единую шкалу (от 0 до 1) применяется процедура нормирования. Интегральный индекс расчитывается как средневзвешенное значение исходных значений показателей. Расчет интегрального индекса для i-ой страны выполняется по формуле:
,
где:
n - количество показателей;
- нормированное значение k-го показателя для i-ой страны:
где:
- значение k-го показателя i-ой страны;
X k макс, X k мин - максимальное и минимальное значение k-го показателя среди всех рассматриваемых стран за весь период наблюдений.
В случае если большее значение показателя означает снижение уровня технологического развития сферы высшего образования, в целях обеспечения соответствия используются обратные показатели, рассчитываемые по формуле:
где:
- нормированное значение k-го показателя для i-ой страны;
- значение k-го показателя i-ой страны;
X k макс, X k мин - максимальное и минимальное значение k-го показателя среди всех рассматриваемых стран за весь период наблюдений.
Уровень технологического развития определяется по месту, занимаемому Российской Федерацией в рейтинге стран сравнения, составленном по значениям отдельных показателей раздельно и интегральному индексу.
Приложение N 1
к Методике проведения статистической оценки уровня
технологического развития сферы высшего образования
Перечень рекомендуемых показателей, характеризующих уровень технологического развития сферы высшего образования
N |
Наименование показателя |
Порядок расчета |
Источник данных |
Наименование показателя международной статистики, используемого для международного сравнения |
Источник международных статистических данных (годы) |
Группа 1. "Показатели, характеризующие интенсивность модернизации производственных активов" | |||||
1. |
Доля затрат на машины и оборудование во внутренних затратах на исследования и разработки в секторе высшего образования, % |
где: |
Форма федерального статистического наблюдения N 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" |
Gross domestic expenditure on R&D by sector of performance and type of expenditure |
https://stats.oecd.org/ |
Группа 2. "Показатели, характеризующие уровень ресурсоемкости" | |||||
2. |
Общие государственные расходы на высшее образование в пересчете на одного обучающегося студента в текущем году, тыс. долл по ППС/чел. |
где: |
База данных Статистического института Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО)
|
Government expenditure on education, PPP$ (millions) per student in tertiary education, all programmes, both sexes (number) |
http://data.uis.unesco.org/ |
Группа 3. "Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов" | |||||
3. |
Общие государственные расходы на высшее образование в пересчете на одного педагогического работника, тыс. долл по ППС/чел. |
где: |
База данных Статистического института Организации Объединенных Наций (ЮНЕСКО)
|
Government expenditure on education, PPP$ (millions) per teacher in tertiary education programmes, both sexes (number) |
http://data.uis.unesco.org/ |
Группа 4. "Показатели, характеризующие уровень инновационности" | |||||
4. |
Затраты сектора высшего образования на исследования и разработки в ВВП, % |
Расчет производится по формуле: где |
База данных ОЭСР |
HERD as a percentage of GDP |
https://stats.oecd.org/ |
5. |
Место России в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов |
где: РАНГ рф - функция, возвращающая порядковый номер элемента в списке; СОРТУ - функция, сортирующая множество по убыванию. М - множество, элементами которого является количество университетов без дублирования, входящих в институциональные рейтинги.
М = { где: n - количество стран, чьи университеты входят в институциональные рейтинги, единиц; Мi - количество университетов без дублирования, входящих в институциональные рейтинги, единиц. Mi = } где: CARD - функция, возвращающая количество элементов множества (мощность множества); U - оператор объединения множеств; i - номер страны, чьи университеты входят в глобальные рейтинги университетов; При определении позиции университетов в топ-500 глобальных рейтингов один университет учитывается только один раз. |
Базы данных рейтинга QS World University Rankings, Academic Ranking of World Universities, Times Higher Education World University Rankings. |
Russian Federation position in the world through the presence of universities in the top 500 global university rankings |
QS, https://www.topuniversities.com/; THE, https://www.timeshighereducation.com/world-university- rankings; ARWU, http://www.shanghairanking.com/. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.