Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" за счет средств федерального бюджета в целях последующего взноса в уставные капиталы его дочерних обществ - российских лизинговых компаний в целях реализации в 2020-2024 годах механизма лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства"
(подготовлен Минэкономразвития России 20.03.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О дополнительных требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" за счет средств федерального бюджета в целях последующего взноса в уставные капиталы его дочерних обществ - российских лизинговых компаний в целях реализации в 2020-2024 годах механизма лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - проект постановления) разработан в целях исполнения контрольной точки 1.11 федерального проекта "Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В соответствии со сводным планом приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", паспорт которого утвержден президиумом Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. N 10) АО "Корпорация "МСП" реализует программу льготного лизинга оборудования для субъектов малого предпринимательства по льготным ставкам - не более 8% годовых по лизингу иностранного оборудования, а в части лизинга оборудования отечественного производства - не более 6% годовых, предусматривающую создание сети региональных лизинговых компаний (далее - программа льготного лизинга).
В 2017 и 2018 годах АО "Корпорация "МСП" проведен конкурсный отбор для определения субъектов Российской Федерации в целях учреждения региональных лизинговых компаний в рамках реализации программы льготного лизинга, в результате которого АО "Корпорация "МСП" и субъектами Российской Федерации (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Саха (Якутия), Ярославская область) созданы четыре региональные лизинговые компании - дочерние общества АО "Корпорация "МСП" (далее - РЛК), а именно:
дата создания Акционерного общества "Региональная лизинговая компания Республики Татарстан" (далее - АО "РЛК РТ") - 3 августа 2017 г.;
дата создания Акционерное общество "Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан" (далее - АО "РЛК РБ") - 13 ноября 2017 г.;
дата создания Акционерное общество "Региональная лизинговая компания Ярославской области" (далее - АО "РЛК ЯО") - 7 мая 2018 г.;
дата создания Акционерное общество "Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия)" (АО "РЛК РСЯ") - 26 июня 2018 г.
Уставный капитал РЛК формировался за счет взносов АО "Корпорация "МСП", предоставленных из средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", а также за счет средств регионального бюджета, предоставленных в соответствии с региональным бюджетным законодательством.
Уставный капитал каждой РЛК составляет 2 млрд рублей и распределен следующим образом:
1,5 млрд рублей - взнос АО "Корпорация "МСП" (75%)
0,5 млрд рублей - взнос соответствующего региона (25%).
В рамках программы льготного лизинга предусмотрено финансирование в размере от 1 млн до 200 млн рублей сроком до 84 месяцев. При этом авансовый платеж существенно ниже, чем в коммерческих лизинговых компаниях - от 10%, а при наличии поручительства региональной гарантийной организации, покрывающего 30% и более от стоимости предмета лизинга, авансовый платеж отсутствует.
В результате деятельности РЛК формируется новая ниша лизингового рынка в сегменте экономики с низкой активностью со стороны рыночных лизинговых компаний.
В работе РЛК реализуется принцип равного доступа к поддержке для субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на территории любого субъекта Российской Федерации.
В период с декабря 2017 г. по 31 декабря 2019 года сетью РЛК было профинансировано 208 уникальных лизингополучателей (на сумму 6,83 млрд рублей). С учетом реализации принципа экстерриториальности получателями лизинговой поддержки выступили субъекты малого предпринимательства из 58 субъектов Российской Федерации (по состоянию на 30 декабря 2019).
Паспортом национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 N 16), и паспортом федерального проекта "Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию", утвержденным проектным комитетом по национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", предусмотрено обеспечение в 2020-2024 годах докапитализации за счет средств федерального бюджета региональных лизинговых компаний, созданных с участием АО "Корпорация "МСП".
Федеральным законом от 02 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" предусмотрено осуществление взноса в уставный капитал АО "Корпорация "МСП" для последующего осуществления взносов в уставные капиталы российских лизинговых компаний в целях реализации механизма лизинга для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в 2020 году в размере 1,93 млрд. рублей и в 2022 году в размере 2,3 млрд. рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2017 г. N 919 "О дополнительных требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" за счет средств федерального бюджета в целях последующего взноса в уставный капитал его дочерних обществ, являющихся российскими лизинговыми компаниями (фирмами), в целях реализации механизма лизинга для субъектов малого предпринимательства", принятым в целях реализации вышеназванного приоритетного проекта, утверждены дополнительные требования к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" за счет средств федерального бюджета в целях последующего взноса в уставный капитал его дочерних обществ, являющихся российскими лизинговыми компаниями (фирмами), в целях реализации механизма лизинга для субъектов малого предпринимательства (далее - дополнительные требования).
Анализ практики применения дополнительных требований показывает, что их применение не позволит в полной мере обеспечить решение задач вышеназванного национального проекта по расширению лизингового финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), в том числе в части охвата поддержкой, оказываемой региональными лизинговыми компаниями, являющимися дочерними обществами АО "Корпорация "МСП", субъектов не только малого, но и среднего предпринимательства.
В этой связи разработка проекта постановления обусловлена в первую очередь необходимостью совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с предоставлением АО "Корпорация "МСП" бюджетных ассигнований из федерального бюджета на цели реализации указанными РЛК льготных лизинговых программ для субъектов МСП.
Проектом постановления предусматривается утверждение новых дополнительных требований к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций АО "Корпорация "МСП" за счет средств федерального бюджета в целях последующего взноса в уставные капиталы его дочерних обществ - российских лизинговых компаний в целях реализации в 2020-2024 годах механизма лизинга для субъектов МСП, а также уточнение состава имущества, которое не может выступать предметом лизинга при заключении указанными региональными лизинговыми компаниями договоров лизинга с субъектами МСП.
Одновременно предлагается признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 2017 г. N 919 "О дополнительных требованиях к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" за счет средств федерального бюджета в целях последующего взноса в уставный капитал его дочерних обществ, являющихся российскими лизинговыми компаниями (фирмами), в целях реализации механизма лизинга для субъектов малого предпринимательства".
Проект постановления не предусматривает введение:
- обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
- обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления содержит положения, направленные на обеспечение выполнение целевых индикаторов и показателей подпрограммы 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы "Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316,в части увеличения количества субъектов МСП, получивших поддержку в рамках федерального проекта "Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию".
Принятие соответствующего постановления Правительства Российской Федерации не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.