Пояснительная записка к проекту Приказа Федеральной антимонопольной службы "О внесении изменений и дополнений в приказы ФСТ России от 18 декабря 2012 года N 398-т/3, от 18 декабря 2012 года N 397-т/2 и в приказ ФСТ России от 21 декабря 2012 года N 423-т/3"
(подготовлен ФАС России 23.03.2020 г.)
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктами 10 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы), подпунктами 5.3.21.21, 5.3.21.22 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России подготовлен проект приказа "О внесении изменений и дополнений в приказы ФСТ России от 18 декабря 2012 года N 398-т/3, от 18 декабря 2012 года N 397-т/2 и в приказ ФСТ России от 21 декабря 2012 года N 423-т/3".
В рамках имеющихся полномочий по применению скидок к прейскурантным тарифам, согласно пункту 6(1) Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы ОАО "РЖД" имеет право принимать решения об установлении понижающих коэффициентов в рамках ценовых пределов, установленных ФАС России в соответствии с методическими указаниями. Указанное изменение тарифов, сборов и платы может осуществляться на период до 10 лет.
В настоящее время предельный максимальный уровень тарифа ограничен действующими тарифами Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами". Предельный минимальный уровень тарифа для грузов первого тарифного класса на дальности до 3000 км составляет 0,75% (предельный размер скидки 25%), грузов второго и третьего тарифного класса 0,5 (скидка до 50%), для остальных случаев - 0,872 (скидка до 12,8%).
Вместе с тем в текущих условиях ухудшения мировой конъюнктуры на рынках угля, которое сопровождается значительным падением цен на указанный вид топлива, обеспечить конкурентные тарифные условия на перевозку угля в западном направлении в рамках предоставленного ОАО "РЖД" права по снижению тарифов не представляется возможным.
В условиях ограниченной пропускной способности восточного направления с целью выполнения объемных показателей, предусмотренных Долгосрочной программой развития ОАО "РЖД" на период 2019-2025 гг., ФАС России предлагает пересмотреть минимальный уровень ценовых пределов для стимулирования роста объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом и обеспечения конкурентоспособности при перевозке грузов в западном направлении, в том числе угля.
В соответствии с пунктом 17 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок минимальная величина применяемых тарифов должна обеспечивать возмещение расходов ОАО "РЖД", зависящих от объемов выполнения работ (услуг).
В этих условиях проектом приказа предусмотрены изменения и дополнения в приказы ФСТ России от 18 декабря 2012 года N 398-т/3, от 18 декабря 2012 года N 397-т/2, от 21 декабря 2012 года N 423-т/3:
- о предоставлении ОАО "РЖД" права принимать решения о снижении уровня тарифов для всех грузов и поясах дальности, принимаемых для стимулирования роста объемов перевозок грузов и обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта при грузовых перевозках;
- о корректировке для таких решений нижней границы ценового предела до 0,01, но не менее уровня, обеспечивающего возмещение экономически обоснованных расходов субъектов регулирования в части, зависящей от объемов выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. N 643.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.