Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Юрист"
(подготовлен Минтрудом России 27.03.2020 г.)
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Статья 2 Конституции Российской Федерации провозглашает обязанностью государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 312 утверждена государственная программа Российской Федерации "Юстиция", которая призвана, в частности, повысить уровень защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций. Ожидаемые результаты реализации программы: создание условий, обеспечивающих эффективную реализацию гражданами Российской Федерации конституционных прав и свобод; повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов; улучшение качества исполнения судебных решений, актов иных органов.
Очевидно, что достижение указанных целей возможно только при условии высокого уровня профессиональной компетенции юристов - то есть тех специалистов, которые и осуществляют защиту прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов. Вместе с тем в настоящее время в Российской Федерации отсутствуют какие-либо единые нормы, которые регламентировали бы деятельность всех юристов, включая частнопрактикующих юристов, сотрудников юридических фирм, а также штатных юристов компаний. В настоящий момент нет ни сформулированных требований к профессиональной квалификации указанных специалистов, ни единого этического кодекса или свода правил поведения.
Отсутствие стандартизации требований приводит к негативным последствиям как для всего общества в целом, так и для самих юристов: к недобросовестной конкуренции, оказанию некачественных юридических услуг, ухудшению ситуации на рынке труда, дискредитации юридической профессии.
Таким образом, в настоящее время остро стоит вопрос о необходимости установления требований к профессиональной квалификации специалистов в сфере юриспруденции, разработки соответствующих систем оценки компетенций, что невозможно без опоры на профессиональные стандарты.
В то же время юридическая профессия остается одной из самых популярных в стране. Недавнее исследование холдинга "Ромир" показало: "Каждый четвертый россиянин (24%) хотел бы, чтобы его ребенок в будущем стал врачом. Второй по популярности стала профессия адвоката или юриста - 18%. Замыкает тройку самых желанных профессий для детей предпринимательство, набрав 15% голосов опрошенных"*(1). Все это заставляет поднять вопрос о качестве образовательных стандартов в сфере юриспруденции.
Разработка профессионального стандарта "Юрист" будет способствовать модернизации системы образования и повышения квалификации в Российской Федерации, приведению ее в соответствие с наилучшей международной практикой.
Профессиональный стандарт "Юрист":
- позволит создать единый учебно-методический комплекс и систему оценки квалификации;
- станет для потребителей (как работодателей, так и клиентов, обращающихся к юридическим фирмам и частнопрактикующим юристам) инструментом оценки соответствия компетенции привлекаемых специалистов при наличии у них соответствующего документального подтверждения компетенции после прохождения процедуры независимой оценки квалификации по установленным правилам;
- позволит повысить профессионализм действующих специалистов в области юриспруденции, активизировать их мотивацию, добиться повышения эффективности и качества их работы;
- обеспечит равные условия на рынке труда для выпускников разных учебных заведений за счет подтверждения реальных знаний и навыков специалиста;
- снизит затраты работодателей на разработку собственных систем оценки соискателей в сфере юриспруденции.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Проект профессионального стандарта "Юрист" разработан в соответствии с Макетом профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) от 12.04.2013 г. N 147н, Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. N 170н, а также Уровнями квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными Приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. N 148н.
Проект профессионального стандарта описывает трудовые функции, трудовые действия и соответствующие им компетенции юристов.
По результатам анализа структуры профессиональной трудовой деятельности вышеуказанной категории специалистов и соотнесения с Уровнями квалификаций, утвержденными Минтрудом России в целях разработки профессиональных стандартов, в проекте профессионального стандарта выделено три квалификационных уровня, соответствующие 5, 6 и 7 квалификационным уровням, установленными Уровнями квалификации.
Наименование вида профессиональной деятельности:
"Деятельность по оказанию профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам".
Основная цель вида профессиональной деятельности:
"Содействие эффективной реализации гражданами Российской Федерации прав и свобод, включая право на квалифицированную юридическую помощь; защита прав и законных интересов граждан и их объединений; обеспечение законности деятельности хозяйствующих субъектов; помощь в восстановлении нарушенных прав".
Выделение трудовых функций, описываемых в проекте профессионального стандарта, осуществлялось на основе содержательного анализа нормативно-правовых документов, законодательства Российской Федерации.
Обобщенные трудовые функции отражают траекторию профессионального роста юриста.
Код |
Наименование |
уровень квалификации |
A |
Вспомогательная деятельность при оказании профессиональной юридической помощи |
5 |
B |
Правовое обеспечение деятельности организаций и оказание юридической помощи физическим лицам и их объединениям |
6 |
C |
Оказание профессиональной юридической помощи в ходе ведения дел в суде |
7 |
D |
Управление юридической функцией организации |
7 |
Таблица N 1. Обобщенные трудовые функции, входящие в вид профессиональной деятельности
Для осуществления вспомогательной деятельности при оказании профессиональной юридической помощи требуются знания и умения в рамках 5-го уровня квалификации, так как данная ОТФ предполагает самостоятельную деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Помощник юриста участвует в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения и несет ответственность за решение поставленных задач. В рамках юридической профессии обобщенная трудовая функция "А. Вспомогательная деятельность при оказании профессиональной юридической помощи" представляет собой входную квалификацию с минимально возможными требованиями к образованию и без требований к практическому опыту.
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
Код |
наименование |
уровень квалификации |
Наименование |
Код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Вспомогательная деятельность при оказании профессиональной юридической помощи |
5 |
Ведение документооборота при оказании профессиональной юридической помощи |
A/01.5 |
5 |
Составление подборок законодательства и судебной практики, проектов правовых документов |
A/02.5 |
5 |
Таблица N 2. Обобщенная трудовая функция "А. Вспомогательная деятельность при оказании профессиональной юридической помощи"
На 6-ом уровне квалификации от специалиста требуется уже не только самостоятельная деятельность, но также определение задач собственной работы и работы подчиненных по достижению цели. К обязанностям добавляется также обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Такой специалист несет ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Характер умений предполагает разработку, внедрение, контроль, оценку и корректировку направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений. Этот уровень квалификации характерен для штатных юрисконсультов, рядовых сотрудников юридических отделов.
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
Код |
наименование |
уровень квалификации |
Наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
B |
Правовое обеспечение деятельности организаций и оказание юридической помощи физическим лицам и их объединениям |
6 |
Разработка и правовая экспертиза документов для организаций и физических лиц |
B/01.6 |
6 |
Представительство интересов организаций и физических лиц в отношениях с государственными органами, контрагентами и иными лицами |
B/02.6 |
6 |
|||
Правовое сопровождение корпоративных процедур |
B/03.6 |
6 |
Таблица N 3. Обобщенная трудовая функция "B. Правовое обеспечение деятельности хозяйствующих субъектов и оказание юридической помощи физическим лицам и их объединениям"
Последние две обобщенные трудовые функции предполагают достижение 7-го уровня квалификации, поскольку требуют от специалиста определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений; решение задач развития области профессиональной деятельности; понимание методологических основ профессиональной деятельности и создание новых знаний прикладного характера.
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
Код |
наименование |
уровень квалификации |
Наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
C |
Оказание профессиональной юридической помощи в ходе ведения дел в суде |
7 |
Ведение дел в рамках гражданского и административного судопроизводства |
C/01.7 |
7 |
Ведение дел в рамках уголовного судопроизводства |
C/02.7 |
7 |
|||
D |
Управление юридической функцией организации |
7 |
Руководство работой правового подразделения |
D/01.7 |
7 |
Разработка и контроль над реализацией стратегии управления юридическими рисками организации |
D/02.7 |
7 |
Таблица N 4. Обобщенные трудовые функции "C. Оказание профессиональной юридической помощи в ходе ведения дел в суде" и "D. Управление юридической функцией организации".
Проект профессионального стандарта содержит следующие разделы:
-Общие сведения.
-Описание трудовых функций, входящих в проект профессионального стандарта (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
-Характеристика обобщенных трудовых функций.
-Сведения об организациях-разработчиках проекта профессионального стандарта.
При разработке настоящего проекта профессионального стандарта при составлении трудовых функций использовались термины, понятия и определения, заимствованные из нормативно-правовых документов Российской Федерации и фактически сложившейся практики делового оборота.
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
Разработка проекта профессионального стандарта "Юрист" проведена в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утв. приказом Минтруда России N 170-н от 29.04.2013).
На подготовительном этапе (весна 2018 г.) был проведен анализ нормативно-правовой базы в части требований к профессии, изучен опыт предыдущих попыток разработки профессиональных стандартов в области юриспруденции.
В ходе основного этапа (лето 2018 г.) была сформирована рабочая группа и составлен реестр экспертов. Был разработан проект функциональной карты, перечень знаний, умений, трудовых навыков.
Осенью 2018 г. предварительный проект профессионального стандарта был вынесен на профессионально-общественное обсуждение, которое продолжалось до марта 2019 г.
В марте 2019 г. были проведены сбор, обобщение и анализ поступивших замечаний и предложений. Внесены изменения в проект профессионального стандарта. Подготовлены окончательный проект профессионального стандарта и пояснительная записка к нему.
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
Все исследования по разработке проекта Профессионального стандарта были проведены в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 23 от 22 января 2013 г. "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" на базе следующих организаций:
Таблица N 1. Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
Ф.И.О. уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | |||
1 |
Профессиональный союз адвокатов России |
Председатель |
Абуков Григорий Рауфович |
2 |
Ассоциация участников финансового рынка "Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка" |
Заместитель генерального директора |
Бровчак Сергей Валентинович |
3 |
Медиагруппа "Актион-МЦФЭР" |
Главный методолог группы "Право" |
Чудаков Николай Михайлович |
4 |
Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих |
Председатель |
Василега Михаил Юрьевич |
Ассоциация участников финансового рынка "Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка".
Функции Ассоциации участников финансового рынка:
1. Проведение мониторинга рынка труда, появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий финансового рынка.
2. Разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов для специалистов финансового рынка.
3. Разработка, применение и актуализация отраслевой рамки квалификаций и квалификационных требований для специалистов финансового рынка.
4. Участие в разработке государственных стандартов профессионального образования, актуализации программ профессионального образования и обучения.
5. Проведение профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
6. Оценка квалификаций работников.
О деятельности Ассоциации
Целями деятельности Ассоциации является координация деятельности членов для формирования, поддержки функционирования и развития системы профессиональных квалификаций на финансовом рынке.
Предметом деятельности Ассоциации является:
- разработка профессиональных стандартов и иных требований к профессиям и квалификациям для областей профессиональной деятельности финансового рынка;
- разработка отраслевой рамки квалификаций и стратегии ее развития на основе национальной рамки квалификаций;
- установление требований для подтверждения профессиональной квалификации;
- организация, координация и контроль деятельности по оценке и присвоению профессиональных квалификаций в областях профессиональной деятельности финансового рынка;
- мониторинг появления новых профессий, изменений в наименованиях и перечнях профессий финансового рынка;
- мониторинг потребности в квалификациях организаций финансового рынка;
- мониторинг потребности в образовании и обучении специалистов финансового рынка;
- участие в разработке и экспертизе стандартов образования и профессионального обучения специалистов финансового рынка;
- участие в организации и деятельности уполномоченных органов и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и вузов финансово-экономического профиля.
Для достижения целей своей деятельности Ассоциация в установленном законодательством порядке:
- организует взаимодействие с организациями, объединяющими субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, их национальными и другими объединениями;
- определяет приоритетные направления развития отраслевой системы квалификаций финансового рынка;
- проводит консультации по вопросам деятельности отраслевой системы квалификаций финансового рынка;
- согласовывает позиции работодателей и их объединений, профессиональных сообществ, федеральных органов исполнительной власти, образовательных и научных учреждений, иных организаций в пределах своей компетенции;
- приглашает для участия в своей деятельности представителей организации и лиц, не являющихся членами Ассоциаций;
- создает профильные экспертные (рабочие) группы с привлечением ученых и специалистов;
- проводит мероприятия для широкого обсуждения проблем развития профессиональных квалификаций финансового рынка в Российской Федерации.
Уже сейчас деятельность Ассоциации поддерживают и принимают в ней участие ЦБ России, Федеральное казначейство, Пенсионный Фонд России, ФСС, ЕаЭС, профессиональные сообщества банковской, аудиторской, бухгалтерской, коллекторской и других видов финансовой деятельности, различные коммерческие организации.
Разработанные Ассоциацией профессиональные стандарты лягут в основу профессионально-общественной аккредитации профильных образовательных программ и создания центров общественной аккредитации, которые станут основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации.
Медиагруппа "Актион-МЦФЭР"
Компания "Актион-МЦФЭР" существует с 1994 года, когда вышел первый номер журнала "Главбух". Сейчас медиагруппа выпускает 112 печатных и электронных профессиональных изданий, 17 справочных систем, 5 онлайн-сервисов и более 20 дистанционных курсов. Продуктами компании пользуются представители 12 профессий - более 568 тысяч бухгалтеров, юристов, кадровиков, финансистов, управленцев, сотрудников образовательных, медицинских и государственных учреждений. На дистанционных курсах обучаются 120 тысяч специалистов. Эксперты компании дают по 3000 консультаций в день. Каждый месяц на сайтах продуктов медиагруппы регистрируются 110 тысяч новых пользователей.
В том числе компания выпускает 9 изданий, справочных систем и сервисов для юристов. Справочные системы и издания помогают юристам экономить время и решать сложные рабочие задачи.
Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих
Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих (ОРПАУ) создан в 2016 году. Целью профсоюза является защита социально-трудовых прав арбитражных управляющих.
В настоящее время в ОРПАУ входят первичные профсоюзные организации в 52 субъектах Российской Федерации. В ОРПАУ состоят более 1500 членов.
Профессиональный союз адвокатов России
Создан в 1999 году в целях представительства и защиты профессиональных, социально-трудовых прав и интересов адвокатов. Профсоюз участвует в формировании и реализации социальных программ, обеспечивающих достойную жизнь адвокатам России.
2.2. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
К разработке и согласованию проекта профессионального стандарта были привлечены высококвалифицированные специалисты и эксперты из числа руководителей и сотрудников юридических фирм, руководителей юридических департаментов производственных и торговых компаний федерального уровня, профессорско-преподавательского состава юридических вузов. Перечень экспертов был сформирован таким образом, чтобы обеспечить представительную выборку работодателей, профессиональных сообществ, заинтересованных в формировании содержания и в последующем практическом применении профессионального стандарта.
Главными критериями для выбора экспертов стали:
- наличие высшего и дополнительного юридического образования;
- стаж работы (не менее пяти лет в области юриспруденции);
- членство в профессиональных ассоциациях, союзах;
- полнота охвата группой разработчиков всех видов деятельности внутри профессионального стандарта;
- степень объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения по формированию содержания профессионального стандарта.
Согласно приказу Минтруда России от 12 апреля 2013 года N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" эксперты должны соответствовать уровню квалификации не ниже 7 уровня, то есть иметь соответствующие знания (понимание методологических основ профессиональной деятельности, создание новых знаний прикладного характера в определенной области, определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и организации) и умения (развитие задач области профессиональной деятельности и организации при помощи разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных).
С целью формирования реестра экспертов была осуществлена рассылка в профильные организации писем с запросом на предоставление данных о работающих специалистов данного профиля. На основании полученных сведений был составлен реестр экспертов.
2.3. Нормативно-правовые документы, регулирующие вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
1. Конституция Российской Федерации;
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ, от 26.01.1996 N 14-ФЗ, от 26.11.2001 N 146-ФЗ, от 18.12.2006 N 230-ФЗ;
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ;
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ;
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
Обсуждение проекта профессионального стандарта проведено в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 30 сентября 2014 года N 671н "Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов".
Для обсуждения проекта профессионального стандарта были использованы следующие инструменты:
1) размещение проекта профессионального стандарта на сайте http://profstandart.law.ru ;
2) организация специального форума на указанном сайте с возможностью оставлять комментарии как к проекту профессионального стандарта в целом, так и к отдельным его фрагментам;
3) проведение круглых столов и семинаров с участием экспертов;
4) проведение онлайн-конференций с открытым доступом;
5) публикация статей в СМИ;
6) рассылки электронных писем юристам - подписчикам юридических журналов и пользователям юридической справочной системы.
Этапы обсуждения проекта профессионального стандарта:
I. Публикации в СМИ и общественные обсуждения
1. март 2018 г. - подача уведомления о разработке профессионального стандарта "Юрист":
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/rees tr-uv edomleniy-o-razrabotke-peresmotre-professionalnykh-standartov/index.php?E LEMENT_ID=71322
2. май 2018 г. - эксперты рабочей группы приняли участие в конференции "Профессиональные и образовательные стандарты в юриспруденции", организованной в рамках Петербургского международного юридического форума:
https://www.law.ru/news/19953-profstandart-yuriskonsulta-v-2018-godu
3. 7 и 16 августа 2018 г. - публикация новостей в СМИ с объявлением о начале деятельности рабочей группы:
https://www.law.ru/news/20230-u-yuristov-mojet-poyavitsya-svoy-profs tanda rt-uje-vesnoy-2019 - У юристов может появиться свой профстандарт уже весной 2019 года
https://www.law.ru/news/20263-yuristam-ne-pridetsya-pereuchivatsya-k akim- budet-profstandart - Юристам не придется переучиваться: каким будет профстандарт
4. 30 августа 2018 г. - Круглый стол "Каким должен быть профстандарт для юристов", совмещенный с открытым заседанием рабочей группы по разработке профессионального стандарта "Юрист" с привлечением внешних экспертов. Тема заседания: разработка профессиональной карты.
Сообщения в электронных СМИ по итогам мероприятия:
https://asprof.ru/news/pub/486 - Началась работа над профессиональным стандартом "Юрист"
https://www.law.ru/news/20308-yuristy-nachali-pisat-svoy-profstandar t - Юристы начали писать свой профстандарт
5. 20 сентября 2018 г. - круглый стол, совмещенный с открытым вторым заседанием рабочей группы по разработке профессионального стандарта "Юрист".
Создан сайт для открытого профессионально-общественного обсуждения: https://profstandart.law.ru/
На сайте размещены первые три статьи, рассказывающие о проекте профессионального стандарта:
https://profstandart.law.ru/news.php?id=1 - Зачем юристам профстандарт
https://profstandart.law.ru/news.php?id=2 - Каким будет профстандарт
https://profstandart.law.ru/news.php?id=3 - Что зависит от вас
6. 05 февраля 2019 г. - онлайн-конференция "Каким будет профессиональный стандарт "Юрист"
https://event.lawyercom.ru/seminar/294-kakim-budet-professionalnyy-s tanda rt-yurist
Число участников: 598.
Сообщение в СМИ по итогам конференции:
https://www.law.ru/news/20824-yuristy-sozdayut-svoy-profstandart
7. Февраль-март 2019 г. - обработаны комментарии, поступившие через сайт профессионально-общественного обсуждения, а также в ходе конференции 5 февраля. По итогам анализа комментариев размещены статьи:
06 февраля 2019 г. - https://profstandart.law.ru/news.php?id=4 - Пять вопросов о профстандарте
11 февраля 2019 г. - https://profstandart.law.ru/news.php?id=5 - Не выгоняйте юрисконсульта из суда
21 февраля 2019 г. - https://www.law.ru/news/20879-odin-vash-kommentariy-povliyaet-na-budushch ee-vseh-yuristov - "Один ваш комментарий повлияет на будущее всех юристов" (приглашение принять участие в профессионально-общественной экспертизе проекта профстандарта)
06 марта 2019 г. - https://profstandart.law.ru/news.php?id=6 - Профстандарт проверяет навыки, но никому ничего не запрещает
8. 12 марта 2019 г. - онлайн-конференция "Обсуждаем поправки к профстандарту "Юрист"
https://profstandart.law.ru/conf.php
Число участников: 184.
Анонс конференции в СМИ со ссылкой на прямую трансляцию (12 марта):
https://www.law.ru/news/20941-yuristy-sdelali-bolshe-200-zamechaniy- k-pro ektu-profstandarta
9. март 2019 г. - публикации по итогам онлайн-конференции:
13 марта - https://www.law.ru/news/20951-u-yurista-doljno-byt-150-umeniy
20 марта - https://profstandart.law.ru/news.php?id=8
II. Организации, представившие экспертные отзывы по итогам круглых столов и иных собственных мероприятий по обсуждению проекта профессионального стандарта:
1. Высшая школа юриста (НОЧУ "Актион-МЦФЭР") - 11 марта 2019 г.
2. Юридический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ "БелГУ") - 14 марта 2019 г.
3. Акционерное общество "ДИКСИ Юг" (Группа компаний ДИКСИ) - 19 марта 2019 г.
4. Юридическая компания "Шаповалов Петров" - 20 марта 2019 г.
5. АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента" - 25 марта 2019 г.
6. Журнал "Корпоративный юрист" - 25 марта 2019 г.
7. Журнал "Трудовые споры" - 25 марта 2019 г.
8. ООО "АльфаСтрахование - ОМС" - 29 марта 2019 г.
\Сводная информация об организациях, привлеченных к участию в обсуждении проекта профессионального стандарта в ходе перечисленных выше мероприятий, приведена в таблице N 2:
Сведения об организациях и экспертах,привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации |
Участники |
|
Должность |
Ф.И.О. |
|||
Круглый стол "Каким должен быть профстандарт для юристов", совмещенный с открытым заседанием рабочей группы по разработке профессионального стандарта "Юрист" с привлечением внешних экспертов |
30 августа 2018 г. |
Профессиональный союз адвокатов России |
Председатель |
Абуков Григорий Рауфович |
Медиагруппа "Актион-МЦФЭР" |
Главный методолог группы "Право" |
Чудаков Николай Михайлович |
||
Межрегиональная коллегия адвокатов г. Москвы |
адвокат |
Чумак Юлия Викторовна |
||
АНО "Цифровая Юрисдикция" |
Вице-президент |
Щегляев Александр Борисович |
||
Ассоциация участников финансового рынка "Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка" |
Заместитель генерального директора |
Бровчак Сергей Валентинович |
||
Общественная палата Щелковского муниципального района |
Член палаты |
Белова Ирина Евгеньевна |
||
НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР" |
Руководитель спецпроектов |
Иванова Надежда Александровна |
||
ООО "МЦФЭР" |
Заместитель генерального директора |
Богданова Екатерина Владимировна |
||
Круглый стол, совмещенный с открытым заседанием рабочей группы по разработке профессионального стандарта "Юрист" с привлечением внешних экспертов |
20 сентября 2018 г. |
Медиагруппа "Актион-МЦФЭР" |
Главный методолог группы "Право" |
Чудаков Николай Михайлович |
Межрегиональная коллегия адвокатов г. Москвы |
Адвокат |
Чумак Юлия Викторовна |
||
Юридическая компания "Шаповалов Петров" |
Партнер |
Вакуленко Алексей Владимирович |
||
Журнал "Корпоративный юрист" |
Главный редактор |
Ершова Елена Евгеньевна |
||
Адвокатское бюро г. Москвы "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" |
Управляющий партнер |
Корельский Андрей Васильевич |
||
Онлайн-конференция "Каким будет профессиональный стандарт "Юрист" |
05 февраля 2019 г. |
Общее число участников: 598 |
|
|
Онлайн-конференция "Обсуждаем поправки к профстандарту "Юрист" - общее число участников 184 |
12 марта 2019 г. |
Адвокатское бюро г. Москвы "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры". |
Управляющий партнер |
Корельский Андрей Васильевич |
Институт бизнес-права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) |
Директор |
Гриц Дмитрий Сергеевич |
||
Юридическая компания "Шаповалов Петров" |
Партнер |
Вакуленко Алексей Владимирович |
||
Журнал "Корпоративный юрист" |
Главный редактор |
Ершова Елена Евгеньевна |
||
Медиагруппа "Актион-МЦФЭР" |
Главный методолог группы "Право" |
Чудаков Николай Михайлович |
||
Заочное обсуждение проекта работодателями и учебными заведениями (в форме представления отзывов на проект) |
11-29 марта 2019 г. |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента" |
Директор |
Леонтьева Елена Александровна |
АО "ДИКСИ Юг" |
Директор управления юридического департамента и комплаенс контроля |
Горбонос Максим Григорьевич |
||
Главный юрисконсульт юридического департамента и комплаенс контроля |
Полищук Алексей Владимирович |
|||
Высшая школа юриста (НОЧУ "Актион-МЦФЭР") |
Директор |
Ефимова Елена Валерьевна |
||
Журнал "Корпоративный юрист" |
Главный редактор |
Ершова Елена Евгеньевна |
||
Журнал "Трудовые споры" |
Главный редактор |
Волкова Оксана Дмитриевна |
||
ООО "АльфаСтрахование - ОМС" |
Руководитель юридического управления |
Андреева Алла Андреевна |
||
Заместитель руководителя юридического управления |
Герасимов Сергей Игоревич |
|||
Юридическая компания "Шаповалов Петров" |
Партнер |
Вакуленко Алексей Владимирович |
||
Юридический институт Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ "БелГУ") |
Директор Центра медиации, Доцент кафедры трудового и предпринимательского права |
Рубанов Сергей Александрович |
||
Заведующий кафедрой трудового и предпринимательского права |
Синенко Владимир Сергеевич |
|||
Заведующая кафедрой уголовного права и процесса |
Степанюк Оксана Сергеевна |
III. Электронные рассылки подписчикам журналов и пользователям справочной системы
Даты рассылок:
03.09.2018, 04.02.2019, 08.02.2019, 14.02.2019, 16.02.2019, 19.02.2019, 22.02.2019, 26.02.2019, 15.03.2019, 22.03.2019
Общий охват составил 326 764 чел., число открытий писем: 68 332, число переходов по предложенным ссылкам: 9293.
Итоги обсуждения проекта профессионального стандарта:
Благодаря онлайн-конференциям, публикациям в СМИ и рассылкам электронных писем подписчикам юридических журналов и пользователям справочной системы, к участию в обсуждении проекта профессионального стандарта на специально созданном для этого сайте было привлечено более 9000 человек.
Проведение публичного обсуждения профессионального стандарта путем сбора замечаний и предложений с одновременным информированием участников обсуждения по вопросам нормативно-правового регулирования и методики разработки и применения профессиональных стандартов (в том числе профессионального стандарта "Юрист") позволило обеспечить квалифицированное обсуждение проекта.
По мере получения замечаний и предложений проводилась доработка проекта и его обновление.
В целях информирования потенциальных участников обсуждения о нормативно-правовых основаниях и методике разработки профессионального стандарта его обсуждение сопровождалось проведением онлайн-конференций, рассылкой соответствующих документов, разъяснений и статей, подготовленных разработчиками.
Посредством сайта https://profstandart.law.ru/ было собрано 268 замечаний от посетителей сайта. Многие замечания касаются одних и тех же вопросов, содержат много повторов.
Организации, представляющие работодателей и учебные заведения, представили 8 детальных отзывов на проект профессионального стандарта.
На основе отзывов, поступивших от работодателей и учебных заведений, а также комментариев, полученных через сайт профессионально-общественного обсуждения, составлена сводная таблица, включающая 73 замечания и предложения. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице N 3 в конце пояснительной записки.
По мере поступления замечаний проводилось их обсуждение на заседаниях рабочей группы по разработке профессионального стандарта, готовились аргументированные ответы по каждому замечанию и предложению, на основе принятых или частично принятых замечаний и предложений в текст вносились соответствующие изменения. Замечания и предложения по наиболее принципиальным и сложным вопросам рассматривались также на заседаниях и в ходе онлайн-конференций.
По окончании публичного обсуждения проекта профессионального стандарта была подготовлена доработанная редакция проекта профессионального стандарта, учитывающая замечания и предложения, рекомендованные к принятию.
Публичное обсуждение позволило обеспечить:
- соответствие основных положений профессионального стандарта требованиям законодательной и нормативно-правовой базы в области применения разрабатываемого стандарта;
- полноту и точность описания обобщенных трудовых функций и трудовых функций специалиста по конкурентному праву с учетом сложившегося разделения труда в рассматриваемой области профессиональной деятельности;
- определение современных требований к уровню образования и опыту работы, необходимому для выполнения каждой из обобщенных трудовых функций.
Таблица N 3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
N п/п |
Ф.И.О. эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Полагаем, что содержанию разработанного проекта Профессионального стандарта "Юрист" соответствует наименование "Профессиональный стандарт "Юрист организации" |
Отклонено, поскольку предложенная формулировка будет соответствовать одной из квалификаций в рамках данного профстандарта |
2 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Вместо - "Деятельность по оказанию юридических услуг физическим и юридическим лицам" предлагается записать: "Деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи". Соответственно из раздела "Основная цель профессиональной деятельности" необходимо исключить "обеспечение эффективной реализации гражданами РФ конституционного права на квалифицированную юридическую помощь". |
Частично принято. Первоначальные формулировки пересмотрены, изменены с учетом терминологии, использованной, в частности, в государственной программе Российской Федерации "Юстиция" (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 312) |
3 |
Татевик Мартиросян |
Открытое профессиональное обсуждение на сайте https://profstandart.law.ru/, должность не указана |
понятие "оказание юр услуг" не применимо к профессии юриста, так как юр услуги оказывают юридическая компания или ИП, а юрист по поручению работодателя выполняет работу правового характера. Поэтому предлагаю следующее наименование вида деятельности: обеспечение законности деятельности работодателя, соблюдения его прав и законных интересов |
См. предыдущую строку |
4 |
Наталья Ананенко |
Открытое профессиональное обсуждение на сайте https://profstandart.law.ru/, должность не указана |
Формулировка "оказание юридических услуг" для юриста, работающего по трудовому договору на предприятии, неприемлема. Думаю, звучать должно примерно так: "обеспечение законности деятельности предприятия (общества, юридического лица), соблюдение и защита его прав и законных интересов". |
См. предыдущую строку |
5 |
Федор Зайцев |
Открытое профессиональное обсуждение на сайте https://profstandart.law.ru/, должность не указана |
Заменить основную цель профессиональной деятельности на "содействие в реализации, защите и восстановлении прав и свобод граждан и их объединений (или ФЛ и ЮЛ)." |
См. предыдущую строку |
6 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Дополнительно к коду 69.10 включить виды деятельности по следующим кодам ОКВЭД: 70.22 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления";84.11 "Деятельность органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам общего характера";84.12 "Государственное регулирование деятельности в области здравоохранения, образования, социально-культурного развития и других социальных услуг, кроме социального обеспечения";84.13 "Регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятий";84.2 "Предоставление государственных услуг обществу" |
Принято, указанные коды ОКВЭД включили, поскольку профстандарт "Юрист" действительно охватывает эти виды экономической деятельности |
7 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
К "смежным" базовым группам, должностям (профессиям) или специальностям, которые могут быть задействованы во "Вспомогательной деятельности при оказании квалифицированной юридической помощи", можно отнести коды ОКЗ: - 3341 "Офис-менеджеры"; - 3342 "Средний юридический персонал"; - 3343 "Административный и иной исполнительный среднетехнический персонал"; - 3359 "Среднетехнический персонал на государственной службе, не входящий в другие группы"; - 3411 "Средний юридический персонал в судебной, адвокатской и нотариальной деятельности"; - 4110 "Офисные служащие общего профиля"; - 4120 "Секретари (общего профиля)"; - 4222 "Служащие контактных информационных центров" и др. Коды ОКСО: - 032000 "Специалист по управлению документацией организации";- 032001 "Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией" и др. Коды ОКПДТР: - 21299 "Делопроизводитель";- 26341 "Секретарь руководителя" и др. |
Частично принято. Включены те коды, которые соответствуют юридическим профессиям. Не включены те, которые относятся к иным профессиональным стандартам. |
8 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
По тексту документа термин "юрист" в большей степени применим к специальности, чем к названию должности. В части названия должностей, на наш взгляд, целесообразно унифицировать термин "юрисконсульт" |
Частично принято. Вместо замены в перечнях возможных наименований должностей указали оба варианта, исходя из актуальных потребностей хозяйствующих субъектов |
9 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Для самых низовых позиций предлагается ввести дополнительно следующие возможные наименования: "стажёр", "клерк", "секретарь", "контролёр", "координатор", "референт" и др. Для более высоких должностей: "поверенный в делах", "эксперт", "методолог", "руководитель практики" и др. Для установленных категорий "специалист" и "консультант" предусмотреть категории, например: "ведущий специалист", "главный специалист", "старший консультант", "главный консультант" и др., создав должностную структуру, максимально приближенную к структуре государственного аппарата. |
Частично принято. Пересмотрели список возможных наименований, добавили часть предложенных |
10 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
Добавить трудовые функции юристов, оказывающих услуги в сфере налогового, антимонопольного, семейного, наследственного права, а также в сфере недропользования, защиты интеллектуальных прав, государственных закупок, лицензионно-разрешительной деятельности и т.д. |
Отклонено. Выделение отраслевой специализации не соответствует общей концепции профстандарта. |
11 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Упоминаемый по тексту проекта Профессионального стандарта оборот "хозяйствующий субъект" с целью применения предложенного стандарта для госсектора мы предлагаем заменить на термин "организация". |
Принято. Термин заменили. |
12 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Производными от общего Профессионального стандарта "Юрист" иными профессиональными стандартами, применимыми для среднего и крупного бизнеса (крупных государственных организаций и учреждений), должны стать "Юрист - специалист по договорной работе"; "Юрист - специалист по претензионно-судебной работе"; "Юрист - специалист по корпоративному управлению" (для корпораций); "Юрист - специалист по работе с недвижимым имуществом". Отдельным профессиональным стандартом также должен быть "Руководитель юридического подразделения организации" |
Принято. Будет учтено при разработке соответствующих квалификаций или иных профессиональных стандартов. |
13 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
При описании "Трудовых действий" в составе "Трудовой функции" в Разделе III "Характеристики обобщенных трудовых функций" предлагается взять за правило излагать последовательно от "простого" к "сложному". Например, в рамках "Трудовой функции", описанной в п/п 3.1.2 проекта Профессионального стандарта (А/02.4) - "Подготовка обзоров законодательства_" стоит раньше, чем "Формирование подборки правовых актов_", хотя с т.з. сложности задачи "Формирование подборки_" проще "Подготовки обзора_". |
Принято, изменен порядок перечисления, поскольку перечень трудовых действий должен раскрывать алгоритм выполнения трудовой функции. |
14 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Первую ОТФ переименовать в "Вспомогательная деятельность при оказании квалифицированной юридической помощи" |
Принято. Такая формулировка в большей степени соответствует целям и общей концепции профстандарта, чем предыдущая |
15 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Трудовую функцию: А/01.4 - "Ведение документооборота при оказании юридических услуг" предлагается переименовать в А/01.1 - "Документационное обеспечение деятельности при оказании профессиональной юридической помощи" и дополнить Профессиональный стандарт подкатегориями А/01.2, А/01.3, опираясь на Профстандарт N 447, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 06.05.2015 N 276н, а также подкатегориями А/02.4 и А/02.5, опираясь на Профстандарт N 1044, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 10.05.2017 N 416н. |
Частично принято. Изменили формулировку ТФ на "Ведение документооборота при оказании профессиональной юридической помощи". Включать указанные подкатегории нецелесообразно, поскольку соответствующие действия, уже включенные в иные профстандарты, не несут какой-либо специфики в рамках оказания юридической помощи. |
16 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
Исключить из возможных наименований должностей должность "помощник руководителя юридического отдела" |
Принято. Заменили на более часто встречающиеся на практике наименования |
17 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
"Среднее профессиональное образование" заменить словами "Среднее образование (среднее профессиональное образование)" |
Частично принято. Формулировки привели в соответствие с текстом Закона об образовании |
18 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Допустить в профессию лиц, имеющих среднее общее образование, а именно: выпускников общеобразовательных школ |
Отклонено, так как выполнение задач помощника юриста требует более высокого уровня образования. При этом профстандарт не ограничивает допуск в профессию, а служит ориентиром для работодателей. |
19 |
Антон Милакин |
Открытое профессиональное обсуждение на сайте https://profstandart.law.ru/, должность не указана |
Помощник может быть без среднего профессионального образования. Может быть, он хочет попробовать свои силы, изучить профессию изнутри, а затем поступить в ВУЗ. |
См. предыдущую строку |
20 |
Ефимова Елена Валерьевна |
Высшая школа Юрист компании (НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР"), директор |
Исключить для должностей Помощник юриста/Младший юрист/Специалист/Ассистент юридической службы/Помощник руководителя юридического отдела требования к наличию среднего профессионального образования для возможности трудоустройства кандидатов с неоконченным высшим образованием |
См. предыдущую строку |
21 |
Герасимов Сергей Игоревич |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Заместитель руководителя юридического управления |
Дополнить трудовые действия следующими: подготовка документов для заключения госконтрактов, ведение договорного учета, согласование договоров и дополнительных соглашений |
Принято. Дополнили перечень трудовых действий указанными формулировками (в скорректированном виде), так как они действительно входят в задачи юриста |
22 |
Ефимова Елена Валерьевна |
Высшая школа Юрист компании (НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР"), директор |
Добавить трудовое действие "Ведение реестра доверенностей" |
Принято, так как указанное трудовое действие действительно входит в задачи юриста |
23 |
Ефимова Елена Валерьевна |
Высшая школа Юрист компании (НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР"), директор |
Добавить "Знание сроков действия доверенностей и обязательных реквизитов" |
Принято, добавили в скорректированной формулировке, так как соответствует перечню трудовых действий |
24 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
Подуровень квалификации 4 не позволит проводить полноценный анализ законодательства и судебной практики. Возможно, будет являться целесообразным либо перенесение этого действия в раздел, регламентирующий работу специалиста более высокого уровня квалификации, либо заменить слово "анализ" на "подбор" либо "поиск". |
Принято, так как первоначальная формулировка действительно подразумевала более высокий уровень квалификации. В названии трудовой функции заменили слово "анализ" на "поиск и составление подборок", в перечне трудовых действий - на "отслеживание" |
25 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
Исключить трудовые действия "Устное консультирование по правовым вопросам", "Подготовка письменных заключений по правовым вопросам", "Разработка проектов правовых документов" |
Принято, так как первоначальная формулировка действительно подразумевала более высокий уровень квалификации. |
26 |
Ольга Комаровская |
Открытое профессиональное обсуждение на сайте https://profstandart.law.ru/, должность не указана |
Не согласна с указанием на то, что младший персонал (A/02.4) может осуществлять функцию "Анализ законодательства и судебной практики с целью выработки правовой позиции". Какую правовую позицию может выработать младший юрист в нашей действительности, где половина арбитражей споры решает так, а вторая половина ровно наоборот? Здесь скорее уместна функция "подбора" нормативной базы и судебной практики для юристов более высокой категории, на которых как раз и будет лежать обязанность по анализу отобранного. |
См. предыдущую строку |
27 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Подгруппу В: "Правовое обеспечение деятельности организаций и оказание правовой помощи физическим лицам" предлагается переименовать в "Квалифицированная юридическая помощь по отдельным направлениям (категориям) правоотношений (видам деятельности)". Уровень квалификации дифференцировать по уровням квалификации с 4-го по 6-й. |
Частично принято, так как первоначальная формулировка была недостаточно конкретной. По итогам обсуждения изменили формулировку на "Правовое обеспечение деятельности организаций и оказание юридической помощи физическим лицам и их объединениям" |
28 |
Герасимов Сергей Игоревич |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС",Заместитель руководителя юридического управления |
Добавить наименования должностей "ведущий юрисконсульт", "главный юрисконсульт". Должность "советник по правовым вопросам" перенести в подуровни квалификации 7 и выше. |
Принято. Добавили "Ведущий юрисконсульт" |
29 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
В блоке "требования к образованию и обучению" вызывает вопрос, что подразумевается под "профессиональным образованием после трудоустройства". Требуется либо исключить это требование, либо пояснить, что имеется в виду. |
Принято. Заменили формулировки на соответствующие Закону об образовании |
30 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
Слова "Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование после трудоустройства" заменить словами "Высшее образование - бакалавриат" |
См. строку выше |
31 |
Владимир Шишкин |
Открытое профессиональное обсуждение на сайте https://profstandart.law.ru/, должность не указана |
Стаж в данном случае не нужен. Закрываем возможность трудоустроится выпускникам. Работодатель (умный) сам разберется. |
Принято, так как требование к опыту практической работы не является необходимым для ОТФ А и B |
32 |
Алла Щербакова |
Открытое профессиональное обсуждение на сайте https://profstandart.law.ru/, должность не указана |
Условие о наличие трудового стажа для данной квалификационной группы считаю излишним. |
См. предыдущую строку |
33 |
Горбонос Максим Григорьевич |
АО "ДИКСИ Юг", Директор управления юридического департамента и комплаенс контроля |
В ОТФ 3.2. добавить трудовую функцию "Управление юридическими рисками". В ее состав перенести из других разделов: "Мониторинг и контроль соблюдения организацией требований законодательства (комплаенс)" (Д/02.7), "Комплексная проверка правовых рисков (due diligence)" (В/01.6)". Дополнить следующими позициями: "Обобщение судебной и административной практики, разработка практических рекомендаций по снижению правовых рисков для Организации", "Формирование карты правовых рисков", "Разработка плана мероприятий по снижению/ нивелированию правовых рисков". В составе необходимых навыков предусмотреть: "Определять источники возникновения правовых рисков", "Анализировать информацию о правовых рисках", "Критически оценивать обычную хозяйственную деятельность и стандартные практики организаций", "Систематизировать собранную информацию". В составе необходимых знаний предусмотреть: "Методы оценки правовых рисков", "Методы и лучшие практики управления правовыми рисками", "Системы анализа информации". |
Частично принято. Добавили часть предложенных формулировок в иные трудовые функции. Остальные предложенные формулировки создают нецелесообразные пересечения с проектом профстандарта "Специалист в сфере комплаенс" |
34 |
Горбонос Максим Григорьевич |
АО "ДИКСИ Юг", Директор управления юридического департамента и комплаенс контроля |
Добавить трудовые действия "Проводить оценку действий и практик Организаций на наличие антимонопольных нарушений", "Осуществлять правовую оценку маркетинговой активности, публикаций и публичных заявлений Организаций" |
См. предыдущую строку |
35 |
Герасимов Сергей Игоревич |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС" , Заместитель руководителя юридического управления |
Дополнить стандарт следующими функциями, выполняемыми внутренними юристами организации: подготовка ответов на запросы государственных органов, участие в работе профессиональных объединений и регуляторов отрасли, ведение судебной отчетности и иных форм отчетности для государственных органов или профессиональных объединений в своей части, участие в разработке внутрикорпоративных документов общества, консультации работников общества по вопросам правоприменения |
Принято. Большинство функций добавили, так как они действительно входят в перечень рабочих задач юриста. |
36 |
Рубанов Сергей Александрович |
Центр медиации Юридического института НИУ "БелГУ", директор |
Включить знания об альтернативных способах разрешения споров |
Принято, эти знания действительно необходимы юристу. |
37 |
Горбонос Максим Григорьевич |
АО "ДИКСИ Юг", Директор управления юридического департамента и комплаенс контроля |
В составе необходимых знаний предусмотреть: "соотношение национального законодательства и применимые нормы наднационального права и международных соглашений РФ", "Лучшие практики"; в составе трудовых действий - "Осуществлять правовую оценку маркетинговой активности, публикаций и публичных заявлений Организаций" |
Принято. См. предыдущую строку. |
38 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Дополнить необходимые знания из перечня, приведенного в п. 9 Отзыва |
Принято. См. Предыдущую строку. |
39 |
Герасимов Сергей Игоревич |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Заместитель руководителя юридического управления |
Действие "Запрос из государственных и нотариальных реестров информации_" целесообразно перенести в раздел 3.1.1., так как данное действие не требует уровня квалификации 6 |
Принято, согласились с приведенной аргументацией. |
40 |
Герасимов Сергей Игоревич |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Заместитель руководителя юридического управления |
Действие "составление и выдача доверенностей" изложить в редакции "составление доверенностей", т.к. доверенность выдает физическое либо юридическое лицо. Возможно, в зависимости от вкладываемого в действие смысла, целесообразно дополнительно включить действие "ведение учета доверенностей" |
Принято, согласились с приведенной аргументацией. Исключили слова "и выдача", добавили действие "ведение учета доверенностей" |
41 |
Герасимов Сергей Игоревич |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Заместитель руководителя юридического управления |
"Проверка договоров и иных документов на соответствие фактическим обстоятельствам" целесообразно исключить, т.к. выезжать на завод контролировать производство или осуществлять приемку продукции должны специалисты административно-хозяйственных подразделений общества, а в части финансового контроля - внутренние ревизоры и аудиторы |
Принято. Согласились с приведенной аргументацией. Уточнили формулировку: "на соответствие фактическим договоренностям сторон" |
42 |
Герасимов Сергей Игоревич |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Заместитель руководителя юридического управления |
Действие "Проверка договоров и иных документов на соответствие правовым интересам заинтересованных лиц" требует конкретизации в части "заинтересованных лиц", поскольку в текущей редакции термин коррелирует с понятием "сделки с заинтересованностью". Возможно, пункт стоит изложить в редакции "_на соответствие правовым интересам сторон договора" |
Принято. Согласились с приведенной аргументацией. Заменили на предложенную редакцию |
43 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
Из блока "Необходимые умения" умение "Вести деловую переписку" целесообразно перенести в раздел 3.1.1., т.к. данное действие не требует уровня квалификации 6 |
Принято. Согласились с приведенной аргументацией. Уточнили формулировку: "Вести деловую переписку по вопросам, связанным с участием организации в гражданском обороте" |
44 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
Дополнить перечень видов споров: "Участие в переговорах по разрешению споров, возникающих из гражданских, административных, трудовых, корпоративных, семейных, наследственных, антимонопольных, налоговых отношений, а также отношений в сфере защиты интеллектуальных прав" |
Принято. Эти сферы действительно относятся к задачам юриста. Дополнили в пункте 3.2.2. |
45 |
Ефимова Елена Валерьевна |
Высшая школа Юрист компании (НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР"), директор |
Добавить трудовое действие "Разработка типовых договоров связанных с основным видом деятельности компании" |
Принято, так как это трудовое действие действительно относится к задачам юриста. |
46 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
В строку умения "Составлять претензии, заявления, отзывы, жалобы, иные процессуальные документы" добавить указание на ходатайства |
Принято, так как этот вид документов действительно заслуживает отдельного упоминания. |
47 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
В список необходимых умений добавить "Обжаловать решения органов управления юридического лица" |
Принято, так как это умение действительно относится к компетенции юриста. |
48 |
Ефимова Елена Валерьевна |
Высшая школа Юрист компании (НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР"), директор |
Добавить "Разработка инструкций для сотрудников компании при взаимодействии с госорганами" и "Проверка контрагентов на юридическую чистоту". |
Принято, так как эти трудовые действия действительно относятся к задачам юриста. Добавили в скорректированной формулировке |
49 |
Ефимова Елена Валерьевна |
Высшая школа Юрист компании (НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР"), директор |
Изменить формулировку "Протоколировать ход переговоров" на "Юридически фиксировать договоренности сторон в ходе переговоров". |
Принято, так как такая формулировка лучше отражает суть трудового действия. Добавили в скорректированной формулировке |
50 |
Герасимов Сергей Игоревич |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Заместитель руководителя юридического управления |
Из действия "Правовое сопровождение сделок с акциями и долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью" необходимо удалить слова "акциями и", поскольку в уставном капитале ООО только доли, либо пункт следует расширить на акционерные общества |
Принято. Изменили формулировку, чтобы исключить неправильное понимание. Заменили на формулировку: "Правовое сопровождение сделок с акциями акционерных обществ и долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью" |
51 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
Слова "Привлечение к ответственности членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа и управляющего" заменить словами "Выявление корпоративных нарушений в действиях членов совета директоров, единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа и управляющего" |
Принято, так как такая формулировка лучше отражает суть трудового действия. |
52 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
Исключить действие "Правовое сопровождение процедур банкротства" |
Частично принято. Уточнили формулировку, чтобы исключить неправильное понимание. |
53 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
Добавить трудовое действие "Согласование с антимонопольными органами сделок экономической концентрации и сделок по установлению контроля иностранным инвестором или его группы лиц над хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение" |
Отклонено. Предложенное трудовое действие не входит в минимальные требования к профессии. Может быть рассмотрено в профстандарте "Специалист по антимонопольному праву" |
54 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
Заменить строку "Правила оспаривания сделок должника в деле о банкротстве" строкой "Законодательство о банкротстве юридических и физических лиц" |
Принято, чтобы исключить неправильное понимание |
55 |
Горбонос Максим Григорьевич |
АО "ДИКСИ Юг", Директор управления юридического департамента и комплаенс контроля |
Фразу "Обеспечение надлежащего раскрытия информации и взаимодействия с антимонопольными органами и Банком России" заменить на "Обеспечение надлежащего раскрытия информации и взаимодействия с регуляторными органами", дополнить фразой "Определять необходимость согласования сделок с регуляторными органами" |
Принято, так как такая формулировка лучше отражает суть описываемого явления. |
56 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
ОТФ "Ведение дел в суде" переименовать в "Оказание квалифицированной юридической помощи при отправлении правосудия" |
Частично принято. Предыдущая формулировка была недостаточно конкретной. Заменили в скорректированном варианте |
57 |
Герасимов Сергей Игоревич |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Заместитель руководителя юридического управления |
Дополнить названиями "ведущий юрисконсульт", "главный юрисконсульт". |
Отклонено. Приведены только наиболее часто встречающиеся названия должностей. |
58 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
В блоке "требования к образованию и обучению" вызывает вопрос, что подразумевается под "профессиональным образованием после трудоустройства". Требуется либо исключить это требование, либо пояснить, что имеется в виду |
Принято. Требования к образованию и обучению описали более подробно. |
59 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Дифференцировать и переименовать в: - С/01.6 - "Ведение судебных дел, подведомственных мировым судам, районным судам общей юрисдикции и иным специализированным судам, за исключением уголовных";- С/02.6 - "Ведение судебных дел, посудных судам общей юрисдикции субъектов РФ в качестве суда первой инстанции и в качестве суда апелляционной инстанции, за исключением уголовных и о защите интеллектуальных прав, а также подведомственных арбитражным судам субъектов РФ и арбитражным апелляционным судам, за исключением дел о банкротстве и о защите интеллектуальных прав, а также третейским судам на территории РФ по российскому праву";- С/03.7 - "Ведение судебных дел, подсудных судам общей юрисдикции субъектов РФ в качестве суда кассационной инстанции, за исключением уголовных, а также дела о банкротстве и о защите интеллектуальных прав, рассматриваемых арбитражными судами субъектов РФ, арбитражными апелляционными судами и арбитражными судами округов, а также третейским судам как на территории РФ, так и за её пределами по международному и/или иностранному праву";- С/04.7 - "Ведение судебных дел, посудных Верховному Суду РФ в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций, за исключением уголовных";- С/05.7 или С/05.8 или С/05.9 - "Ведение судебных дел в судах иностранных государств и международных судебных институтах";- С/06.8 или С/06.9 - "Ведение судебных дел в Конституционном Суде РФ" |
Отклонено. Столь подробная дифференциация представляется неоправданной, так как не предполагает наличие разных трудовых действий |
60 |
Синенко Владимир Сергеевич |
Юридический институт НИУ "БелГУ", Заведующий кафедрой трудового и предпринимательского права |
Включить знания и умения пользования системой видеоконференцсвязи, системой "Мой Арбитр", ГАС "Правосудие", а также особенности подачи процессуальных документов в электронном виде |
Принято. Эти знания и умения действительно необходимы юристу. |
61 |
Горбонос Максим Григорьевич |
АО "ДИКСИ Юг", Директор управления юридического департамента и комплаенс контроля |
Включить трудовое действие "Извлечение выводов из судебного спора и формулировка практических рекомендаций по снижению правовых рисков для Организации или неограниченного круга лиц" |
Принято. Это трудовое действие действительно входит в круг задач юриста. |
62 |
Ефимова Елена Валерьевна |
Высшая школа Юрист компании (НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР"), директор |
в раздел "Трудовые действия" - добавить "Сбор и изучение доказательств". |
Принято. Это трудовое действие действительно входит в круг задач юриста. |
63 |
Ефимова Елена Валерьевна |
Высшая школа Юрист компании (НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР"), директор |
в раздел "Необходимые умения" - добавить "Анализировать судебные акты", "Готовить проект судебного решения" и "Аргументировано излагать свою правовую позицию". |
Принято. Эти умения действительно необходимы юристу. |
64 |
Ефимова Елена Валерьевна |
Высшая школа Юрист компании (НОЧУ ОДПО "Актион-МЦФЭР"), директор |
в раздел "Необходимые знания" - добавить "Правила подведомственности и подсудности". |
Принято. Эти знания действительно необходимы юристу. |
65 |
Степанюк Оксана Сергеевна |
Юридический институт НИУ "БелГУ", Заведующая кафедрой уголовного права и процесса |
Заменить формулировку "Защита в ходе досудебного расследования прав и законных интересов потерпевшего, частного обвинителя, гражданского истца, гражданского ответчика, подозреваемого" на формулировку: "Защита в ходе досудебного расследования прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, подозреваемого, обвиняемого" (исключить упоминание гражданского истца, добавить упоминание обвиняемого) |
Принято, так как такая формулировка лучше отражает суть описываемого явления. |
66 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
Дополнить должностями "Руководитель юридического управления/ департамента", "Советник по правовым вопросам", "Заместитель директора/генерального директора по правовым вопросам", "Заместитель руководителя юридического управления". |
Отклонено. Приведены только наиболее часто встречающиеся названия должностей |
67 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
В блоке "требования к образованию и обучению" вызывает вопрос, что подразумевается под "дополнительным профессиональным образованием - повышением квалификации". Требуется либо исключить это требование, либо пояснить, что имеется в виду. |
Принято. Требования к образованию и обучению описали более подробно. |
68 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Закрепление в профессиональном стандарте исключительно менеджериальных компетенций руководителя, без экспертно-юридических знаний и навыков, не соответствует ни современной практике работы главы юридической функции организации (CLO - Chief Legal Officer), ни представлениям работодателя о главном юристе организации как "играющем тренере", способным к самостоятельному и безотлагательному замещению экспертных юридических обязанностей подчиненных ему работников не менее, чем до иерархического уровня CLO минус 2. |
Принято, согласились с приведенными аргументами. В трудовую функцию 3.4.1 добавили полномочия по самостоятельному замещению экспертных юридических обязанностей подчиненных работников. |
69 |
Рубанов Сергей Александрович |
Центр медиации Юридического института НИУ "БелГУ", Директор |
Добавить знание основ маркетинга, общие знания о презентации и продаже юридических услуг |
Принято, так как эти знания действительно необходимы для данной ОТФ |
70 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
В блоке "Трудовые действия" перечислены в основном организационные и управленческие функции, тогда как в реальности руководитель юридической службы юрлица занимается прикладной юриспруденцией в части, например, участия в переговорах по сделкам, корпоративными процедурами, согласованием договоров с высокой ценой, судебным представительствам по ключевым делам для общества, анализирует законодательство и судебную практику, выполняет часть функций комплаенс. Предлагаем указать в этом блоке максимально широкий спектр возможных действий |
Принято, так как эти трудовые действия действительно соответствуют данной ОТФ |
71 |
Андреева Алла Андреевна |
ООО "АльфаСтрахование - ОМС", Руководитель юридического управления |
Из трудовых действий целесообразно исключить "Предоставление отчетности по мероприятиям внутреннего контроля", поскольку нигде ранее в стандарте не звучало участие юриста в мероприятиях по внутреннему контролю и эта функция обычно выполняется внутренними контролерами и аудиторами. |
Частично принято. Замечание учли, включили часть функций по внутреннему контролю, поскольку эти функции могут выполняться юристом или находиться в его компетенции и под его контролем |
72 |
Вакуленко Алексей Владимирович |
юридическая компания "Шаповалов Петров", партнер |
Добавить трудовые действия: "Представление юридического подразделения на семинарах, круглых столах, конференциях, профессиональных конкурсах", "Проведение собеседований при найме сотрудников в юридическое подразделение" |
Принято в скорректированных формулировках, так как эти трудовые действия действительно соответствуют данной ОТФ |
73 |
Леонтьева Елена Александровна |
АНО "Исследовательский институт юридического менеджмента", директор |
Заменить ТФ "Разработка стратегии управления юридическими рисками" на более общую "Управление юридическими рисками организации" |
Отклонено, так как предложенная формулировка представляется слишком размытой |
-------------------------------------------
*(1) https://1prime.ru/News/20190321/829820702.html
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.