Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект акта) в части подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан в инициативном порядке.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является сокращение сроков технологического присоединения в теплоснабжении, установление отдельного порядка утверждения платы за подключение и возможности корректировки индивидуальной платы в сфере водоснабжения и водоотведения.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в следующие акты:
- Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 г. N 787 (далее - Правила N 787);
- Правила согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 410 (далее - Правила N 410);
- Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федераций от 22 октября 2012 г. N 1075 (далее - постановление N 1075);
- Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Правила N 406);
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 808).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 8 июля по 26 июля 2019 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/07-19/00092919).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 4 по 11 марта 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступила позиция МУП "Теплосеть", не содержащая замечаний и предложений в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", ПАО "Т Плюс", ПАО "Фортум", ПАО "МОЭК", АО "Теплокоммунэнерго", АО "Теплоэнерго", Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, содержащие замечания к проекту акта, учтенные в настоящем заключении, и предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета, с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. Пунктом 5 Правил N 787 в редакции проекта акта регулируются вопросы порядка заключения договора о подключении объекта к системе теплоснабжения через тепловые сети или источники тепловой энергии, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежной организации, положения которого требуют уточнения.
1.1. Абзацем шестым пункта 5 Правил N 787 в редакции проекта акта устанавливается, что смежные организации, являющиеся лицами, не оказывающими услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющими продажу тепловой энергии, вправе отказать в подключении объекта через принадлежащие им тепловые сети или источники тепловой энергии.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 Правил N 787 в редакции проекта акта такой отказ направляется смежной организацией в течение 5 рабочих дней со дня получения от исполнителя запроса о предоставлении согласия на подключение объекта через принадлежащие ей тепловые сети или источники тепловой энергии.
Абзацами одиннадцатым и двенадцатым пункта 5 Правил N 787 в редакции проекта акта регламентируется порядок определения цены в случае недостижения соглашения о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Вместе с тем из содержания проектируемого регулирования неясно, может ли смежная организация, являющаяся лицом, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии, отказаться от подключения объекта через принадлежащие ей сети или источники тепловой энергии, если такая смежная организация не согласна на установление размера платы за указанные мероприятия в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением N 1075.
Учитывая изложенное, полагаем целесообразным дополнить абзац шестой пункта 5 Правил N 787 в редакции проекта акта положением о том, что смежная организация вправе отказаться от подключения объекта к системе теплоснабжения через тепловые сети или источники тепловой энергии, принадлежащие ей на праве собственности или на ином законном основании на любом этапе до момента заключения договора о таком подключении.
1.2. Абзацем тринадцатым пункта 5 Правил N 787 в редакции проекта акта устанавливается трудновыполнимое положение, согласно которому, в случае если подключение объекта через тепловые сети или источники тепловой энергии, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежной организации, с учетом обеспечения принципов надежности и качества теплоснабжения является экономически и технологически не выгодным для заявителя, исполнитель вправе не обращаться к смежной организации.
Вместе с тем сведения и документы, обязательные к представлению заявителем исполнителю в целях подключения к системе теплоснабжения, установленные пунктами 25 и 26 Правил N 787, не позволяют сделать вывод об экономически и технологически выгодном/невыгодном подключении для заявителя через смежную организацию.
Стоимость осуществления мероприятий, необходимых для подключения заявителя через сети или источники тепловой энергии смежной организации, которую можно сопоставить со стоимостью мероприятий, необходимых для подключения заявителя напрямую от исполнителя, представляется только после направления соответствующего запроса в смежную организацию исполнителем.
Таким образом, полагаем, что без направления соответствующего запроса в смежную организацию не представляется возможным сделать вывод о том, какой вид подключения из указанных будет выгодным для заявителя.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить абзац тринадцатый пункта 5 Правил N 787 из редакции проекта акта либо доработать проект акта в части указания на возможность и порядок направления соответствующего запроса.
1.3. Пунктом 5 Правил N 787 в редакции проекта акта прямо не устанавливается, какая из сторон выполняет мероприятия по строительству участка тепловой сети от точки присоединения до точки подключения заявителя и кому впоследствии будет принадлежать этот участок тепловой сети (смежной организации или организации - исполнителю по договору о подключении).
Таким образом, проект акта нуждается в соответствующей доработке в целях конкретизации предлагаемого регулирования.
1.4. Абзацем четвертым пункта 5 Правил N 787 в редакции проекта акта проектируется недостаточно определенное положение, которое на практике способно привести к неисполнимости предлагаемого регулирования.
Так, согласно предлагаемому регулированию, в случае если смежные организации являются лицами, не оказывающими услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющими продажу тепловой энергии, и для подключения не требуется создание и (или) модернизация (реконструкция) технологически связанных (смежных) тепловых сетей или источников тепловой энергии в целях изменения их тепловой мощности для обеспечения требуемой заявителем тепловой нагрузки, заключение договора о подключении осуществляется исполнителем после получения от смежной организации в письменной форме согласия на подключение объекта через принадлежащие ей тепловые сети или источники тепловой энергии.
Вместе с тем положениями Правил N 787 в редакции проекта акта не устанавливается срок со дня получения от исполнителя запроса о предоставлении согласия на подключение объекта через принадлежащие ей тепловые сети или источники тепловой энергии, в который соответствующая смежная организация должна направить исполнителю соответствующее согласие.
Таким образом, представляется необходимым доработать редакцию Правил N 787 в части установления соответствующего срока.
2. Обращаем внимание разработчика на замечания юридико-технического характера, рекомендуемые разработчику для учета при дальнейшей работе над проектом акта.
2.1. Абзац девятый пункта 5 Правил N 787 в редакции проекта акта по сути дублирует положения абзаца третьего пункта 5 Правил N 787 в редакции проекта акта в части направления смежной организацией информации о плате за подключение (стоимости мероприятий, необходимых для подключения) при согласии осуществить подключение через принадлежащие смежной организации тепловые сети или источники тепловой энергии.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным исключить абзац девятый из редакции проекта акта.
2.2. В соответствии с пунктом 10 Правил N 787 в редакции проекта акта данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения, представляемые в технических условиях на подключение, заменяются на данные о планируемой нагрузке в возможных точках подключения.
При этом в соответствии с пунктом 13 Правил N 787 в редакции проекта акта технические условия должны предусматривать именно максимальную нагрузку.
Кроме того, частями 7, 9 статьи 48, частью 8 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации также установлено, что технические условия должны предусматривать максимальную нагрузку.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным устранить указанное несоответствие.
3. Пунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" прямо предусмотрено, что плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию. Таким образом, в не являющихся ценовыми зонах теплоснабжения не предусмотрена возможность определения платы за подключение соглашением сторон.
При этом пунктом 5 Правил N 787 предусматривается, что при осуществлении подключения через смежную организацию для тех случаев, когда требуется создание или реконструкция сетей у смежной организации, возможно определение платы за подключение к тепловым сетям или источникам тепловой энергии смежной организации по соглашению сторон, а при отсутствии согласия - в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением N 1075. Соответствующие изменения об учете расходов на плату, определяемую по соглашению сторон, предложено внести в пункты 108, 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением N 1075.
Учитывая изложенное, предлагаемое регулирование требует соответствующей доработки в части учета указанных положений действующего законодательства.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.