Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации в связи с определением оснований и порядка установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии" (далее соответственно - проект акта, Изменения), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 7.2 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "О электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) в части определения оснований для установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии, а также описания их функциональных и иных технических характеристик и описания комплекса правоотношений в связи с их установкой и эксплуатацией.
На основании пунктов 1.6, 1.7 и 3.1 сводного отчета целью проекта акта является обеспечение правовых оснований установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии и их применения для введения соответствующего ограничения для повышения платежной дисциплины в сфере электроэнергетики, в частности, на розничных рынках электрической энергии.
В соответствии с пунктом 7.1 сводного отчета предлагаемым проектом акта могут быть затронуты интересы около 1 500 территориальных сетевых организаций, около 1 000 энергосбытовых организаций, а также потребителей электрической энергии (без приведения количественной оценки).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 16 декабря 2019 г. по 14 января 2020 г. посредством размещения указанных документов ?на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/11-19/00097433).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России в период с 10 по 17 марта 2020 г. проведены публичные консультации по проекту акта, по итогам которых в Минэкономразвития России поступили позиции АО "ОЭК", ПАО "МОЭК", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Ассоциации "Сообщество потребителей энергии", АО "ЭнергосбыТ Плюс", ПАО "Фортум", ПАО "Россети", которые частично учтены при подготовке настоящего заключения.
Минэкономразвития России по результатам рассмотрения проекта акта обращает внимание на наличие следующих замечаний и возможных рисков его принятия в представленной редакции.
1. Положением подпункта "б" пункта 2 Изменений предполагается дополнить Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Правила ограничения), пунктом 32, в соответствии с которым при неоднократном возникновении в течение 12 месяцев оснований для введения ограничения режима потребления по обстоятельствам, указанным в абзацах втором, третьем и шестом подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения, нарушении потребителем электрической энергии обязанностей по осуществлению самостоятельного частичного или полного ограничения режима потребления, и образовании у него задолженности в размере, равном или превышающем двойную среднемесячную величину обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) такого потребителя устанавливаются технические средства удаленного ограничения режима потребления электрической энергии за счет потребителя. Также следует обратить внимание, что аналогичные положения проектируются подпунктом "ж" пункта 3 Изменений.
1.1. Указанное положение представляется не вполне определенным и носящим риски избыточности, поскольку задолженность потребителя, в том числе возникшая по причине объективных обстоятельств, может быть полностью или частично погашена потребителем электрической энергии до истечения установленного проектом акта срока 12 месяцев, но при формальном применении предлагаемой нормы может служить основанием для установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии за счет потребителя.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным предусмотреть соответствующий механизм подтверждения наличия соответствующей непогашенной задолженности у потребителя электрической энергии по состоянию на дату истечения двенадцатимесячного срока в целях недопущения рисков правоприменения исполнителем*(1) (субисполнителем*(2)).
1.2. Представляется целесообразным обратить внимание, что проектируемое регулирование представляется не вполне обоснованным и требует приведения дополнительного экономического обоснования, поскольку из приведенной в сводном отчете информации остается неясной взаимосвязь между накоплением непогашенной задолженности потребителями электрической энергии и предлагаемого установления в качестве критерия задолженности в размере, равном или превышающем двойную среднемесячную величину. При этом из редакции Изменений остается не вполне понятным, в каком порядке определяется достаточность образовавшейся задолженности для установления технических средства удаленного ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку размер задолженности, равный или превышающий двойную среднемесячную величину, может варьироваться от двукратного до двенадцатикратного размера (на протяжении 2-12 месяцев периода накопления задолженности) в понимании признака "задолженности в размере, _ превышающем двойную среднемесячную величину".
Таким образом, целесообразно проработать вопрос о дополнительном определении экономически обоснованных критериев для установления технических средства удаленного ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку неопределенное регулирование несет риск установления избыточных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности*(3).
1.3. Следует отметить, что в соответствии с абзацем восьмым пункта 5 статьи 37 Закона N 35-ФЗ по всем приборам учета электрической энергии, допускаемым в эксплуатацию для целей коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению после 1 января 2022 г., гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) в порядке, установленном правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности),с использованием созданных гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
При этом письмом Минэнерго России от 4 июня 2019 г. N МЮ-6038/09 в Минэкономразвития России поступал проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)" (далее - Правила предоставления доступа).
Вместе с тем согласно пункту 9 Правил предоставления доступа интеллектуальной системе учета для пользователей системы должна быть реализована в том числе функция полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (приостановление или ограничение предоставления коммунальной услуги), а также возобновления подачи электрической энергии.
Исходя из изложенного представляется целесообразным проработать вопрос синхронизации предлагаемого проектом акта регулирования и положений Правил предоставления доступа, поскольку проектируемым регулированием предусматривается обязанность гарантирующего поставщика установить в дополнение к электросчетчику техническое устройство удаленного ограничения режима потребления, которые будут демонтированы в момент замены счетчика на интеллектуальный прибор учета электрической энергии с встроенной функцией ограничения режима потребления. Таким образом, проект акта несет риски установления избыточных обязанностей и ограничений в отношении субъектов предпринимательской деятельности на повторное обеспечение функции удаленного ограничения режима потребления электрической энергии.
Вместе с тем с учетом обязанности гарантирующих поставщиков и сетевых организаций в установленный срок обеспечить безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии (мощности), в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет электрической энергии (мощности), минимального набора функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), предусмотренной абзацем восьмым пункта 5 статьи 37 Закона N 35-ФЗ, представляется целесообразным установить, что требования Изменений не применяются после 1 января 2022 года.
2. Представляется, что положения Изменений характеризуются высокой степенью неопределенности в части регулирования порядка и механизмов проведения различных процедур.
2.1. Проектируемой подпунктом "б" пункта 2 Изменений редакцией абзаца девятнадцатого пункта 32 Правил ограничения предусматривается, что при возникновении обстоятельств, указанных в абзаце первом пункта 32 Правил ограничения, инициатор введения ограничения вместе с уведомлением об ограничении режима потребления направляет потребителю уведомление об установке в отношении его энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) технических средств удаленного ограничения режима потребления, содержащее в том числе предполагаемое место установки указанных технических средств, их функциональные и технические характеристики, а также право потребителя предложить согласовать с исполнителем (субисполнителем) иное место (иные места) установки таких технических средств.
В свою очередь, в соответствии с проектируемым абзацем восьмым пункта 32 Правил ограничения исполнитель (субисполнитель) не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления от инициатора о необходимости установки потребителю технических средств удаленного ограничения направляет в адрес инициатора информацию о предполагаемом месте (местах) установки, а также функциональные и технические характеристики средств удаленного ограничения.
Таким образом, инициатор, исполнитель (субисполнитель), потребитель имеют право предложить место (места) размещения установки технических средств удаленного ограничения режима потребления, однако процедура урегулирования разногласий между тремя субъектами при выборе места размещения технических средств в редакции проекта акта отсутствует.
Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть в Изменениях порядок согласования мест размещения технических средств удаленного ограничения режима потребления при наличии разногласий.
2.2. Согласно абзацу двадцать шестому подпункта "б" пункта 2 Изменений исполнитель (субисполнитель) обязан:
осуществлять периодический контроль технического состояния установленных технических средств удаленного ограничения;
осуществлять техническое освидетельствование технических средств удаленного ограничения по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы;
вести учет технологических нарушений в работе технических средств удаленного ограничения;
контролировать состояние и ведение технической документации технических средств удаленного ограничения.
Следует обратить внимание, что положениями Изменений не определен порядок исполнения указанных обязанностей, что влечет установление неисполнимого регулирования для субъектов предпринимательской деятельности. Исходя из изложенного, представляется целесообразным установить соответствующий порядок проведения указанных процедур.
2.3. Положением абзаца двадцать второго подпункта "б" пункта 2 Изменений предполагается, что уведомление об установке в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) потребителя технических средств удаленного ограничения режима потребления должно содержать информацию о дате (датах), в которые потребителем должен быть обеспечен доступ для установки технических средств удаленного ограничения, и которая не может быть позднее двадцати рабочих дней со дня истечения срока согласования места установки этих средств.
При этом следует обратить внимание, что положениями Изменений не урегулирован вопрос согласования даты и времени, в которые потребителем должен быть обеспечен доступ для установки технических средств удаленного ограничения.
2.4. Положениями подпункта "и" пункта 2 Изменений предполагается увеличение сроков подачи электрической энергии в случае получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления. В частности, предполагается, что возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений пункта 19(2) Правил ограничения осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 48 часов (в соответствии с действующими требованиями - 24 часов) со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.
Не позднее чем в течение 6 часов (в соответствии с действующими требованиями - 1 час) после получения указанного уведомления при условии устранения оснований для введения ограничения режима потребления инициатор введения ограничения обязан передать исполнителю (субисполнителю) и потребителю уведомление о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления.
После получения в установленном порядке уведомления о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления исполнитель (субисполнитель) прекращает указанную процедуру, если на дату получения указанного уведомления ограничение режима потребления не введено либо выполняет организационно-технические мероприятия, необходимые для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого было введено ограничение режима потребления, в срок, не превышающий 42 часов (в соответствии с действующими требованиями - 23 часа), или субисполнитель - в срок, не превышающий 36 часов (в соответствии с действующими требованиями - 22 часа) со времени получения соответствующего уведомления с учетом положений пункта 19(2) Правил ограничения. При этом, в случае если в отношении потребителя ограничение режима потребления было инициировано 2 и более лицами, имеющими в соответствии с пунктом 4 Правил ограничения право инициировать введение ограничения режима потребления, возобновление подачи электрической энергии такому потребителю или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления осуществляется только после устранения потребителем всех возникших в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики оснований для введения ограничения режима потребления.
В случае если лицом, непосредственно обязанным выполнить действия по возобновлению подачи электрической энергии или прекращению процедуры введения ограничения режима потребления, является инициатор введения ограничения, указанные действия осуществляются не позднее чем через 48 часов (в соответствии с действующими требованиями - 24 часа) со времени получения этим лицом уведомления, предусмотренного абзацем первым пункта 19 (2) Правил ограничения, при условии устранения соответствующих оснований. При этом направление уведомления о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления не осуществляется.
При этом из проектируемых положений Изменений остается не вполне ясным целесообразность увеличения указанных сроков, что представляется избыточным, поскольку потребитель вынужден провести соответствующие процедуры для обеспечения возможности приема электрической энергии и находиться в таком состоянии неопределенный период времени в рамках устанавливаемого срока. Кроме того, представляется необходимым обратить внимание, что положениями Изменений не определен конкретный порядок прохождения процедуры удаленного возобновления подачи электрической энергии.
Вместе с тем следует важно подчеркнуть, что в случае удаленного возобновления подачи электрической энергии при отсутствии точной информации о времени возобновления подачи электрической энергии потребителю возможно возникновение рисков поломки, выхода из строя энергопринимающих устройств и причинения вреда здоровью и жизни людей при дистанционном возобновлении подачи электрической энергии. Представляется целесообразным отдельно определить в Изменениях порядок действий исполнителя и потребителя электрической энергии в процессе возобновления подачи электрической энергии.
Кром того, положением подпункта "и" пункта 2 Изменений предлагается установить, что в случае если ограничение режима потребления введено в связи с выявлением обстоятельств, предусмотренных подпунктом "е" пункта 2 Правил ограничения, возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений пункта 192 Правил ограничения осуществляется не позднее чем через 48 часов со времени получения исполнителем (субисполнителем) от потребителя уведомления о возобновлении подачи электрической энергии или о прекращении процедуры введения ограничения режима потребления. Указанным положением также проектируется период возобновления подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления не позднее чем через 48 часов со времени получения исполнителем (субисполнителем) от потребителя соответствующего уведомления, что также требует дополнительного обсуждения. Указанным положением также проектируется период возобновления подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления не позднее чем через 48 часов со времени получения исполнителем (субисполнителем) от потребителя соответствующего уведомления, что также требует дополнительного обсуждения.
2.5. В соответствии с подпунктом "ж" пункта 3 Изменений после выполнения мероприятий по установке технических средств удаленного ограничения исполнителем (субисполнителем) совместно с потребителем в трех экземплярах составляется акт установки технических средств удаленного ограничения, в котором указывается адрес, место установки, тип, функциональные и технические характеристики средств удаленного ограничения. Один экземпляр акта в течение 3 (трех) рабочих дней после его составления направляется исполнителем (субисполнителем) инициатору.
Следует обратить внимание, что положениями проекта акта не определены форма и порядок составления акта установки технических средств удаленного ограничения. Так представляется не вполне ясным порядок фиксации присутствия потребителя и его возражений, предложений замечаний. Кроме того, положениями Изменений не урегулирован порядок действий в случае отказа одной из сторон в совместном составлении указанного акта.
Учитывая изложенное, представляется необходимым доработать соответствующим образом порядок составления акта установки технических средств удаленного ограничения.
3. Согласно подпункту "б" пункта 2 Изменений потребитель электрической энергии, в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) которого установлены технические средства удаленного ограничения, не вправе по своему усмотрению демонтировать такие технические средства, ограничивать к ним доступ исполнителя (субисполнителя), вмешиваться в работу каналов связи, в любой иной форме препятствовать их использованию исполнителем (субисполнителем) для обеспечения контроля потребления электрической энергии (мощности), в том числе препятствовать проведению проверок целостности и корректности их работы, и несет ответственность за вред, причиненный повреждением технических средств.
Следует обратить внимание, что без соответствующих договорных отношений между исполнителем (субисполнителем) и потребителем в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации потребитель не может нести ответственности за причинение вреда третьими лицами имуществу исполнителя (субисполнителя). Таким образом, следует обратить внимание, что положениями Изменений в недостаточной степени определен вопрос ответственности за хранение технических средства удаленного ограничения подачи электрической энергии в случае причинения им вреда третьими лицами, что может привести к возложению избыточных обязанностей и ограничений в отношении потребителя.
Таким образом, представляется необходимым доработать редакцию Изменений в указанной части.
4. Проектируемое Изменениями регулирование частично не соответствует действующим положениям Закона N 35-ФЗ.
4.1. В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета проект акта направлен на реализацию полномочия Правительства Российской Федерации, установленного в пункте 7.2 статьи 38 Закона N 35-ФЗ. Вместе с тем согласно нормативным правилам указанного пункта Закона N 35 порядок расчета расходов на установку технических средств удаленного ограничения, подлежащих возмещению потребителем электрической энергии (мощности), определяется порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством.
При этом следует обратить внимание, что положениями проекта акта не установлен соответствующий порядок и методика расчета, что влечет установление неопределенного регулирования и риски провоприменения положений проекта акта исполнителем (субисполнителем). Вместе с тем существуют риски отказа потребителей (собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах) от оплаты расходов на установку технических средств удаленного ограничения, поскольку не установлен механизм определения предельной стоимости устанавливаемого оборудования.
Таким образом, представляется целесообразным дополнительно проработать вопрос установления порядка, методики расчета расходов на установку технических средств удаленного ограничения, подлежащих возмещению потребителем электрической энергии (мощности).
4.2. Согласно требованию абзаца тридцать первого подпункта "б" пункта 2 Изменений расходы на установку технических средств удаленного ограничения и организацию каналов связи с ними определяются исходя из фактически понесенных исполнителем (субисполнителем) расходов на приобретение и установку таких средств и организацию каналов связи и подлежат возмещению потребителем в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения им соответствующего требования исполнителя (субисполнителя), содержащего расчет стоимости выполненных мероприятий.
При этом пунктом 7.2 статьи 38 Закона N 35-ФЗ установлено, что потребитель обязан по требованию сетевой организации (гарантирующего поставщика) в том числе возместить расходы сетевой организации (гарантирующего поставщика) на установку технических средств удаленного ограничения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ экономия средств, сохраненных в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в необходимой валовой выручке гарантирующего поставщика при установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, может быть использована для выплат по энергосервисным договорам (контрактам), на компенсацию расходов на приобретение и установку приборов учета электрической энергии, создание интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а также на иные цели в электроэнергетике, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.
Таким образом, представляется целесообразным исключить избыточное требование о возмещении потребителем расходов на приобретение средств удаленного ограничения и организацию каналов связи с ними.
5. Дополнительно Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на наличие следующих замечаний, требующих дополнительного обсуждения либо носящих юридико-технический характер.
5.1. Согласно пункту 1 Изменений удаленным или автоматизированным введением ограничения режима потребления электрической энергии является введение ограничения режима потребления электрической энергии с помощью установленных в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) потребителя приборов, устройств, оборудования, обеспечивающих удаленное и (или) автоматизированное введение ограничения режима потребления электрической энергии.
Следует обратить внимание, что указанное определение представляется не вполне определенным и требует дополнительной проработки, поскольку в определении используется самореференция, что не дает возможности ясно определить содержание данного понятия. Кроме того, не установлены критерии отнесения приборов, устройств, оборудования к техническим средствам, обеспечивающим удаленное или автоматизированное введение ограничения режима потребления электрической энергии устройствами. Учитывая изложенное, представляется целесообразным дать определение понятия "удаленное и (или) автоматизированное введение ограничения режима потребления электрической энергии", имеющее самостоятельное толкование и указать критерии наличия соответствующих признаков.
5.2. Положением абзаца третьего подпункта "б" пункта 2 Изменений устанавливается, что в целях применения настоящего документа среднемесячная величина обязательств по оплате электрической энергии (Робяз) определяется по формуле.
Вместе с тем одновременно абзацем девятым подпункта "б" пункта 2 Изменений проектируется правило, согласно которому среднемесячная величина обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии определяется путем деления суммы обязательств потребителя по соответствующему договору за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления ему уведомления об установке технических средств удаленного ограничения, на двенадцать.
Таким образом, представляется необходимым исключить из проекта акта взаимоисключающие положения.
5.3. Положениями подпункта "а" пункта 3 Изменений проектируется ряд определений понятий, предусматриваемых Изменениями. Так, предполагается установить, что гарантирующий поставщик - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и в чьей зоне деятельности находится многоквартирный жилой дом.
Кроме того, предполагается определить, что сетевая организация - коммерческая организация, предоставляющая услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно (опосредованно) присоединены жилой дом (домовладение), многоквартирный дом или отдельные нежилые помещения в таком доме, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества этого дома.
Следует отметить, что указанные определения не соответствуют предписанию статьи 3 Закона N 35-ФЗ, которой установлены определения соответствующих понятий. Учитывая изложенное, представляется необходимым исключить соответствующие положения либо привести их в соответствие с действующим законодательством в сфере электроэнергетики.
5.4. Подпунктом "ж" пункта 3 Изменений предполагается, что в случае, если потребителем в установленные пунктом 1171 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила коммунальных услуг), сроки не направлено в адрес исполнителя (субисполнителя) выраженное в письменной форме согласование предложенного места установки технических средств удаленного ограничения или указание на иное место установки технических средств удаленного ограничения, то место установки считается согласованным, при этом потребитель несет ответственность в том числе перед третьими лицами за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами коммунальных услуг за исключением случаев, если такие последствия наступили из-за ненадлежащего функционирования технических средств удаленного ограничения.
Представляется целесообразным обратить внимание, что понятие "субисполнитель" в Правилах коммунальных услуг отсутствует.
Дополнительно обращаем внимание, что при проведении публичных консультаций поступили отдельные предложения и замечания, рекомендуемые для рассмотрения разработчику в целях их возможного учета при доработке проекта акта (прилагаются).
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 14 л. в 1 экз.
|
Приложение к заключению об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации |
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации в связи с определением оснований и порядка установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии" (далее соответственно - проект акта, Изменения)
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 13 отзывов от:
1. Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний;
2. Ассоциации "Некоммерческое партнерство Территориальных сетевых организаций";
3. Ассоциации "Сообщество потребителей энергии";
4. Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
5. Комиссии Российского союз промышленников и предпринимателей по электроэнергетике;
6. АО "ЛОЭСК";
7. АО "Оборонэнерго";
8. АО "ОЭК";
9. АО "ЭнергосбыТ Плюс";
10. ПАО "МОЭК";
11. ПАО "Россети";
12. ПАО "РусГидро";
13. ПАО "Фортум".
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту акта
N п/п |
Пункт проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
1. |
В целом по проекту акта |
Проект акта вступает в силу с 1 июля 2020 г., а у сетевой организации не были заложены указанные затраты в тарифе на услуги по передаче 2020 года, и не предусмотрена компенсация затрат на ежемесячную оплату каналов связи. |
2. |
В целом по проекту акта |
По оценке наших экспертов, необходимый переходный период для вступления в силу проекта акта должен составлять не менее полугода. |
3. |
В целом по проекту акта |
Более эффективным решением проблемы может быть ужесточение ответственности за нарушение платежной дисциплины в сфере электроэнергетики. |
4. |
В целом по проекту акта |
Недостатки и правовые пробелы в проекте акта могут существенно ухудшить финансовый результат деятельности гарантирующих поставщиков (далее - ГП), либо приведут к невозможности исполнения ГП требований Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ). |
5. |
В целом по проекту акта |
Проект акта влечет избыточные обязанности, а также дополнительные расходы для территориальных сетевых организаций (далее - СО), особенно малого бизнеса. |
6. |
В целом по проекту акта |
Необходимо отдельно изложить в проекте акта порядок действий исполнителя и потребителя электрической энергии в процессе возобновления подачи электрической энергии (соответствующие предложения направлены в Минэнерго России). Риск противодействия отдельных потребителей, не заинтересованных в установке систем дистанционного ограничения нивелируется процедурой установки, обязанностью потребителя возместить затраты на установку данных систем, а также наличием административной ответственности, предусмотренной за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии. Риск недостаточности развития соответствующих технических решений на российском рынке является актуальным. |
7. |
В целом по проекту акта |
Увеличение финансовой нагрузки на ГП и СО: увеличение штата сотрудников для обеспечения порядка составления и прохождения документов по юридическим и физическим лицам, взыскания расходов на установку технических средств удаленного ограничения ГП - с собственников помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), СО - с остальных потребителей электрической энергии. |
8. |
В целом по проекту акта |
В Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила коммунальных услуг), вводится понятие сетевой организации в формулировке, отличной от Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861. |
9. |
В целом по проекту акта |
Менее затратный способ: Управляющая компания в рамках управления имуществом МКД производит предупреждение и последующее временное отключение квартиры неплательщика от электроснабжения существующими коммутационными аппаратами, находящимися в поэтажных щитах и последующее включение с контролем режима. Предложенный способ не требует затрат на установку отдельных устройств и укладывается в существующие функции Управляющей компании в соответствии с жилищным законодательством. У потребителя и сейчас есть возможность переложить обязанности по установке и эксплуатации умных приборов учета на энергосервисную организацию или ГП, но по отдельному договору сервиса и по договорной цене, а не по договору электроснабжения через тарифы и надбавки. |
10. |
В целом по проекту акта |
Согласно положениям изложенным в Изменениях потребить электрической энергии, в отношении которого подлежат установке технические средства удаленного ограничения режима потребления, обязан обеспечить доступ исполнителя (субисполнителя) к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики для установки технических средств удаленного ограничения, а также для проведения работ, связанных с эксплуатацией этих средств. При этом в Изменениях не предусмотрено установление ответственности потребителя, в том числе административной, за необеспечение потребителем доступа исполнителю (субисполнителю) к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики для установки технических средств удаленного ограничения. Также не предусмотрена ответственность потребителя в случае недопуска ГП (СО) в занимаемое жилое помещение или домовладение, или к иному ресурсопотребляющему оборудованию потребителя, связанному с предоставлением коммунальных услуг, для установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии в случае, предусмотренном пунктом 117(1) Правил коммунальных услуг. Частью 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность только за необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам. Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть в проекте акта ответственность потребителя за неисполнение обязанности по предоставлению доступа исполнителя (субисполнителя) в указанных выше случаях. А также необходимо внести изменения в часть 1 статьи 9.22 КоАП. |
11. |
В целом по проекту акта |
Нет понимания, каким образом применять нормы и положения проекта акта в отношении потребителей, ограничение режима потребления электроэнергии которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям, в частности установка средств удаленного ограничения режима потребления электроэнергии на объектах Минобороны России. |
12. |
В целом по проекту акта |
В проекте акта указано, что расходы на эксплуатацию технических средств удаленного ограничения несет ГП (СО). Таким образом, сетевой организации необходимо будет нести затраты на ежемесячную оплату каналов связи (GSM) для функционирования технических средств удаленного ограничения режима потребления электроэнергии, но не указано, каким образом данные затраты на эксплуатацию технических средств удаленного ограничения будут включаться в тариф на услуги по передаче электроэнергии. |
13. |
В целом по проекту акта |
В соответствии с Изменениями расходы на установку технических средств удаленного ограничения и организацию каналов связи с ними определяются исходя из фактически понесенных исполнителем (субисполнителем) расходов и подлежат возмещению потребителем в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения им соответствующего требования исполнителя (субисполнителя), содержащего расчет стоимости выполненных мероприятий. При этом расходы на эксплуатацию технических средств удаленного ограничения и контролю за их работоспособностью несет исполнитель (субисполнитель). С учетом того, что потребитель компенсирует все фактические расходы, в том числе и расходы на приобретение технических средств, то право собственности на указанные технические средства должно возникнуть у потребителя, который в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Вместе с тем, несмотря на положения гражданского законодательства, проект акта возлагает расходы по эксплуатации и контролю за работой оборудования на сетевую организацию - исполнителя при вводе ограничений. Как следует из статьи 210 ГК РФ возложение бремени содержания не на собственника, а на другое лицо возможно лишь на основании закона или договора. Постановление Правительства Российской Федерации законом не является, в связи с чем на СО возлагаются дополнительные расходы в отсутствие указания на источник их финансирования. Отсутствие решения вопроса об источниках финансирования в свою очередь приведет к невозможности учета соответствующих затрат в необходимой валовой выручке (далее- НВВ) регулируемой организации в связи с тем, что такие расходы не имеют законных оснований. Указанный вопрос требует дополнительной проработки. |
14. |
В целом по проекту акта |
Проект акта необходимо дополнить нормами об ответственности за сохранность технических средств удаленного ограничения (далее - ТСУО), порядком согласования акта об установке ТСУО в случае отказа в подписании потребителем, дополнить существенные условия договора обязанностью потребителя в допуске ГП или сетевой организации при установке ТСУО. |
15. |
В целом по проекту акта |
Состав оборудования, который входит в понятие технических средств удаленного ограничения режима потребления не является полным. |
16. |
В целом по проекту акта |
Для того, чтобы нормы проекта акта выполнялись на практике необходимо дополнить статью 9.22 КоАП ответственностью потребителя за нарушение допуска и сохранности технических средств удаленного ограничения, а также ответственностью исполнителя за установку и эксплуатацию технических средств удаленного ограничения. |
17. |
В целом по проекту акта |
В проекте акта отсутствует порядок выполнения гражданами, в обязанность которых вводится установка ТСУО, обязанности выполнения действий по самостоятельному обеспечению введения ограничения режима потребления электрической энергии (далее - самоограничение). Хотя согласно Закону N 35-ФЗ именно невыполнение обязанности по самоограничению является одним из оснований установки ТСУО. К тому же, если техническая возможность введения ограничения имеется только в принадлежащем гражданину помещении, то приостановление коммунальной услуги по электроснабжению может быть реализовано исключительно посредством самоограничения или предоставления гражданином инициатору ограничения допуска в такое помещение. Так, по данным ряда ГП, в 30% случаев не было введено ограничение режима потребления по причине недопуска со стороны потребителя. Отсутствие в проекте акта описания процедуры введения самоограничения для граждан, проживающих в МКД, ведет возникновению у ГП расходов на введение ограничения, которые граждане обязаны компенсировать ГП. Поскольку случаи успешного введения ограничения по статистике все же преобладают, полагаем, что бесплатное для потребителя самоограничение будет более предпочтительным, чем существующая процедура, в которой потребитель обязан компенсировать расходы на ограничение, вводимое ГП (или исполнителем коммунальных услуг (ИКУ) по обращению ГП). Во избежание злоупотреблений со стороны потребителей, процедура самоограничения должна предусматривать передачу потребителем показаний ПУ на момент введения им самоограничения и возможность проведения проверки со стороны ГП - если на момент проверки показания ПУ, полученные от потребителя, не совпадают с фактическими, то для потребителя должна наступать предусмотренная КоАП ответственность за самовольное подключение, а у ГП - право на введение ограничения (при наличии технической возможности). Кроме того, полагаем, что наличие в нормативно-правовых актах описания процедуры исполнения обязанности по введению самоограничения, нарушение которой потребителем будет трактоваться как самовольное подключение, приведет и к сокращению количества случаев недопуска для введения ограничения силами ГП (ИКУ по обращению ГП). |
18. |
В целом по проекту акта |
Пункт 4 проекта акта дополнить абзацем следующего содержания: "Пункт 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные ПП РФ от 29.12.2011 N 1178 дополнить следующим подпунктом: "12) расходы на эксплуатацию и контроль работоспособности установленных сетевой организацией технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии;". В соответствии с проектом постановлением Правительства Российской Федерации, потребителю вменяется в обязанность компенсация сетевой организации расходов на установку технических средств удаленного ограничения режима потребления электроэнергии и организацию каналов связи. При этом расходы на эксплуатацию и контроль работоспособности технических средств будет нести СО. Поскольку деятельность сетевой организации является регулируемой, проект постановлением Правительства Российской Федерации следует дополнить включением в НВВ сетевой организации расходов на эксплуатацию и контроль технических средств удаленного доступа, не компенсируемых потребителем. |
19. |
В целом по проекту акта |
Проектом акта не предусмотрен порядок взаимодействия исполнителя коммунальных услуг с ГП или СО по приостановлению по инициативе исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению с использованием установленных ГП или СО средств удаленного ограничения. |
20. |
В целом по проекту акта |
Возможен риск возникновения дефицита средств финансирования мероприятий по установке технических средств удаленного ограничения режима потребления и формирования задолженности потребителей перед исполнителями по оплате понесенных расходов. Кроме этого проектом не предусмотрены штрафные санкции и меры по привлечению потребителей к ответственности за неуплату понесенных расходов СО. Возможен риск причинение вреда здоровью и жизни людей при дистанционном возобновлении режима потребления. |
21. |
В целом по проекту акта |
Остается не вполне ясным какое технического средство может сокращать объем перетока электроэнергии, если речь идет о счетчиках со встроенным реле ограничения нагрузки или просто о реле. |
22. |
В целом по проекту акта |
Проект акта содержит положения, вводящие (способствующие введению) избыточные обязанности и ограничения для юридических лиц в сфере экономической деятельности, способствующие возникновению дополнительных расходов у потребителей электрической энергии, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в связи ростом платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и расходов на услуги по передаче электрической энергии. Принятие проекта акта станет драйвером для роста перекрестного субсидирования в электроэнергетике и последующего ухудшения платежной дисциплины. |
23. |
В целом по проекту акта |
Предусмотренное проектом акта регулирование создает для потребителей электрической энергии риск вменения обязанности по установке устройств ограничения потребляемой мощности (далее - УОПМ). при осуществлении технологического присоединения, что, однозначно, приведет к росту реальных расходов (Для заявителей, максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт, подпадающих под льготное технологическое присоединение по стоимости 550 рублей, только расходы на УОПМ превысят размер льготной платы минимум в 10 раз) на технологическое присоединение, а также, к росту тарифов на услуги по передаче электрической энергии в объеме расходов на УОМП территориальной сетевой организации для целей ограничения режима потребления электрической энергии, и, как следствие, к росту перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Таким образом, проблема платежей в электроэнергетике не только не будет решена, но, наоборот, с ростом расходов на электрическую энергию потребителей, усугубится. |
24. |
В целом по проекту акта |
ГП внутри МКД не оказывает коммунальные услуги отдельным жителям, не занимается обслуживанием общедомового имущества в МКД, не имеет постоянного доступа к местам установки электросчетчиков и дополнительно устанавливаемых к ним устройств ограничения режима потребления. Перечисленные функции должны осуществляться Управляющей компании в рамках жилищного законодательства, иначе отсутствует заинтересованность жителя МКД и Управляющей компании в осуществлении мероприятий по энергосбережению, что противоречит Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении). ГП действует в рамках Федерального закона N 35-ФЗ Об электроэнергетики и не сможет отвечать за сохранность и пригодность к применению самостоятельно установленных внутри МКД (и тем более внутри квартиры) устройств ограничения режима потребления и электросчетчиков. |
25. |
В целом по проекту акта |
Сокращение срока предварительного предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления с десяти до пяти дней снижает возможность потребителю электрической энергии оплатить образовавшуюся задолженность. В случае же, если должник успеет произвести оплату в предлагаемый срок, пяти дней недостаточно, чтобы надлежащим образом, достаточным для приостановления процедуры ограничения режима потребления, довести информацию до инициатора-исполнителя (субисполнителя) ограничения режима потребления. В связи с чем, ошибочное ограничение уже оплативших задолженность потребителей, приведет к дополнительным расходам для сетевой организации. |
26. |
В целом по проекту акта |
В случае установки приборов учета электрической энергии в жилых помещениях МКД возникает необходимость доступа в такое жилое помещение для установки технических средств удаленного ограничения (ограничивающих устройств), т.к. в основном коммутация осуществляется посредством устройств, встроенных в прибор учета электрической энергии. Существуют риски отказа со стороны таких потребителей в добровольном допуске в жилое помещение представителей ГП для выполнения установки технических средств удаленного ограничения. |
27. |
В целом по проекту акта |
В качестве альтернативы предлагаем рассмотреть существующий порядок, когда в инвестиционной программе СО предусматриваются мероприятия по установке приборов учета с требуемыми функциями, а также модернизации существующих. Поскольку на все мероприятия предусматриваются средства в тарифе на передачу электроэнергии, возможным решением стало бы принятие Федеральной программы по оснащению всех потребителей приборами учета с наборами требуемых функций. По оценке наших экспертов, это было бы гораздо менее затратно, нежели устанавливать единичные приборы потребителям-должникам, а затем еще и станции для сбора информации; а установку новых приборов учета при новом технологическом присоединении по-прежнему включать в инвестиционные программы регулируемых организаций. |
28. |
В целом по проекту акта |
Предложение: Чтобы заработали принципы энергосбережения (Закон об энергосбережении) сам потребитель должен установить умные приборы учета и в целях сокращения платежей за коммунальные услуги самостоятельно стараться ограничивать потребление энергоресурса, т.е. владеть своим хозяйством и управлять своим хозяйством. При этом у потребителя должна быть возможность переложить эти обязанности на энергосервисную организацию или ГП, но по отдельному договору сервиса и по договорной цене, а не по договору электроснабжения. |
29. |
В целом по проекту акта |
Необходимо доработать проект акта таким образом, чтобы реализация мер по установке средств удаленного и (или) автоматизированного введения ограничения режима потребления электрической энергии не приводила к росту расходов добросовестных потребителей электрической энергии |
30. |
Второй абзац подпункта "а" пункта 2 Изменений |
Представляете неясным подразумевается ли под понятием "технические средства удаленного ограничения" счетчики остается неясным из редакции проекта акта. |
31. |
Подпункт "б" пункта 2 Изменений |
В соответствии с проектом (в пункт 32, предлагаемом к введению в Правила полного и(или) частичного режима ограничения потребления электрической энергии) расходы на установку технических средств удаленного ограничения и организацию каналов связи с ними определяются исходя из фактически понесенных исполнителем (субисполнителем) расходов и подлежат возмещению потребителем в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения им соответствующего требования исполнителя (субисполнителя), содержащего расчет стоимости выполненных мероприятий. При этом, расходы на эксплуатацию технических средств удаленного ограничения и расходы по контролю за их работоспособностью несет исполнитель (субисполнитель). С учетом того, что потребитель компенсирует все фактические расходы, в том числе и расходы на приобретение технических средств, то право собственности на указанные технические средства должно возникнуть у потребителя, который в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Вместе с тем, несмотря на положения гражданского законодательства, проект акта возлагает расходы по эксплуатации и контролю за работой оборудования на сетевую организацию-исполнителя при вводе ограничений. Как следует из статьи 210 ГК РФ возложение бремени содержания не на собственника, а на другое лицо возможно лишь на основании закона или договора. Перенос бремени содержания имущества с собственника на иное лицо подзаконным актом не предусмотрен. При этом на СО возлагаются дополнительные расходы в отсутствие указания на источник их финансирования. Отсутствие решения вопроса об источниках финансирования в свою очередь приведет к невозможности учета соответствующих затрат в НВВ регулируемой организации в связи с тем, что такие расходы не имеют законных оснований. Указанный вопрос требует дополнительной проработки. Предлагаем дополнить текстом следующего содержания: "Расходы по эксплуатации и контролю за работой оборудования необходимо учитывать в НВВ регулируемой организации при корректировке тарифа на очередной календарный год в виде компенсации". Кроме того, организация каналов связи к отдельно взятому потребителю экономически не целесообразна. Мера по установке устройств удаленного ограничения допустима, если на ТП 10/0,4 кВ установлено устройство сбора и передачи данных, или энергопринимающие устройства потребителя находятся в зоне действия станции опроса по радиоканалу. В иных случаях СО будет нести незапланированные расходы. Предлагаем дополнить текстом следующего содержания: "В случае отсутствия устройств сбора и передачи данных на объектах электроэнергетики исполнителя (субисполнителя), от которых подключены энергопринимающие устройства (объекты электроэнергетики) потребителя, расходы по их установке необходимо учитывать в НВВ регулируемой организации при корректировке тарифа на очередной календарный год в виде компенсации". |
32.
|
Подпункт "б" пункта 2 Изменений |
В проектируемом пункте 32 Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 (далее - Правила ограничения), предусматривается установка средств удаленного ограничения при неоднократном возникновении в течение 12 месяцев оснований для введения ограничения режима потребления по определенным обстоятельствам, нарушении потребителем электрической энергии обязанностей по осуществлению самостоятельного частичного или полного ограничения режима потребления, и образовании у него задолженности в размере, равном или превышающем двойную величину среднемесячных обязательство по оплате электроэнергии. Положения Федерального закона "Об электроэнергетике" не содержат указания на временной период, в течение которого проводится проверка невыполнения требований потребителя по самоограничению (12 месяцев) равно как и условий о размере имеющейся у потребителя задолженности (величина двух среднемесячных обязательств по оплате). В связи с изложенным полагаем, что установление подобных ограничений необоснованно сужает круг потребителей - злостных неплательщиков, в отношении которых могут устанавливаться средства удаленного ограничения |
33. |
Подпункт "б" пункта 2 Изменений |
В проектируемом Изменениями пункте 32 Правил ограничения запрещена установка средств удаленного ограничения режима потребления энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони. Но в отношении таких потребителей-должников требуются дополнительные технические мероприятия для введения частичного ограничения до уровня технологической и (или) аварийной брони, которые упростят средства удаленного ограничения. Следовательно, средства удаленного ограничения необходимо устанавливать в отношении указанных потребителей. Более того, в проектируемом пункте в функционале средств удаленного ограничения предусматривается "недопущение превышения величины потребления электрической энергии, заданной по команде, поступающей от исполнителя (субисполнителя), в том числе уровня технологической и (или) аварийной брони". |
34. |
Подпункт "б" пункта 2 Изменений |
Предлагается в пункте 32 Правил ограничения исключить дублирование условий в абзаце 9 и абзаце 13 в части направления инициатором исполнителю уведомлений о необходимости установки технических средств удаленного ограничения. |
35. |
Подпункт "б" пункта 2 Изменений |
Предлагается в пункте 32 Правил ограничения исключить слова "_нарушении потребителем электрической энергии обязанностей по осуществлению самостоятельного частичного или полного ограничения режима потребления_". Для установки в отношении энергопринимающих устройств потребителя технических средств удаленного ограничения должны быть соблюдены условия (32 Правил ограничения): неоднократное возникновение в течение 12 месяцев оснований для введения ограничения, нарушение потребителем обязанности по самоограничению и образование задолженности в размере, равном или превышающем двойную среднемесячную величину обязательств по оплате электроэнергии и (или) услуг по передаче электроэнергии. Указание условия нарушения потребителем обязанности по самоограничению является избыточным, поскольку СО в соответствии с действующим законодательством обязана вводить ограничения независимо от исполнения потребителем обязанности по самоограничению. Кроме того, за невыполнение потребителем требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике, установлена административная ответственность согласно пункту 1 статьи 9.22 КоАП РФ. |
36. |
Подпункт "б" пункта 2 Изменений |
В соответствии с проектируемым пунктом 32 Правил ограничения потребитель, в отношении которого подлежат установке технические средства удаленного ограничения режима потребления электрической энергии, обязан обеспечить доступ исполнителя (субисполнителя) к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики для установки технических средств удаленного ограничения. Обращаем внимание, что Изменениями не предусмотрен порядок установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии в случае необеспечения потребителем доступа исполнителю (субисполнителю) к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики для установки технических средств удаленного ограничения. Считаем необходимым дополнить Изменения положениями, предусматривающими указанный порядок, поскольку его отсутствие может привести к трудностям при правоприменении. Аналогичное замечание относится к положениям проектируемого Изменениями пункта 117(1) Правил коммунальных услуг (пункт 2 Изменений). |
37. |
Третий абзац подпункта "б" пункта 2 Изменений |
В целях возможности последующего возмещения потребителем фактически понесенных затрат исполнителем (субисполнителем) необходимо дополнить перечень оборудования и материалом, необходимых для организации удаленного ограничения режима потребления. В Изменениях не предусмотрено ограничение по классу напряжения места установки средства удаленного ограничения режима потребления. В этой связи возможны случаи установки технических средств удаленного ограничения режима потребления с использованием измерительных трансформаторов и коммутационного оборудования различного класса напряжения. Третий абзац подпункта "а" пункта 2 Изменений предлагается изложить в следующей редакции: "технические средства удаленного ограничения режима потребления" - приборы, устройства, оборудование, коммутационное оборудование, обеспечивающие удаленное и (или) автоматизированное введение ограничения режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) потребителя, а также измерительные трансформаторы тока и (или) напряжения, соединенные между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые подключено коммутационное оборудование, материалы и оборудование для монтажа таких устройств в месте его установки;". |
38. |
Абзацы четыре и семь подпункта "б" пункта 2 Изменений |
Абзац четыре подпункта "б" пункта 2 Изменений : "Sпост - стоимость электрической энергии (услуг по передаче электрической энергии), указанная в счетах на оплату фактически потребленной электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, или в иных платежных документах, выставленных потребителю за расчетные периоды, за которые у потребителя образовалась указанная в абзаце первом настоящего пункта задолженность, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная потребителем;" |
39. |
Абзац шестой подпункта "б" пункта 2 Изменений |
Предлагается изложить указанный абзац в следующей редакции: "n - количество месяцев в периоде, за который определена стоимость электрической энергии (Sпост) и за который у потребителя образовалась указанная в абзаце первом настоящего пункта задолженность, подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная потребителем.". |
40. |
Абзац десятый подпункта "б" пункта 2 Изменений |
Техническая ошибка. Считаем необходимым вменить в обязанность исполнителя уведомлять потребителя об ориентировочных расходах на приобретение и установку технических средств, организацию каналов связи. Предлагается изложить указанный абзац в следующей редакции: "Исполнитель (субисполнитель) не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления от инициатора о необходимости установки в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) потребителя технических средств удаленного ограничения направляет в адрес инициатора информацию о предлагаемом месте (местах) установки, а также функциональные и технические характеристики средств удаленного ограничения и ориентировочные расходы на приобретение и установку технических средств, организацию каналов связи.". |
41. |
Абзац одиннадцатый подпункта "б" пункта 2 Изменений |
Необходимо определить ответственное лицо за сохранность технических средств удаленного ограничения в зависимости от объектов, на которых они установлены (потребитель или исполнитель). Это надо применить и далее по тексту изменений. Предлагается изложить указанный абзац в следующей редакции: "Места установки технических средств удаленного ограничения определяются исходя из необходимости обеспечения индивидуального введения ограничения режима потребления в отношении в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) конкретного потребителя, и исключения ограничения или прекращения передачи электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых в надлежащем порядке технологически присоединены к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления. Ответственность за сохранность технических средств удаленного ограничения несет владелец энергопринимающих устройств или объектов электросетевого хозяйства, на которых они установлены. Не допускается установка технических средств удаленного ограничения режима потребления энергопринимающих устройств, подключенных к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони.". |
42. |
Абзац двадцатый подпункта "б" пункта 2 Изменений |
Если уведомление об установке в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) потребителя технических средств удаленного ограничения режима потребления носит именно уведомительный характер, то исключить слова "право потребителя не позднее 5 рабочих дней со дня получения уведомления возможность согласовать место установки некоего технического средства удаленного ограничения с исполнителем или иное место установки путем направления исполнителю встречного письменного уведомления", поскольку место установки приборов учета в соответствии с Основными положениями, максимально приближенное к границе балансовой принадлежности без согласования. |
43. |
Абзац двадцать пятый подпункта "б" пункта 2 Изменений |
Техническая корректировка. Предлагается изложить указанный абзац в следующей редакции: "Потребитель электрической энергии, в отношении энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) которого подлежат установке технические средства удаленного ограничения режима потребления, обязан обеспечить доступ исполнителя (субисполнителя) к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики для установки технических средств удаленного ограничения, а также для проведения работ, связанных с эксплуатацией этих средств.". |
44. |
Абзац двадцатьшестой подпункта "ж" пункта 2 Изменений |
Необходимо описать порядок узаконивания акта при отказе потребителя его подписать. Предлагается изложить указанный абзац в следующей редакции: "После выполнения мероприятий по установке технических средств удаленного ограничения исполнителем (субисполнителем) совместно с потребителем в трех экземплярах составляется акт установки технических средств удаленного ограничения, в котором указывается адрес, место установки, тип, функциональные и технические характеристики средств удаленного ограничения. Один экземпляр акта в течение 3 (трех) рабочих дней после его составления направляется исполнителем (субисполнителем) инициатору. Соответствующий акт подписывается заинтересованными лицами, присутствующими при его составлении. В случае отказа потребителя от подписания акта, а также в случае отсутствия потребителя при составлении акта в акте делается запись об этом с указанием причин (при наличии такой информации). При этом акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц, которые своей подписью подтверждают достоверность информации, содержащейся в акте, о чем собственноручно выполняют соответствующую запись в акте. Указанные незаинтересованные лица вправе уточнить в акте, достоверность какой именно информации они подтверждают. При составлении акта в присутствии 2 незаинтересованных лиц в акте указываются в отношении каждого из них фамилия, имя и отчество (при наличии), фактическое место жительства, паспортные данные либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также телефон этого лица.". |
45. |
Подпункт "д" пункта 2 Изменений |
В редакции Изменений ошибочно удален абзац, в то время как необходимо было дополнить пункт 7 Правил ограничения новым абзацем. Предлагается изложить указанный абзац в следующей редакции: "Инициатор введения ограничения и исполнитель (субисполнитель) вправе присутствовать при осуществлении потребителем самостоятельного ограничения режима потребления и снять показания приборов учета потребителя на дату и время введения ограничения режима потребления. В отношении потребителей электрической энергии, на энергопринимающих устройствах и (или) объектах электроэнергетики которых были установлены технические средства удаленного ограничения режима потребления, ограничение режима потребления может вводиться с использованием установленных у таких потребителей технических средств удаленного ограничения режима потребления". |
46. |
Подпункт "к" пункта 2 Изменений |
В проектируемых изменениях в пункт 20 Правил ограничения потребления необходимо: - уровнять размер компенсации расходов гражданами с аналогичным в Правилах коммунальных услуг: в абзаце четвертом заменить слова "для граждан - потребителей электрической энергии - 1000 рублей" словами "для граждан - потребителей электрической энергии - 3000 рублей"; - ограничить размер компенсации ГП расходов СО: после абзаца четвертого дополнить новым абзацем: "При этом размер компенсации инициатором понесенных исполнителем (субисполнителем) расходов не может быть выше размера компенсации, которую исполнитель вправе потребовать у потребителя". |
47. |
Подпункт "к" пункта 2 Изменений |
Поскольку вне зависимости от способа введения ограничения, СО выполняет определенные работы, затраты на которые подлежат компенсации. Кроме того, дополнительные расходы, которые будут нести потребители за выполненные работы по введению ограничения и возобновлению режима потребления электрической энергии в связи с образовавшейся задолженностью, будут стимулировать потребителей к платежеспособной дисциплине по договорам энергоснабжения. Предлагается исключить указанный подпункт из редакции проекта акта. |
48. |
Подпункт "к" пункта 2 Изменений |
Необходимо уравнять размер компенсации расходов с аналогичным в Правилах коммунальных услуг. Кроме того, Необходимо ограничить размер компенсации ГП расходов сетевой организации. Предлагается изложить абзац четвертый пункта 20 Правил ограничения в следующей редакции "Размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, не может превышать 10 000 рублей (для граждан - потребителей электрической энергии - 3000 рублей). При этом размер компенсации инициатором понесенных исполнителем (субисполнителем) расходов не может быть выше размера компенсации, которую исполнитель вправе потребовать у потребителя.". |
49. |
Пункт 3 Изменений |
Необходимо дополнить существенные условия договора соответствующей обязанностью потребителя: "к1) допускать гарантирующего поставщика (сетевую организацию) в занимаемое жилое помещение или домовладение, или к иному ресурсопотребляющему оборудованию потребителя, связанному с предоставлением коммунальных услуг, для установки технических средств удаленного ограничения режима потребления электрической энергии в случае, предусмотренном пунктом 117(1) настоящих Правил, для проведения работ, связанных с эксплуатацией этих средств, а также для приостановления и(или) возобновления коммунальной услуги по электроснабжению в соответствии с Разделом XI настоящих Правил.". |
50. |
Подпункт "г" пункта 3 Изменений |
Предложение: в подпункт "д" пункта 32 Правил коммунальных услуг исключить техническую ошибку в части одновременного упоминания коммунальной услуги и коммунального ресурса. |
51. |
Подпункт "ж" пункта 3 Изменений |
Пунктом 117(1) Правил коммунальных услуг (абзац 1) установлены условия, при которых потребителям коммунальной услуги по электроснабжению устанавливаются технические средства удаленного ограничения, согласно которым размер задолженности определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению. Такое условие применимо, если речь идет о жилом помещении в МКД, и не реализуемо, если применять данную норму к нежилому помещению в МКД. Это обусловлено тем, что согласно пункту 70 Правил ограничения, собственник нежилого помещения в МКД заключает в соответствии с Правилами ограничения договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с ГП или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, за исключением случая, когда собственник нежилого помещения в соответствии с Правилами коммунальных услуг приобретает коммунальную услугу по энергоснабжению у исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации или товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива. Поставка электрической энергии в данном случае осуществляется ГП по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с Основными положениями, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам. Кроме того, необходимо уточнить применение пункт 117(1) Правил коммунальных услуг в части жилых помещений в МКД, поскольку согласно пункту 7 Правил коммунальных услуг поставка электрической энергии в нежилые помещения осуществляется на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об электроснабжении. |
52. |
Подпункт "ж" пункта 3 Изменений |
Предложение: в пункт 117(1) Правил коммунальных услуг дополнить абзац пятый словами "_ в том числе опосредованно." Не учтен случай опосредованного присоединения жилого дома, домовладения потребителя к сетям иной СО при выполнении СО, имеющей договор оказания услуг по передаче электрической энергии с ГП в интересах этого потребителя, обязанности по направлению в адрес иной СО поступившего от ГП уведомления о необходимости установки технических средств удаленного ограничения. |
53. |
Подпункт "ж" пункта 3 Изменений |
Предлагается в пункт 117(1) Правил коммунальных услуг абзац "обязанность возместить расходы ГП (СО) на установку технических средств удаленного ограничения;" по аналогии с изменениями в пункте 32 Основных положений изложить: "обязанность возместить расходы гарантирующего поставщика (сетевой организации) на установку технических средств удаленного ограничения и организацию каналов связи с ними.". |
54. |
Подпункт "ж" пункта 3 Изменений |
В проектируемом пункте 117(1) Правил коммунальных услуг: - не описана обязанность потребителя обеспечить доступ к месту установки средства удаленного ограничения, расположенному вне помещения потребителя (межквартирные холлы, коридоры и др. помещения, доступ к которым ограничен потребителями - собственниками жилых помещений в МКД); - не указано, что установку средств удаленного ограничения в отношении нежилых помещений в МКД, присоединенных к сетям без использования общего имущества МКД, осуществляет СО. |
55. |
Абзац девятнадцатый подпункта "ж" пункта 3 Изменений |
Предлагается изложить указанный абзац в следующей редакции: "В случае, если потребителем в установленные настоящим пунктом сроки не направлено в адрес гарантирующего поставщика (сетевой организации) выраженное в письменной форме согласование предложенного места установки технических средств удаленного ограничения или указание на иное место установки технических средств удаленного ограничения, то место установки считается согласованным, при этом потребитель несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами за исключением случаев, если такие последствия наступили из-за ненадлежащего функционирования технических средств удаленного ограничения.". |
56. |
Абзац девятнадцатый подпункта "ж" пункта 3 Изменений |
Предлагается изложить указанный абзац в следующей редакции: "полное прекращение подачи электрической энергии (мощности) по команде, поступающей от гарантирующего поставщика (сетевой организации), в случае несанкционированного вмешательства в работу технических средств удаленного ограничения;". |
-------------------------------------------
*(1) Исполнитель - сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии в точке, точках поставки, сформированных в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в отношении которых требуется введение ограничения режима потребления, в том числе в случае, когда энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя присоединены к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства (пункт 1(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442).
*(2) Субисполнитель - сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения - непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с настоящими Правилами (пункт 1(1) Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442).
*(3) В соответствии с информацией, представленной в ходе публичных консультаций, наиболее распространенным устройством ограничения режима потребления эклектической энергии является дорогостоящее устройство ограничения потребляемой мощности (далее - УОПМ). Например, только реле ограничения мощности для УОПМ может стоить от 2 500 до 15 000 рублей, а полная стоимость одного УОПМ (без работ) составляет от 6 000 до 60 000 рублей в зависимости от максимального рабочего тока, напряжения и мощности (http://tmelectric.ru/).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.