Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования в сфере осуществления прудовой аквакультур"
(подготовлен Минсельхозом России 30.03.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования в сфере осуществления прудовой аквакультуры" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения пункта 2 раздела III протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса от 12 декабря 2018 г. N 2 о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части регулирования отношений, связанных с осуществлением аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках.
По результатам мониторинга Генеральной прокуратурой Российской Федерации практики правоприменения Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)" (далее - Закон N 143-ФЗ), которым внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) в части уточнения порядка использования водных объектов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, для осуществления прудовой аквакультуры, установлена необходимость дополнительной конкретизации его положений и исключения возможности злоупотреблений.
При этом частью 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что пруд, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находится соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Однако, если водоем расположен на водотоке (реке, ручье, канале) и включает в себя в качестве составной части такой водоток и покрытые им земли, которые в силу положений Водного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, такой водный объект может находиться только в федеральной собственности.
Частью 3 статьи 4 Закона об аквакультуре установлено, что в обводненных карьерах и прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках), а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, рыбоводные участки не выделяются.
В этой связи осуществление аквакультуры (рыбоводства) на таких водных объектах зачастую осуществляется не на основании договора пользования рыбоводным участком, а на основании имущественных прав на земельный участок (в том числе земель сельскохозяйственного назначения) под соответствующим водным объектом.
При этом в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса земли, покрытые поверхностными водами, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется формирование земельных участков.
Таким образом, соответствующие имущественные права на земельные участки зачастую успешно оспариваются контролирующими органами.
В целях установления правовых оснований в отношении использования для аквакультуры (рыбоводства) прудов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, а также гармонизации водного законодательства и законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области аквакультуры (рыбоводства), законопроектом предлагается внести изменения в Водный кодекс Российской Федерации, установив, что водные объекты с акваторией не более 200 гектаров, образованные водоподпорными сооружениями на водотоках, предоставляются в пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства) на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Кроме того, предлагается установить обязательства рыбоводного хозяйства, осуществляющего прудовую аквакультуру на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, предоставлять отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов объектов аквакультуры.
Содержащаяся в законопроекте максимальная в 200 га площадь пруда, созданного водоподпорным сооружением на водотоке, учитывает нормы, предъявляемые к максимальной площади нагульных русловых прудов (самых больших в технологическом ряде прудов полносистемного рыбоводного хозяйства), предусмотренные приказами Минрыбхоза СССР от 24 апреля 1985 г. N 241 "Об утверждении отраслевого сборника нормативно-технологической документации по товарному рыбоводству", а также рыбоводно-биологическим нормам для эксплуатации прудовых хозяйств, введенных в действие приказом Минрыбхоза СССР от 26 апреля 1985 г. N 254 (до настоящего времени не признанных утратившими силу в установленном порядке).
На основании вышеуказанных норм разрабатывались строительные нормативы и правила (СНиПы) для прудовых рыбоводных хозяйств, которые допускали строительство нагульных русловых прудов до 200 га. В этой связи большинство действующих рыбоводных хозяйств использует в прудовой аквакультуре пруды различного назначения и площади, но как правило не более 200 га максимальной площади для нагульного выращивания рыбы. Учет в законопроекте данного обстоятельства, а также информации о том, что все русловые пруды в нашей стране были построены в советский период по указанным выше нормам (после 1991 года такие пруды не строились), позволит избежать конфликта интереса между предпринимателями, осуществляющими товарное рыбоводство на указанных прудах и заинтересованными лицами, желающими заниматься пастбищным рыбоводством на рыбоводных участках, сформированных на прудах большой (более 200 га) площади.
Также законопроектом предполагается внесение коррелирующих изменений в Закон об аквакультуре.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических последствий.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), а также положения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не повлечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления и не потребует выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также уменьшения доходной части соответствующих бюджетов.
Реализация законопроекта не приведет к увеличению численности работников и фонда оплаты труда Минсельхоза России и Минприроды России, а также Росрыболовства, Росводресурсов и их территориальных органов, следовательно, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Необходимость рассмотрения проекта федерального закона Экспертным советом при Правительстве отсутствует.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Данный законопроект будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.