Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982" (далее соответственно - проект акта, Постановление N 982), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/10-19/00096152).
Разработчиком проведены публичные обсуждения в связи с размещением уведомления о начале разработки проекта акта в период с 21 октября по 1 ноября 2019 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) - в период с 21 ноября по 25 декабря 2019 г. и с 2 декабря 2019 г. по 15 января 2020 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой отражены сведения об учете или причинах отклонения замечаний и предложений, представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (далее - Заключение) повторно.
Письмом Минэкономразвития России от 10 декабря 2019 г. N 42825-СШ/Д26и проект акта был возвращен разработчику без Заключения в связи с несоблюдением порядка проведения оценки регулирующего воздействия (далее - Письмо 1). Одновременно Письмом 1 в Минпромторг России была представлена позиция по вопросу введения обязательной сертификации для мишеней по стендовой стрельбе.
Письмом Минэкономразвития России от 16 апреля 2019 г. N 11663-СШ/Д26и в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26 марта 2019 г. N ДК-П9-2305 позиция по указанному вопросу ранее также направлялась в Минпромторг России.
Согласно данным разработчика проект акта подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19 сентября 2019 г. N ДК-П9-8036.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 (далее - Перечень), в части его дополнения позицией 9616 "Инвентарь для прикладных видов спорта: Инвентарь для пулевой и стендовой стрельбы (кроме оружия и боеприпасов): мишени".
1. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 51 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее соответственно - Договор, Союз) техническое регулирование в рамках Союза осуществляется на основании принципа установления единых обязательных требований в технических регламентах Союза или национальных обязательных требований в законодательстве государств-членов к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза.
Соответствующий единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 (далее - Единый перечень Союза).
При этом государства - члены Союза не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не содержащейся в Едином перечне Союза.
Обращаем внимание разработчика, что Единый перечень Союза не содержит такого вида продукции как "Инвентарь для прикладных видов спорта. Инвентарь для пулевой и стендовой стрельбы (кроме оружия и боеприпасов): мишени".
Таким образом, включение указанного вида продукции в Перечень до внесения изменений в Единый перечень Союза представляется необоснованным.
Сообщаем, что принятие проекта акта в представленной редакции может быть квалифицировано Комиссией в качестве барьера, нарушающего положения Договора, а также функционирование внутреннего рынка в рамках Союза, и, соответственно, включено Комиссией в Перечень препятствий на внутреннем рынке Союза в сфере технического регулирования, опубликованный на официальном сайте Комиссии*(1).
Обращаем внимание, что ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2015 г. N 309 "О внесении изменения в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" были внесены изменения в Постановление N 982 в части включения в него инвентаря для зимних видов спорта (ворота хоккейные) и инвентаря для спортивных игр (ворота для футбола, ворота для гандбола, ворота для мини-футбола).
Позже Коллегией Евразийской экономической комиссии в связи с внесенными изменениями было вынесено Решение N 31 "О выполнении Российской Федерацией обязательств в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза" (принято в г. Москве 19 марта 2019 г.), в соответствии с пунктом 1 которого Российская Федерация была уведомлена о необходимости исполнения пункта 1 статьи 52 Договора при реализации Постановления N 982. В результате постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2020 г. N 14 инвентарь для спортивных игр (ворота для футбола, ворота для гандбола, ворота для мини-футбола, ворота для хоккея на траве) был исключен из Постановления N 982.
2. Кроме того, обращаем внимание на представленный в сводном отчете некорректный анализ основных групп субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием.
Согласно пункту 7.2 сводного отчета количество участников отношений оценивается разработчиком как 5. Вместе с тем пунктом 7.1.1 сводного отчета, содержащего сведения о количественной оценке структуры регулируемых субъектов по категориям, разработчиком представлены следующие данные: "микропредприятия - 130-150" (удельный вес - 50 %), "малые предприятия - 3-10" (удельный вес - 0 %), "средние предприятия - отсутствуют" (удельный вес - отсутствует), "крупные предприятия - 1" (удельный вес - 50 %).
Обращаем внимание разработчика, что представленные данные не согласуются друг с другом как в абсолютных числах (неясно, как соотносятся пять участников правоотношений из пункта 7.2 сводного отчета и приведенные в пункте 7.1.1 сводного отчета данные по субъектам регулирования отдельно по категориям, которые они представляют), так и в части удельного веса отдельных категорий регулируемых субъектов (согласно пункту 7.1.1 сводного отчета субъекты регулирования представляют три из четырех категорий, между тем удельный вес двух из них (микропредприятий и крупных предприятий) оценивается по 50 %, при этом малые предприятия, количество которых разработчиком оценено как "3-10", в расчете удельного веса вообще не представлены).
Полагаем, что представление некорректной и неточной информации может свидетельствовать о недостаточном анализе последствий реализации проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) https://barriers.eaeunion.org/ru-ru/Pages/Rossijskaya-Federaciy a-ustranyaet-barjeri--v-sfere-tehnicheskogo- regulirovaniya.aspx
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.