Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Федеральной антимонопольной службы "Об утверждении порядка согласования Федеральной антимонопольной службой графика доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения (ВН, CHI, СН2, НН), до размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)"
(от 21.03.2020 г. N 8801-АХ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа ФАС России "Об утверждении порядка согласования Федеральной антимонопольной службой графика доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения (ВН, CH1, СН2, НН), до размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)" (далее соответственно - проект акта, Порядок согласования, график доведения ставки), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 25 сентября 2019 N ДК-П9-177пр, а также пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2019 г. N 1450 "О внесении изменений в пункт 81(5) основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - постановление N 1450).
На основании пунктов 1.6 и 1.7 сводного отчета может быть сделан вывод, что целью проекта акта является оптимизация последовательности административных процедур (действий), предпринимаемых органами государственного контроля (надзора) в процессе осуществления государственного регулирования.
В соответствии с пунктом 7.1 сводного отчета предлагаемым проектом акта могут быть затронуты интересы 1 724 субъектов, в том числе субъектов электроэнергетики, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 28 января по 25 февраля 2020 г. посредством размещения указанных документов ? на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/08/01-20/00098959).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России в период с 4 по 10 марта 2020 г. проведены публичные консультации по проекту акта, по итогам которых в Минэкономразвития России поступили позиции Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия, Министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Министерства экономического развития Приморского края, Министерства экономического развития Хабаровского края, ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ПАО "МОЭК", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Управления экономической политики администрации Тамбовской области совместно с Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области, ПАО "Россети", ПАО "РусГидро", которые частично учтены в настоящем заключении.
Минэкономразвития России по результатам рассмотрения проекта акта обращает внимание на наличие следующих возможных рисков его принятия в представленной редакции.
1. Проектом акта предполагается утвердить Порядок согласования, вместе с тем следует обратить внимание, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрены методические указания по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемые в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей. Следует обратить внимание, что постановлением N 1450 предусмотрено утверждение соответствующих методических указаний.
Учитывая изложенное, представляется необходимым проработать вопрос об установлении достаточного переходного периода для вступления в силу проекта акта, поскольку в отсутствие действующих методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, проектируемое проектом акта регулирование может являться невыполнимым для высших должностных лиц субъекта Российской Федерации, поскольку график доведения ставки должен быть рассчитан в соответствии с указанными методическими указаниями.
2. В соответствии с пунктом 4 Порядка согласования заявление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - заявитель), направленное в ФАС России на бланке заявителя (далее - заявление), о согласовании представляется в ФАС России не позднее 20 календарных дней со дня принятия ФАС России балансовых решений*(1), сроки принятия которых установлены пунктом 60 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее соответственно - постановление N 1178, Основы ценообразования).
Кроме того, согласно пункту 5 Порядка согласования в случае отсутствия каких-либо документов, прилагаемых к заявлению в соответствии с настоящим Порядком, заявление к рассмотрению не принимается и возвращается заявителю в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в ФАС России с указанием причин возврата.
Вместе с тем пунктом 9 Порядка согласования предусматривается, что решение по результатам рассмотрения заявления принимается ФАС России не позднее 30 рабочих дней со дня принятия его к рассмотрению.
При этом совокупностью абзацев первого и седьмого пункта 30 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением N 1178, установлено, что до 31 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов представляет в ФАС России заверенную копию решения об установлении тарифов, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов, о территориальных сетевых организациях, в отношении которых установлены (пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования, территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем периоде регулирования, в отношении которых не установлены (не пересмотрены) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования.
Таким образом, Порядком согласования предполагается регулирование, которое может быть невыполнимым на практике, поскольку заявление о согласовании графиков доведения ставки представляется в ФАС России не позднее 20 календарных дней со дня принятия балансовых решений, которое с учетом продления сроков может быть подано до 20 декабря, а решение по результатам рассмотрения заявления принимается ФАС России не позднее 30 рабочих дней со дня принятия заявления к рассмотрению. Таким образом, решение о согласовании графика доведения ставок может быть направлено в орган исполнительной власти в конце января - начале февраля следующего года (очередного расчетного периода регулирования).
При этом необходимо обратить внимание, что положением пункта 5 Порядка согласования в случае отсутствия каких-либо документов, прилагаемых к заявлению, заявление к рассмотрению не принимается и возвращается заявителю в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в ФАС России с указанием причин возврата, что может привести к переносу сроков рассмотрения заявления о согласовании графиков доведения ставок на январь следующего года (очередного расчетного периода регулирования).
Таким образом, в связи с предлагаемыми сроками принятия ФАС России решения о согласовании графиков доведения ставки (30 рабочих дней) и возвращения заявления заявителю (10 рабочих дней) возникает вероятность несоблюдения сроков принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. Следует обратить внимание, что при отказе ФАС России в согласовании графика доведения ставки перекрестного субсидирования в соответствии с пунктом 81(5) Основ ценообразования, в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, в составе которых учитывается ставка перекрестного субсидирования, без согласования с ФАС России, такое превышение компенсируется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации*(2).
Учитывая изложенное, представляется необходимым проработать вопрос о сокращении сроков прохождения согласительных процедур (рассмотрения и возврата), проводимых ФАС России.
3. В соответствии с приложением к проекту акта график доведения ставок утверждается на 5 лет. Согласно прилагаемой к Порядку согласования форме графика доведения ставок указывается сумма перекрестного субсидирования, экономически обоснованные тарифы на услуги по передаче электроэнергии, утвержденные тарифы с учетом перекрестного субсидирования для группы потребителей "Прочие". Представляется, что на практике произвести расчет величины перекрестного субсидирования и других показателей на 5 лет будет крайне затруднительным, поскольку величина необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций зависит от расходов и корректировки недополученных или излишне полученных доходов по фактическим данным, балансовых показателей объема электроэнергии, величины полезного отпуска. Таким образом, могут возникнуть риски невыполнения согласованного графика доведения ставок.
При этом следует обратить внимание, что положениями Порядка согласования не установлены правила пересмотра согласованного графика доведения ставок, что несет риски невыполнения абсолютной величины показателей, установленных графиком доведения ставок сроком на 5 лет. Так, в соответствии с позицией, представленной в ходе публичных консультаций, выполнение графика доведения ставок до коэффициента К=1*(3) может привести к изменению тарифа на услуги по передаче электроэнергии*(4) (детальные примеры расчетов возможных тарифных последствий, представленные ПАО "Россети", приведены в Приложении N 2 к настоящему заключению). Вместе с тем проектируемый 5-летний период графиков доведения ставок представляется избыточным, поскольку на практике несет риск необходимости ежегодного пересогласования указанного графика.
Учитывая изложенное, представляется необходимым проработать вопрос об установлении процедуры пересогласования ранее согласованного графика доведения ставок, а также рассмотреть вопрос о корректировке периода исполнения графика доведения на меньший период регулирования.
4. Положением пункта 10 Правил согласования предполагается, что по результатам рассмотрения заявления ФАС России принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании графика доведения ставки.
4.1. Вместе с тем положениями Порядка согласования не предусмотрены критерии, на основании которых производятся рассмотрение и принятие решения о согласовании графика доведения ставки или отказа в указанном согласовании.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным установить соответствующие критерии.
4.2. Положениями Порядка согласования не предусмотрена процедура, необходимая для проведения согласования графика доведения ставки после получения отказа в его согласовании.
Таким образом, представляется необходимым установить порядок проведения повторного согласования графиков доведения ставки после получения отказа в согласовании графиков доведения ставки в соответствии с пунктом 5 Порядка согласования.
5. Положением пункта 2 Порядка согласования предусматривается, что Порядок согласования разработан в целях согласования ФАС России графиков доведения ставок перекрестного субсидирования, дифференцированных по уровням напряжения, утверждаемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 81(5) Основ ценообразования.
При этом в соответствии с абзацем шестнадцатым пункта 81(5) Основ ценообразования при наличии утвержденного графика доведения ставки допускается установление до 1 января 2025 г. органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по согласованию с ФАС России, Минэкономразвития России и Минэнерго России единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, в составе которых учитывается ставка перекрестного субсидирования в размере, отличном от размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования.
Необходимо отметить, что пунктом 81(5) Основ ценообразования предусмотрены положения, в соответствии с которыми график и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, в составе которых учитывается ставка перекрестного субсидирования в размере, отличном от размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, устанавливаются ФАС России по согласованию с Минэкономразвития России и Минэнерго России. Однако процедура проведения соответствующего согласования с Минэкономразвития России и Минэнерго России не установлена. Учитывая изложенное, представляется необходимым проработать вопрос об определении указанной процедуры в целях недопущения установления неисполнимого регулирования либо конкретизировать пункт 2 Правил согласования.
6. Приложением к проекту акта проектируются формы графика доведения ставок перекрестного субсидирования по уровням напряжения в субъектах Российской Федерации (далее - форма). При этом следует обратить внимание, что из редакции проекта акта остается не вполне ясным ряд вопросов. Так, непосредственно в редакции проекта акта отсутствует отсылочное положение на форму графика доведения ставки, что несет риски неопределенности правоприменения указанного положения.
Кроме того, представляется не вполне обоснованным установление конкретного периода в указанной форме, поскольку действующим законодательством такая конкретизация не предусмотрена.
Учитывая изложенное, представляется целесообразным установить в проекте акта соответствующую ссылку на приложение к проекту акта, а также проработать вопрос об обосновании разработчиком и последующей возможности исключения указания на конкретный период в форме.
Дополнительно обращаем внимание, что при проведении публичных консультаций поступили отдельные предложения и замечания, рекомендуемые для рассмотрения разработчику в целях их возможного учета при доработке проекта акта (прилагаются).
Проект акта регулирует вопросы установления полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и несет риск возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
Приложение N 1
к заключению об оценке регулирующего
воздействия на проект приказа ФАС России
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности по проекту приказа ФАС России "Об утверждении порядка согласования Федеральной антимонопольной службой графика доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения (ВН, CHI, СН2, НН), до размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)"
(далее - проект акта, Порядок согласования)
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие, а также в ряд органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 19 отзывов от:
1. Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний;
2. Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края;
3. Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам;
4. Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области;
5. Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края;
6. Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области;
7. Комитета по экономике и развитию Курской области;
8. Министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области;
9. Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия;
10. Министерства экономического развития Приморского края;
11. Министерства экономического развития Хабаровского края;
12. Региональной энергетической комиссии Тюменской области Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры Ямало-Ненецкого Автономного округа;
13. Управления экономической политики администрации Тамбовской области совместно с Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области;
14. АО "Объединенная энергетическая компания";
15. АО "ЛОЭСК";
16. ООО "Кузбасская энергосетевая компания";
17. ПАО "МОЭК";
18. ПАО "Россети";
19. ПАО "РусГидро".
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту акта
N п/п |
Пункт проекта акта |
Замечания и (или) предложения |
1. |
В целом по проекту акта |
Требуется переходный период с применением практики для пилотных проектов. |
2. |
В целом по проекту акта |
Предлагается проработать вопрос об распределении перекрестного субсидирования на прямых потребителей ПАО "ФСК ЕЭС", а также вывод тарифов на электроэнергию для населения из платы граждан предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации". |
3. |
В целом по проекту акта |
Предлагается пересмотреть приложения N 6 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования) с учетом объективных причин изменения величины перекрестного субсидирования в текущем периоде (2020 г.) в том числе из-за снижения полезного отпуска потребителям (снижения объемов "ОПЕК+") и переход потребителей на прямые договоры с ПАО "ФСК ЕЭС". |
4. |
В целом по проекту акта |
Величина перекрестного субсидирования в 2020 году может превышать на 3 млрд. рублей аналогичную величину предложенного на 2021 год. |
5. |
В целом по проекту акта |
Предлагаем также рассмотреть вариант формирования графика доведения ставок перекрестного субсидирования для регионов на уровне ФАС России с последующим согласованием с высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. |
6. |
В целом по проекту акта |
Принимая во внимание, что график доведения ставок перекрестного субсидирования затрагивает формирование тарифов на услуги по передаче электроэнергии, а, следовательно, интересы территориальных сетевых организаций, необходимо предусмотреть процедуру участия представителей территориальных сетевых организаций на заседании правления регионального регулирующего органа по рассмотрению проекта заявления о согласовании графика. |
7. |
В целом по проекту акта |
Необходимо отметить, что Проект определяет процедуру согласования Федеральной антимонопольной службой графиков доведения ставок перекрестного субсидирования, дифференцированных по уровням напряжения, утверждаемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, и не предусматривает определение достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании тарифов. Утверждение порядка согласования Федеральной антимонопольной службой графика доведения ставки перекрестного субсидирования до среднего уровня предусмотрено пунктом 2 постановления N 1450 и неразрывно связано c вопросом определения величины перекрестного субсидирования и ее распределением по уровням напряжения в соответствии с методикой определения величины и ставки перекрестного субсидирования, а также с разрабатываемыми в соответствии с постановлением N 1450 методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей (далее - Методика по расчету тарифов для прочих потребителей). Поэтому, для оценки актуальности проблемы необходимо утвердить Методику по расчету тарифов для прочих потребителей, на основании которой произвести расчеты экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, после чего определить справедливые подходы по учету ставки перекрестного субсидирования в единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электроэнергии. До принятия Методики по расчету тарифов для прочих потребителей утверждение порядка согласования графика доведения ставок перекрестного субсидирования до среднего уровня является преждевременным. |
8. |
В целом по проекту акта |
Более эффективный способ решения проблемы, связанной с ростом перекрестного субсидирования, это справедливое распределение перекрестного субсидирования на всех потребителей магистрального и распределительного электросетевого комплекса, что позволит снизить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии. Кроме того, необходимо утверждение порядка расчета экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электроэнергии, которые будут являться базой для определения величины перекрестного субсидирования, а также порядка расчета "котловых" тарифов на услуги по передаче электроэнергии с учетом ставки перекрестного субсидирования. |
9. |
В целом по проекту акта |
Так, в отсутствие утвержденного сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) на период до 2025 года невозможно установление достоверных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на указанный период. |
10. |
В целом по Порядку согласования |
Перекрестное субсидирование - объем средств, возникающий в результате занижения тарифов для населения и включаемый в тариф прочих потребителей (экономически обоснованные тарифы населения выше в силу технологических особенностей сетей высокого и низкого напряжения). Вместе с тем, в результате принятия Порядка согласования, по сути, будет постепенно вводиться механизм равномерного перераспределения перекрестного субсидирования между уровнями напряжения единых (котловых) тарифов. Согласно графикам доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения, к 2025 году должно быть обеспечено установление средних ставок перекрестного субсидирования на высокое напряжение (ВН), среднее первое напряжение (СН1), среднее второе напряжение (СН2) и низкое напряжение (НН). Для достижения этой цели регулирующие органы будут вынуждены "замораживать" или снижать тарифы на тех уровнях напряжения, где ставка перекрестного субсидирования намного превышает среднюю величину (как правило, на ВН и СН1) и повышать тарифы на уровнях напряжения, где доля перекрестного субсидирования ниже средней. Последствия принятия таких решений будут однозначно негативные: либо существенный (сверх параметров прогноза) рост тарифов для бюджетных потребителей, малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, либо в случае "заморозки" и снижения тарифов - решение проблемы за счет распределительных сетей, сокращение средств на инвестиционные и ремонтные программы и, как следствие, снижение уровня надежности и качества услуг по передаче электрической энергии. |
11. |
В целом по Порядку согласования |
В Порядке согласования не отражены положения пункта 81(5) Основ ценообразования о согласовании графика доведения ставок перекрестного субсидирования с Минэкономразвития России и Минэнерго России. ФАС России, Минэнерго России и Минэкономразвития России являются равноправными участниками процесса согласования, в связи с чем считаем необходимым направлять в указанные федеральные органы полный пакет документов, в том числе представленные дополнительные материалы. Также, в Порядке согласования не отражена возможность и основания отказа Минэкономразвития России и Минэнерго России в согласовании графика доведения ставок перекрестного субсидирования до средней величины, не установлена процедура согласования графика при наличии отрицательного решения Минэкономразвития России или Минэнерго России. |
12. |
В целом по Порядку согласования |
Предлагается предварительно согласовывать с субъектами электроэнергетики проектируемые графики доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения (ВН, CHI, СН2, НН), до размера ставки, рассчитанного в соответствии с методическими указаниями по расчету величины. |
13. |
В целом по Порядку согласования |
Высокодотационный бюджет Тамбовской области не имеет возможности субсидировать потребителей, в основном, сельскохозяйственные предприятия и субъекты малого бизнеса, подключенных на этом уровне напряжения. |
14. |
В целом по Порядку согласования |
Соблюдение условий перераспределения перекрестного субсидирования в соответствии с методическими указаниями осуществлять в процессе контроля установления единых котловых тарифов. В связи с тем, что предлагается доведение перекрестного субсидирования до средней ставки, следует и расчет единых котловых тарифов производить по средней ставке. |
15. |
В целом по Порядку согласования |
В течение последних трех лет ФАС России утверждает предельные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии с ростом по всем уровням напряжения на едином уровне в рамках прогнозного роста "сетевых" тарифов. Расчет ставок перекрестного субсидирования в соответствии с новой методикой ФАС России усредняет данную ставку по всем уровням напряжения (единая ставка). В случае доведения ставок до среднего уровня, рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии по уровням напряжения значительно превысит параметры Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Кроме того, график доведения ставок перекрестного субсидирования должен учитываться ФАС России при утверждении предельных уровней тарифов. |
16. |
Пункты 3 Порядка согласования |
Пункт 3 Порядка согласования предусматривает предоставление решения органами исполнительной власти об установлении единых котловых тарифов до 20 ноября, которое принимается в конце декабря, что представляется не вполне ясным. |
17. |
Пункт 4 Порядка согласования |
Предлагается предусмотреть направление заявления о согласовании графика доведения ставки перекрестного субсидирования в ФАС России в сроки, предусмотренные пунктом 16 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (до 15 июля), а срок принятия решения по результатам рассмотрения заявления ФАС России синхронизировать со сроком принятия ФАС России балансовых решений в соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования (до 1 ноября). Кроме того, в Порядке согласования не отражены положения пункта 81 (5) Основ ценообразования о согласовании графика доведения ставок перекрестного субсидирования с Минэкономразвития России и Минэнерго России. |
18. |
Приложение к проекту акта |
Предлагается "График доведения ставок перекрестного субсидирования, дифференцированных по уровням напряжения по - "Наименование субъекта Российской Федерации", что указанный график должен учитывает показатели с 2021 по 2026 г. г., так как в настоящее время отсутствуют утвержденные Методические указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования у регулирующего органа нет возможности произвести необходимые расчеты ставок перекрестного субсидирования. Кроме того, в отсутствие утвержденного прогнозного баланса на последующие годы считаем невозможным установление достоверных тарифов (ставок) на услуги по передаче электрической энергии. |
19. |
Приложение к проекту акта |
Считаем целесообразным осуществлять утверждение показателей только в разбивке по полугодиям. Тарифные решения принимаются в соответствии с формами, утвержденными приказом ФАС России от 28 марта 2013 г. N 313-э "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов" (далее - Регламент). В составе тарифных решений согласно Регламента публикуются и экономически обоснованные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии отдельно по полугодиям. Регламентом не предусмотрено утверждение единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на год, предусмотрена утверждение тарифов только в разбивке по полугодиям. |
Приложение N 2
к заключению об оценке регулирующего воздействия
на проект приказа ФАС России
Оценка изменения единых (котловых) тарифов при расчете величины и ставки перекрестного субсидирования в соответствии с проектом Методических указаний по Ленинградской области | ||||||
Показатель |
Единица измерения |
II полугодие 2019 |
||||
Всего |
ВН |
СН1 |
СН2 |
НН |
||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тарифы, утвержденные решением регионального органа регулирования на текущий период |
|
|
|
|
|
|
Ставка на содержание (прочие потребители) |
руб/МВт мес |
1 660 329,46 |
1 611 173,45 |
1 701 048,12 |
1 599 695,76 |
1 862 826,10 |
Плановый объем заявленной мощности (прочие потребители региона) |
МВт |
1 211,78 |
622,58 |
42,35 |
311,08 |
235,76 |
Показатель |
Единица измерения |
II полугодие 2019 |
||||
Всего |
ВН |
СН1 |
СН2 |
НН |
||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Оценка 2019 год в сопоставимых условиях НВВ и ПО (k1,k2,k3,k4 >= 1) |
|
|
|
|
|
|
Ставка на содержание (прочие потребители) |
руб/МВт мес |
1 307 553,59 |
520 077,99 |
810 702,95 |
1 669 023,45 |
2 999 378,53 |
Изменение тарифов |
|
|
|
|
|
|
Ставка на содержание (прочие потребители) |
% |
-21,25% |
-67,72% |
-52,34% |
4,33% |
61,01% |
Изменение платежа потребителя |
|
|
|
|
|
|
По ставке на содержание (прочие потребители) |
тыс руб. |
|
- 4 075 785,18 |
- 226 261,99 |
129 398,26 |
1 607 732,33 |
Оценка изменения единых (котловых) тарифов при расчете величины и ставки перекрестного субсидирования в соответствии с Проектом Методических указаний по Белгородской области | ||||||
Показатель |
Единица измерения |
II полугодие 2019 |
||||
Всего |
ВН |
СН1 |
СН2 |
НН |
||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тарифы, утвержденные решением регионального органа регулирования на текущий период |
|
|
|
|
|
|
Ставка на содержание (прочие потребители) |
руб/МВт мес |
1 246 522,87 |
1 347 120,02 |
1 615 825,45 |
1 136 314,92 |
1 228 371,86 |
Плановый объем заявленной мощности (прочие потребители региона) |
МВт |
657,26 |
200,87 |
37,74 |
288,37 |
130,27 |
Показатель |
Единица измерения |
II полугодие 2019 |
||||
Всего |
ВН |
СН1 |
СН2 |
НН |
||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Оценка 2019 год в сопоставимых условиях НВВ и ПО (k1,k2,k3,k4 >= 1) |
|
|
|
|
|
|
Ставка на содержание (прочие потребители) |
руб/МВт мес |
1 423 994,88 |
906 230,53 |
1 073 414,61 |
1 565 017,84 |
2 011 755,90 |
Изменение тарифов |
|
|
|
|
|
|
Ставка на содержание (прочие потребители) |
% |
|
-32,73% |
-33,57% |
37,73% |
63,77% |
Изменение платежа потребителей |
|
|
|
|
|
|
По ставке на содержание (прочие потребители) |
тыс руб. |
|
-531 370 |
-122 832 |
741 756 |
612 314 |
Оценка изменения единых (котловых) тарифов при расчете величины и ставки перекрестного субсидирования в соответствии с проектом Методических указаний по Республике Мордовия | |||||||
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
II полугодие 2019 |
||||
Всего |
ВН |
СН1 |
СН2 |
НН |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тарифы, утвержденные решением регионального органа регулирования на текущий период |
|
|
|
|
|
||
1 |
Ставка на содержание (прочие потребители) |
руб/МВт мес |
1 046 653,68 |
966 560,71 |
954 460,20 |
1 075 703,21 |
1 115 625,28 |
7 |
Плановый объем заявленной мощности (прочие потребители региона) |
МВт |
361,05 |
131,23 |
4,75 |
114,60 |
110,47 |
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
II полугодие 2019 |
||||
Всего |
ВН |
СН1 |
СН2 |
НН |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Оценка 2019 год в сопоставимых условиях НВВ и ПО (k1,k2,k3,k4 >= 1) |
|
|
|
|
|
||
22 |
Ставка на содержание (прочие потребители) |
руб/МВт мес |
1 671 472,57 |
1 333 652,68 |
1 400 371,93 |
1 702 261,51 |
2 052 488,61 |
Изменение тарифов |
|
|
|
|
|
||
25 |
Ставка на содержание (прочие потребители) |
% |
|
37,98% |
46,72% |
58,25% |
83,98% |
Изменение платежа потребителей |
|
|
|
|
|
||
|
По ставке на содержание (прочие потребители) |
тыс руб. |
|
289 047,88 |
12 699,08 |
430 814,45 |
620 982,88 |
-------------------------------------------
*(1) Согласно пункту 60 Основ ценообразования балансовые решения принимаются не позднее чем за 2 месяца до начала соответствующего периода регулирования. Срок принятия балансовых решений может быть продлен Федеральной антимонопольной службой, но не более чем на 30 дней.
*(2) На территории Курской области, по предварительной оценке, на 2021 год данная сумма составляет порядка 800 млн рублей.
*(3) Коэффициент К предусмотрен проектом методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей.
*(4) В Тамбовской области прогнозируется прирост ставки на содержание единого (котлового) тарифа на 30 % (105 млн рублей) на НН.
в Ленинградской области прогнозируется снижение ставки на содержание единого (котлового) тарифа на ВН на 68% (1,2 млрд рублей) и прирост на 61 % (54 млн рублей) на НН.
в Белгородской области снижение ставки на содержание единого (котлового) тарифа на ВН на 33 % (123 млн рублей), на СН1 - 34 % (39 млн рублей), при этом прирост на СН2 - 38 % (47 млн рублей), НН-64 % (23 млн рублей).
в Республике Мордовия прирост ставки на содержание единого (котлового) тарифа составит 38 % (56 млн рублей на ВН), 47 % (28 млн рублей на СН1), 58 % (37 млн рублей на СН2) и 83 % (1.6 млн рублей на НН).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.