Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О совершенствовании порядка взаимодействия между энергосбытовыми, сетевыми организациями и потребителями электрической энергии (мощности), в целях укрепления платежной дисциплины субъектов электроэнергетики"
(подготовлен Минэнерго России 23.04.2020 г.)
Настоящий проект постановления (далее - проект) разработан в целях совершенствования порядка определения объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии и объемов покупки электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии в электрических сетях между сетевыми и энергосбытовыми организациями
Проектом предлагается упростить порядок расчета объема безучетного потребления электрической энергии в случае непредставления потребителем показаний прибора учета или безучетного потребления приравненными к населению категориями потребителей, а также в случае истечения срока межповерочного интервала прибора учета, взамен действующего расчетного способа определения объема потребления электрической энергии, учитывающего максимальную мощность энергопринимающих устройств или величину допустимой длительной токовой нагрузки соответствующего вводного провода (кабеля) и количество часов в расчетном периоде (в результате определенный таким способом объем электрической энергии, учитываемый при расчетах с потребителем, существенно превышает его среднемесячное потребление (в 20 - 1000 раз)) предлагается определять объем потребления электрической энергии потребителя исходя из его статистики потребления, увеличенной в полтора раза.
По мнению Минэнерго России, вышеуказанные предложения должны привести к сокращению количества разногласий между сетевыми и энергосбытовыми организациями.
Также положениями указанного проекта предлагается утвердить перечень сведений, обязательных к передаче гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в сетевую организацию по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (первичная информация об объемах потребления электроэнергии в отношении каждого энергопринимающего устройства, уровень напряжения, показания приборов учета, включая почасовые, выбранный вариант тарифа).
По мнению Минэнерго России, подобные требования приведут к более прозрачным взаимоотношениям между сетевыми и энергосбытовыми организациями и позволят эффективнее верифицировать объемы встречных обязательств.
Анализ практики применения действующего порядка введения ограничения режима потребления электрической энергии в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, (далее - Правила) выявил некоторые трудности, с которыми сталкиваются субъекты розничных рынков.
Проектом также предлагаются меры, направленные на совершенствование порядка ограничения потребителей-неплательщиков, способствующие, по мнению Минэнерго России, сокращению задолженности энергосбытовых организаций перед сетевыми организациями, связанной с неплатежами недобросовестных потребителей электроэнергии.
Так, действующая система ограничения режима потребления предусматривает ввод ограничения по всем точкам поставки. Однако количество точек поставки и (или) объектов электроэнергетики, определяемых в договоре, может достигать нескольких сотен. При этом на практике ограничение потребителя по части точек поставки в большинстве случаев является достаточной мерой для прекращения нарушения потребителем платежной дисциплины. Поэтому проектом предлагается предоставление возможности исполнителю ограничивать только часть точек поставки, указанных в договоре.
Проектом дополняется условие возобновления подачи электрической энергии в части необходимости устранения задолженности, образовавшейся не только на дату направления уведомления о введения ограничения, но и в период времени, на который было введено ограничение, включая случай бездоговорного потребления и нарушения введенного порядка ограничения.
Проект уточняет порядок взаиморасчетов между инициатором и исполнителем по оплате компенсации введенного ограничения.
В соответствии с действующим порядком ограничения транзитных потребителей необходимо определять величину потерь, возникших в их объектах электросетевого хозяйства в соответствии с приказом Минэнерго России от 30 декабря 2008 г. N 326 (исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства потребителя-неплательщика, который не заинтересован в предоставлении указанных параметров). Проектом упрощается порядок определения объема вводимого ограничения в отношении транзитных потребителей, а именно: величина потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства такого потребителя определяется как 5 % предельного объема потребления электрической энергии указанным потребителем в соответствующий час.
Проектом также уточняется порядок определения для целей введения ограничения величины максимальной мощности, в случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, и потребитель электрической энергии (мощности) не обратился в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении в порядке.
Проектом предлагается упрощение составления акта о введении ограничения режима потребления, акта о необеспечении доступа, акта проверки введенного ограничения режима потребления и акта о возобновлении подачи электрической энергии и способов уведомления потребителя о предстоящем введении режима ограничений.
Проектом упрощается порядок уведомлений, предусмотренных Правилами (включение текста уведомления в счет на оплату, публикация на сайте инициатора в отсутствие предусмотренного договором порядка уведомления). Уточняется также адрес направления уведомления и порядок получения уведомления.
Проектом упрощается процедура установления достоверности акта о введении ограничения (кроме подтверждения двумя незаинтересованными лицами вводится возможность подтверждения путем фотосьемки и видеозаписи).
Проектом также устанавливается порядок взаимодействия инициатора и исполнителя (субисполнителя) при введении ограничения режима потребления в жилых домах (домовладениях).
Проектом включаются в перечень категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного теплоснабжения (только в отопительный период).
Проектом вносятся изменения в Правила в части корректировки сроков по введению ограничения режима потребления в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации".
Проектом уточняются функции Ассоциации "НП Совет рынка" по осуществлению мониторинга ценовой ситуации оптового рынка электрической энергии и мощности.
Проект вносит изменения в следующие нормативные правовые акты:
- Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442;
- Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442;
- Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 861.
Принятие проекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.