Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы)"
(подготовлен Минфином России 27.04.2020 г.)
Проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N СА-П13-11206 в целях дальнейшего упрощения требований к представлению организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, завершения реализации концепции "одного окна" представления такой отчетности.
По результатам принятых в 2018-2019 гг. мер с 1 января 2020 г. упрощен порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2020 г.) бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит представлению организациями только в один адрес: в зависимости от вида экономической деятельности в налоговый орган либо в Банк России (для кредитных и некредитных финансовых организаций, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору). Отменена обязанность организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики.
В соответствии с указанным Федеральным законом, а также Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2019 N 631), с 1 января 2020 г. ФНС России приступила к осуществлению полномочий по формированию и ведению общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - ГИРБО). В него включается годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов, обязанных составлять ее, и аудиторские заключения о ней (в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) (далее - аудиторские заключения). В ГИРБО не включается бухгалтерская (финансовая) отчетность: организаций бюджетной сферы; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 N 35. ФНС России будет обеспечен свободный доступ всем заинтересованным лицам к информации, содержащейся в этом ресурсе, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, все государственные органы смогут получать бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней из ГИРБО, начиная с отчетности за 2019 г. При этом уже сейчас в силу положений отдельных федеральных законов в некоторых случаях предусмотрено получение государственными органами указанных документов из ГИРБО, а не от организаций непосредственно. Это касается положений:
Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 2 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 71), в соответствии с которыми органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, при предоставлении таких услуг не вправе требовать от заявителя документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов;
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 8 статьи 7), в соответствии с которыми органы государственного и муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок запрашивают и получают от иных государственных органов документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень. В целях реализации указанных положений распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01.11.2016 N 2326-р и от 19.04.2016 N 724-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.10.2019 N 2280-р) утверждены соответствующие перечни документов и сведений, включающие, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций и аудиторские заключения о ней.
Вместе с тем другие федеральные законы содержат требования представления организациями в адрес федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней помимо представления такой отчетности в целях формирования ГИРБО. Это приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, а также дублированию функций государственных органов по получению и обработке такой отчетности.
Проектом федерального закона предлагается внести в ряд федеральных законов изменения, предусматривающие отмену обязанности организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов и получение государственными органами этих документов из ГИРБО.
Указанные изменения сформированы на основании анализа предложений федеральных органов исполнительной власти, полученных по результатам проведенной в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 23.03.2019 N СА-П13-2193 инвентаризации требований представления в адрес этих органов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и аудиторских заключений о ней, а также сведений из годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных нормативными правовыми актами.
Одновременно, поскольку частью 5 статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" определены широкие временные рамки представления организациями аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО, законопроектом предлагаются изменения, устанавливающие для отдельных организаций (некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, туроператоров, организаторов азартных игр) срок проведения аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. В законопроекте данный срок определен исходя из срока представления этими организациями аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в федеральные органы исполнительной власти, установленного нормативными правовыми актами. Данные положения законопроекта обеспечивают своевременное получение (в действующие сроки) федеральными органами исполнительной власти из ГИРБО аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных организаций.
Кроме того, законопроектом предлагаются отдельные терминологические уточнения в соответствии с терминологией Федерального закона "О бухгалтерском учете" и Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Проект федерального закона содействует реализации задач государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 320. В качестве одного из направлений реализации основного мероприятия 3.5 государственной программы предусмотрено обеспечение условий перехода к представлению бухгалтерской отчетности по принципу "одного окна" (приложение N 2 к государственной программе в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 370).
Проект федерального закона содержит положения, отменяющие или изменяющие (облегчающие) установленные обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях (это положения законопроекта, предусматривающие отмену или изменение требований представления в государственные органы бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) аудиторского заключения о ней в целях контроля за деятельностью организаций, осуществляющих определенные виды деятельности: статьи 1, 2, 5, 7, 8, 12 законопроекта). В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, а также положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать реализации концепции "одного окна" при представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы и как результат - снижению административной нагрузки на отчитывающиеся субъекты, повышению отчетной дисциплины и снижению рисков манипулирования данными бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой организациями в различные адреса, устранению дублирования функций государственных органов по получению и обработке бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.