Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минтрансом России 27.04.2020 г.)
1. Общие характеристики правового акта
1.1. По внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1798 "О предоставлении в 2019 году субсидии из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - воздушных судов отечественного производства"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Министерству транспорта Российской Федерации предусмотрены средства федерального бюджета на 2019 год в объеме 4 900 000,0 тыс. рублей на реализацию мероприятия по предоставлению субсидии публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания", г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, в целях обеспечения поддержки продаж воздушных судов отечественного производства в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Правительством Российской Федерации постановлением от 24 декабря 2019 г. N 1798 "О предоставлении в 2019 году субсидии из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - воздушных судов отечественного производства" принято решение о предоставлении ПАО "ГТЛК" субсидии из федерального бюджета в 2019 году в объеме 4 900 000,0 тыс. рублей на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - воздушных судов отечественного производства в целях обеспечения поддержки их продаж в рамках подпрограммы "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Министерством транспорта Российской Федерации 28 декабря 2019 г. заключено с ПАО "ГТЛК" соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическому лицу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанного юридического лица, и (или) на приобретение им объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставного капитала такого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации N 103-21-2019-003.
Предметом указанного соглашения является предоставление ПАО "ГТЛК" из федерального бюджета в 2019 году субсидии в размере 4 900 000,0 тыс. рублей на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - воздушных судов отечественного производства в целях обеспечения поддержки их продаж в рамках подпрограммы "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" с последующим увеличением уставного капитала ПАО "ГТЛК" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1798 "О предоставлении в 2019 году субсидии из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" и в соответствии с федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ПАО "ГТЛК" 31 декабря 2019 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) объявлено четыре открытых конкурса на поставку воздушных судов отечественного производства.
В соответствии с пунктом 31 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, Министерством транспорта Российской Федерации принято решение о наличии потребности в направлении неиспользованных в 2019 году бюджетных ассигнований на увеличение в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидии ПАО "ГТЛК" для оплаты денежных обязательств, возникших в связи с объявленными конкурсными процедурами.
Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке внесены изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и казначейским уведомлением от 10 марта 2020 г. N 103/018 по коду расходов бюджетной классификации 103 0408 24 3 01 60481 800 доведены лимиты бюджетных обязательств на 2020 год в объеме 4 900 000,0 тыс. рублей.
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусматривает изменение срока предоставления ПАО "ГТЛК" субсидии из федерального бюджета с 2019 на 2020 год.
Приобретение воздушных судов планируется в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1798:
самолетов Л-410, 3 единиц - в 2020 году;
вертолетов Ми-8, 7 единиц, вертолетов Ансат, 3 единиц, самолетов Сухой Суперджет, 2 единиц, самолетов Л-410, 2 единиц - в 2021 году.
1.2. По внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1825 "О предоставлении в 2019 и 2021 годах субсидий из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - гражданских судов водного транспорта"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" и Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Министерству транспорта Российской Федерации предусмотрены средства федерального бюджета в 2019 году в объеме 5 655 223,0 тыс. рублей и в 2021 году в объеме 5 000 000,0 тыс. рублей на реализацию мероприятия по предоставлению в 2019-2021 годах субсидии из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - гражданских судов водного транспорта.
Правительством Российской Федерации постановлением от 25 декабря 2019 г. N 1825 "О предоставлении в 2019 и 2021 годах субсидий из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - гражданских судов водного транспорта" принято решение о предоставлении в 2019 и 2021 годах субсидий из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - гражданских судов водного транспорта в рамках основного мероприятия "Предоставление государственной поддержки российским транспортным компаниям, пароходствам, организациям рыбохозяйственного комплекса в целях приобретения гражданских судов и (или) утилизации отдельных групп судов" подпрограммы "Государственная поддержка" государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений".
Министерством транспорта Российской Федерации 28 декабря заключено с ПАО "ГТЛК" соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета юридическому лицу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанного юридического лица, и (или) на приобретение им объектов недвижимого имущества с последующим увеличением уставного капитала такого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации N 103-21-2019-002.
Предметом указанного соглашения является предоставление ПАО "ГТЛК" из федерального бюджета в 2019 году субсидии в размере 5 655 223,0 тыс. рублей на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - гражданских судов водного транспорта в целях лизинга, аренды таких судов в рамках подпрограммы "Государственная поддержка" государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений" с последующим увеличением уставного капитала ПАО "ГТЛК" в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1825 и в соответствии с федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ПАО "ГТЛК" 30 декабря 2019 г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) объявлено шесть открытых конкурсов на поставку гражданских судов водного транспорта.
В соответствии с пунктом 31 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, Минтрансом России принято решение о наличии потребности в направлении неиспользованных в 2019 году бюджетных ассигнований на увеличение в 2020 году бюджетных ассигнований на предоставление субсидии ПАО "ГТЛК" для оплаты денежных обязательств, возникших в связи с объявленными конкурсными процедурами.
Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке внесены изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов и казначейским уведомлением от 10 марта 2020 г. N 103/018 по коду расходов бюджетной классификации 103 0408 18 4 02 60430 815 доведены лимиты бюджетных обязательств на 2020 год в объеме 5 655 223,0 тыс. рублей.
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусматривает изменение срока предоставления ПАО "ГТЛК" субсидии из федерального бюджета в объеме 5 655 223,0 тыс. рублей с 2019 на 2020 год.
Приобретение гражданских судов водного транспорта планируется в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1825.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен правовой акт. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
3.1. По внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1798 "О предоставлении в 2019 году субсидии из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - воздушных судов отечественного производства"
В настоящее время более 95% всех авиаперевозок в России осуществляется самолетами зарубежного производства, а количество воздушных судов российского производства, используемых авиакомпаниями, постоянно сокращается и, при сохранении нынешних тенденций, уменьшится до 73 единиц в 2025 году.
При этом большинство самолетов иностранных моделей передаются в лизинг, аренду по ставкам в валюте. В текущей экономической ситуации на валютном рынке авиакомпании подвергаются высокому валютному риску и снижению маржинальности своей деятельности до минимума. В данных условиях прогнозируется высокая вероятность отказа от самолетов, полученных в лизинг по валютным ставкам, что может существенно сократить объем парка самолетов авиаперевозчиков. Для лизингополучателей в текущих рыночных условиях предпочтительны ставки, номинированные в рублях. Сухой Суперджет 100 является единственным выпускаемым серийно в России ближнемагистральным пассажирским самолетом, но в связи с низким спросом расширение его производства ограничено.
В части самолетов малой кресельной емкости, имеется потребность авиапредприятий Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) в 19-ти кресельных воздушных судах. В настоящее время в ДФО реализуется комплексный проект развития сети воздушных пассажирских перевозок, в рамках которого планируется расширение парка малой авиации в ДФО до 32 19-ти кресельных самолетов. Самолет Л-410 производится на территории Российской Федерации, имеет более низкую цену и более высокую надежность по сравнению с импортным аналогом. Учитывая приоритеты государственной политики в сфере развития гражданской авиации, а также задачу по обеспечению потребностей транспортного комплекса страны за счет внутреннего производства конкурентоспособной техники, поставка дополнительных самолетов Л-410 повысит эффективность реализации проекта развития сети воздушных перевозок в ДФО.
За последнее десятилетие рынок гражданских вертолетов увеличился в разы. Рост вызван расширением сферы применения вертолетов для решения задач транспортного обеспечения промышленных и промысловых предприятий, потребностей ведомственных органов, а также пассажироперевозок. В России усиливается тенденция к росту парка вертолетов иностранного производства. Вертолеты зарубежных авиапроизводителей составляют 18% всего парка и в основном включают легкие вертолеты. В нашей стране наиболее развито производство боевых и тяжелых гражданских вертолетов, в ущерб другим классам воздушных средств. Основу действующего парка до сих пор составляют отечественные устаревшие средние вертолеты Ми-8.
Вместе с тем в России сохраняется устойчивый спрос на легкие и средние вертолеты, который покрывается за счет вертолетов зарубежного производства. Средний "возраст" легких вертолетов российского производства составляет 35,6 лет. В текущих условиях необходимо реализовывать меры по стимулированию продаж новых отечественных вертолетов Ми-8 и Ансат.
Основным инструментом финансирования приобретения воздушных судов являются государственные лизинговые компании.
3.2. По внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1825 "О предоставлении в 2019 и 2021 годах субсидий из федерального бюджета публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества - гражданских судов водного транспорта"
Анализ текущего состояния грузового и пассажирского флота показал высокую степень износа действующего транспортного и обслуживающего флота. При этом прогнозная потребность основных заказчиков продукции гражданского судостроения составляет свыше 1040 единиц грузовых судов на период до 2035 года и 406 пассажирских судов на период до 2023 года.
В настоящее время потребности российских судовладельцев покрываются в основном за счет азиатских верфей (доля Китая в мировом судостроении - 39%, Южной Кореи - 25%, Японии - 21%). Доля российских судостроителей на мировом рынке гражданских судов остается на уровне 0,6%. В среднесрочной перспективе для отечественного речного флота необходимо построить эквивалентное (в первую очередь, по эксплуатационным возможностям) существующему флоту количество новых судов.
Ожидается, что грузооборот российских портов к 2030 году вырастет до 1,13 млрд тонн, что в свою очередь создаст возможности для развития отечественного транспортного флота и повышения доли российских судовладельцев, оперирующих национальной грузовой базой и замещения доминирующих сейчас зарубежных перевозчиков. Реализация проекта направлена на приобретение четырех единиц наиболее востребованных сухогрузных судов класса "река-море" дедвейтом не менее 7445/5112 тонн в море /в реке. В качестве потенциальных эксплуатантов сухогрузных судов рассматриваются ООО "Петротранс", ООО "Дон", ООО "Объединенная судоходная компания" и другие.
Ввиду географических особенностей территории Российской Федерации водный транспорт выступает единственным экономически эффективным видом транспорта для выполнения пассажирских перевозок на ряде маршрутов с повышенным пассажиропотоком. Наиболее востребованными являются пассажирские перевозки в речном линейном сообщении (43% общего пассажиропотока). Как правило, это маршруты малой протяженности, обеспечивающие сообщение между городами и пригородами, а также переправы между городами, расположенными на двух берегах рек. Потребность в речных местных перевозках сохраняется в ряде регионов России. Приобретаемые четыре единицы скоростных пассажирских судов на подводных крыльях Валдай планируются к эксплуатации на речных маршрутах Нижегородской и Самарской областей. Пассажирское судно Чайка на сжиженном природном газе планируется к эксплуатации на водных маршрутах Республики Татарстан.
В рамках реализации проекта обновления пассажирского флота Красноярского края в соответствии с обращением Губернатора Красноярского края А.В. Усса от 25 октября 2018 г. N 1-011456 планируется заключение договоров лизинга, аренды двух пассажирских судов смешанного (река-море) плавания. В региональной программе пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, состоящей из социально значимых маршрутов (зачастую не имеющих альтернатив для населения в навигационный период), задействованы теплоходы "Валерий Чкалов", "Александр Матросов" постройки 1953 -1954 годов. Данные суда, обслуживающие линию Красноярск - Дудинка, выработали нормативный срок эксплуатации, физически изношены, не соответствуют современным техническим требованиям и нуждаются в замене в течение двух лет. Дальнейшая эксплуатация судов по истечении обозначенного срока влечет риски, связанные с безопасностью перевозок, а также потребует значительных вложений в ремонтные работы. Проектом государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" на 2019 - 2021 годы предусмотрены субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с эксплуатацией пассажирских судов. Пассажирские суда планируются к эксплуатации на маршруте Красноярск-Дудинка.
В целях обеспечения безопасной работы транспортного флота и соблюдения установленных гарантированных габаритов судовых ходов, в том числе с учетом его пополнения и роста объема грузовых и пассажирских перевозок, необходимо обеспечить поддержание гарантированных глубин в акваториях портов и на внутренних водных путях за счет ввода в действие экономически эффективного по отношению к устаревшим технологиям с низкой производительностью и большим энергопотреблением дноуглубительного флота. Четыре единицы самоходных роторно-ковшевых земснарядов планируются к передаче в лизинг, аренду подведомственным организациям Федерального агентства морского и речного транспорта Российской Федерации Минтранса России - Администрациям бассейнов внутренних водных путей, которые созданы в организационно-правовой форме федеральных бюджетных учреждений (ФБУ).
Таким образом, с учетом социальной значимости пассажирских перевозок, прогноза роста грузовых перевозок и отсутствия доступных условий финансирования для обновления пассажирского и грузового флота необходима государственная поддержка финансирования создания нового флота, которая создаст условия для развития перевозок на водном транспорте.
4. Оценка соответствия проекта акта Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.
Принятие проекта постановления не противоречит основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 сентября 2018 г.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений
Предлагаемые решения направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств Российской Федерации.
6. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Проект постановления не содержит положений, влияющих на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
7. Оценка регулирующего воздействия
Заключение Министерства экономического развития об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований
Проект постановления не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, (далее - обязательные требования) о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
9. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация проекта постановления не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
10. Описание и оценка замечаний и предложений по данному вопросу
Рассмотрение проекта постановления на заседании Правительства Российской Федерации не требуется.
11. Соответствие положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.