Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Перечень продукции, поставки которой осуществляются потребителями, имеющими разрешение на ее применение в Российской Федерации"
(подготовлен Минздравом России 28.04.2020 г.)
В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена" (далее - постановление N 959) яды и наркотические средства, лекарственные средства (ядовитые и сильнодействующие), лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты и эндокринное сырье), отнесены к продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации.
Вместе с тем с момента принятия постановления N 959 законодательство Российской Федерации в области оборота вышеуказанной продукции претерпело серьезные изменения.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности, осуществляется посредством лицензирования.
Лицензия в соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Требования к обращению лекарственных средств установлены Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", а также нормами права Евразийского экономического союза.
Требования к иной продукции установлены законодательством о техническом регулировании.
Таким образом, фактически Перечень продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации, утвержденный постановлением N 959 (далее - Перечень), утратил силу в связи с принятием нормативных правовых актов.
В определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2016 N АКПИ16-417К по делу, связанному с применением Перечня, указано, что к числу нормативных правовых актов, утративших силу, следует относить акты не только формально отмененные, но и фактически недействующие в силу издания более поздних актов, которым они противоречат. Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.
В то же время формальное действие Перечня порождает трудности правоприменения. Так, в частности, в Министерство здравоохранения Российской Федерации поступают обращения с просьбой выдать разрешение на оборот метанола, относящегося к ядовитым вещества. Однако к полномочиям Министерства здравоохранения Российской Федерации, определенным Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 608, выдача разрешительных документов на оборот ядовитых веществ, к числу которых отнесен метанол, не отнесена.
В связи с изложенным, вышеуказанные позиции исключаются из Перечня, что предусматривается проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Перечень продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение в Российской Федерации" (далее - проект постановления).
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.