Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении Порядка осуществления Федеральной службой по труду и занятости контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан"
(подготовлен Минтрудом России 28.04.2020 г.)
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2020, N 9, ст. 1127) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Федеральной службой по труду и занятости контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Министр |
А.О. Котяков |
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от "___"_________ 20__ г. N_____
Порядок
осуществления Федеральной службой по труду и занятости контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан
1. Порядок осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее - Порядок) определяет сроки и последовательность действий при осуществлении Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами - государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации (далее соответственно - Роструд, территориальные органы Роструда) контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее - контроль за деятельностью органов опеки и попечительства).
2. Целью осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства является обеспечение соблюдения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, имеющих статус органа опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее - органы опеки и попечительства), требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее - обязательные требования).
3. Предметом осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства является оценка соблюдения органами опеки и попечительства обязательных требований.
4. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства, размещен в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) на официальном сайте Роструда (http://www.rostrud.ru), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется Рострудом и территориальными органами Роструда.
6. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется федеральными государственными гражданскими служащими Роструда и территориальных органов Роструда, уполномоченными на осуществление контроля за деятельностью опеки и попечительства (далее - уполномоченные должностные лица).
7. Уполномоченные должностные лица проводят следующие виды проверок по осуществлению контроля за деятельностью органов опеки и попечительства (далее - проверки):
- плановая (выездная, документарная);
- внеплановая (выездная, документарная).
8. Уполномоченные должностные лица при осуществлении контроля обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы органов опеки и попечительства, проверка деятельности которых проводится;
3) проводить проверку деятельности органов опеки и попечительства на основании приказа Роструда или территориального органа Роструда о ее проведении в соответствии с целью проверки;
4) проводить проверку деятельности органов опеки и попечительства во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку деятельности органов опеки и попечительства при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Роструда или территориального органа Роструда о проведении проверки и в предусмотренных законодательством случаях копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа опеки и попечительства присутствовать при проведении проверки деятельности органов опеки и попечительства и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа опеки и попечительства, присутствующим при проведении проверки деятельности органов опеки и попечительства, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) ознакамливать руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа опеки и попечительства с результатами проверки деятельности органов опеки и попечительства;
8) ознакамливать руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа опеки и попечительства с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов органов опеки и попечительства;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании органами опеки и попечительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать установленные законодательством сроки проведения проверки деятельности органов опеки и попечительства;
12) не требовать от органа опеки и попечительства документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
13) не требовать от органа опеки и попечительства представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647; 2019, N 41, ст. 5737) (далее - Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия);
14) запрашивать и получать на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документы и (или) информацию, в соответствии с Правилами направления запроса и получения на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 17, ст. 2418), а также Перечнем документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
15) не требовать от органа опеки и попечительства представления информации, которая была представлена ранее в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах;
16) перед началом проведения выездной проверки деятельности органов опеки и попечительства по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа опеки и попечительства ознакомить их с положениями Порядка, в соответствии с которым проводится проверка;
17) вносить информацию о плановых и внеплановых проверках, об их результатах и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений в ФГИС "Единый реестр проверок" (далее - единый реестр проверок) в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 19, ст. 2825; 2019, N 45, ст. 6351);
18) осуществлять запись о проведенной проверке деятельности органов опеки и попечительства в журнале учета проверок в случае его наличия у органа опеки и попечительства.
9. Уполномоченные должностные лица при осуществлении контроля имеют право:
1) проверять выполнение обязательных требований;
2) получать доступ к документам органов опеки и попечительства, связанным с целями, задачами и предметом проверки;
3) привлекать к проведению выездной проверки органов опеки и попечительства экспертов и (или) экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с органом опеки и попечительства, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемого органа опеки и попечительства;
4) при проведении выездной проверки деятельности органа опеки и попечительства получать объяснения работников органа опеки и попечительства, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
5) выдавать предписание органу опеки и попечительства об устранении выявленных нарушений.
10. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа опеки и попечительства при проведении проверки деятельности органов опеки и попечительства имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от уполномоченных должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки деятельности органов опеки и попечительства о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями уполномоченных должностных лиц;
4) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными Рострудом или территориальным органом Роструда в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
5) представлять в Роструд или территориальный орган Роструда по собственной инициативе документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
6) обжаловать действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав органа опеки и попечительства при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа опеки и попечительства при проведении выездной проверки деятельности органов опеки и попечительства обязаны предоставить уполномоченным должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом проверки (в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки).
12. Результатом осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства являются проведенные проверки уполномоченными должностными лицами соблюдения органами опеки и попечительства обязательных требований в целях выявления и пресечения правонарушений в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, устранения их последствий и реализации мер по предупреждению аналогичных правонарушений.
13. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется путем выполнения уполномоченными должностными лицами следующих действий (административных процедур), направленных на обеспечение контроля за деятельностью органов опеки и попечительства (далее - контрольные мероприятия):
планирование контрольных мероприятий;
организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
организация и проведение мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
организация и проведения плановых проверок деятельности органов опеки и попечительства;
организация и проведения внеплановых проверок деятельности органов опеки и попечительства;
обеспечение уполномоченными должностными лицами мер по устранению правонарушений, выявленных при проведении проверок.
14. В соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249; 2019, N 31, ст. 4469) (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ) проверка не может проводиться, а начатая подлежит прекращению в случаях, если установлено, что:
отсутствуют основания для проведения проверки;
предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и территориальных органов Роструда;
проведение проверки противоречит иным требованиям федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
15. Планирование контрольных мероприятий, включая формирование ежегодных планов проведения плановых проверок органов опеки и попечительства (далее - ежегодный план проверок), проводится в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2020, N 9, ст. 1119), а также в соответствии с Правилами подготовки государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также согласования внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 1106 "О подготовке государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов ежегодных планов проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также о согласовании внеплановых проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 45, ст. 6270) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 1106).
16. Проект ежегодного плана проверок разрабатывается с учетом:
а) оценки результатов проведенных за последние 2 года внеплановых проверок;
б) анализа исполнения органами опеки и попечительства обязательных требований;
в) необходимости согласования с другими заинтересованными органами государственного контроля (надзора) проведения плановых проверок органов опеки и попечительства в случае, если плановые проверки будут проводиться совместно.
17. Роструд и территориальные органы Роструда подготавливают проекты ежегодных планов проверок в соответствии с типовой формой ежегодного плана проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2016 г. N 1106, и направляют их на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) для согласования в прокуратуру субъекта Российской Федерации не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
Проекты ежегодных планов проверок рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителю Роструда и руководителям территориальных органов Роструда о проведении совместных плановых проверок.
Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов ежегодных планов проверок формирует ежегодный план проверок по субъекту Российской Федерации не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.
Прокуратура субъекта Российской Федерации в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ежегодный план проверок по субъекту Российской Федерации для формирования ежегодного сводного плана проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
18. В случае невозможности проведения плановой проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией подлежащего проверке органа опеки и попечительства, а также в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы Рострудом или территориальными органами Роструда в течение 3 рабочих дней со дня возникновения указанных обстоятельств в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации направляется информация о необходимости внесения изменений в ежегодный план проверок с приложением обосновывающих документов.
Указанная информация направляется на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
19. В целях предупреждения нарушений органами опеки и попечительства обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Роструд и территориальные органы Роструда осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми Рострудом программами профилактики нарушений.
20. В целях профилактики нарушений обязательных требований Роструд и территориальные органы Роструда:
1) обеспечивают размещение на официальных сайтах Роструда и территориальных органов Роструда в сети Интернет перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование органов опеки и попечительства по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований Роструд и территориальные органы Роструда подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивают ежегодное обобщение практики осуществления государственного контроля и размещение на официальных сайтах Роструда и территориальных органов Роструда в сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься органами и попечительства в целях недопущения таких нарушений.
21. При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у Роструда или территориальных органов Роструда сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, проводимых в порядке, установленном пунктами 24 и 25 Порядка, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред жизни, здоровью граждан, и если орган опеки и попечительства ранее не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих требований, Роструд или территориальный орган Роструда объявляют органу опеки и попечительства предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают органу опеки и попечительства принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок Роструд или территориальный орган Роструда.
22. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) органа опеки и попечительства могут привести или приводят к нарушению этих требований.
23. Составление и направление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подача органом опеки и попечительства возражений на такое предостережение и их рассмотрение, уведомление об исполнении такого предостережения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
24. Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами опеки и попечительства, осуществляются Рострудом и территориальными органами Роструда посредством наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении органами опеки и попечительства информации в сети Интернет и средствах массовой информации.
25. Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами опеки и попечительства, проводятся уполномоченными должностными лицами Роструда и территориальных органов Роструда в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем (заместителем руководителя) Роструда или территориального органа Роструда.
26. В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с органами опеки и попечительства, нарушений обязательных требований, уполномоченные должностные лица принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителем (заместителем руководителя) Роструда или территориального органа Роструда мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки органа опеки и попечительства по основаниям, указанным в пункте 48 Порядка.
27. В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с органами опеки и попечительства, сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, указанных в пункте 21 Порядка, Роструд и территориальные органы Роструда направляют органу опеки и попечительства предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
28. Административная процедура организации и проведения плановых проверок соблюдения органами опеки и попечительства обязательных требований осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и территориальных органов Роструда.
29. Плановая проверка деятельности одного и того же органа опеки и попечительства осуществляется не чаще одного раза в два года.
30. Основанием для начала административной процедуры организации и проведения плановых проверок органов опеки и попечительства является издание руководителем Роструда или территориального органа Роструда (их заместителями) приказа на проведение плановой проверки соблюдения органом опеки и попечительства обязательных требований.*(1)
В приказе Роструда или территориального органа Роструда указываются:
1) наименование органа государственного контроля (надзора);
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностных лиц (должностного лица) Роструда или территориального органа Роструда, уполномоченных на проведение проверки деятельности органов опеки и попечительства, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование органа опеки и попечительства, проверка которого проводится;
4) цели, задачи, предмет проверки деятельности органов опеки и попечительства и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки;
6) сроки проведения проверки деятельности органов опеки и попечительства я и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
7) перечень документов, представление которых органом опеки и попечительства необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
8) даты начала и окончания проведения проверки деятельности органов опеки и попечительства.
31. О проведении плановой проверки органы опеки и попечительства уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения направления копии приказе Роструда или территориального органа Роструда о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты органа опеки и попечительства, если такой адрес ранее был представлен органом опеки и попечительства в Роструд или территориальные органы Роструда, или иным доступным способом.
32. Плановые проверки могут проводиться в форме документарных либо выездных проверок.
33. Плановая документарная проверка проводится по месту расположения Роструда или территориального органа Роструда.
В процессе проведения документарной проверки уполномоченными должностными лицами в первую очередь рассматриваются документы органа опеки и попечительства, имеющиеся в распоряжении Роструда или территориального органа Роструда, в том числе акты предыдущих проверок и иные документы о результатах осуществленного в отношении этого органа опеки и попечительства контроля.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Роструда или территориального органа Роструда, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить соблюдение органом опеки и попечительства обязательных требований, Роструд или территориальный орган Роструда направляет в адрес органа опеки и попечительства мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы (далее - мотивированный запрос). К мотивированному запросу прилагается заверенная печатью копия приказа Роструда или территориального органа Роструда о проведении проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса орган опеки и попечительства обязан направить в Роструд или территориальный орган Роструда указанные в мотивированном запросе документы.
Указанные в мотивированном запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного уполномоченного им должностного лица органа опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Роструд или территориальный орган Роструда, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных органом опеки и попечительства документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Роструда или территориального органа Роструда документах, полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется органу опеки и попечительства с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Органы опеки и попечительства, представляющие в Роструд или территориальные органы Роструда пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных сведений, вправе представить дополнительно в Роструд или территориальный орган Роструда документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Уполномоченное должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом органа опеки и попечительства, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Роструд или территориальный орган Роструда установит признаки нарушения обязательных требований, уполномоченные должностные лица вправе провести выездную проверку. При проведении выездной проверки запрещается требовать от органа опеки и попечительства представления документов и (или) информации, которые были представлены им в ходе проведения документарной проверки.
При проведении документарной проверки уполномоченные должностные лица не вправе требовать у органа опеки и попечительства сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
34. Предметом выездной проверки являются сведения, содержащиеся в документах органа опеки и попечительства, а также соответствие деятельности работников органа опеки и попечительства обязательным требованиям.
Выездная проверка проводится по месту нахождения органа опеки и попечительства и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
35. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Роструда или территориального органа Роструда документах органа опеки и попечительства;
2) оценить соответствие деятельности органа опеки и попечительства обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
36. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения уполномоченными должностными лицами Роструда или территориального органа Роструда, обязательного вручения под роспись руководителю или иному должностному лицу органа опеки и попечительства, его уполномоченному представителю приказа Роструда или территориального органа Роструда о назначении выездной проверки, а также ознакомления руководителя или иного должностного лица органа опеки и попечительства, его уполномоченного представителя с полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа опеки и попечительства обязаны предоставить уполномоченным должностным лицам, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки.
Роструд и территориальные органы Роструда привлекают к проведению выездной проверки экспертные организации, экспертов, не состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с органом опеки и попечительства, в отношении которой проводится проверка, и не являющихся аффилированными лицами проверяемых лиц.
В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного должностного лица органа опеки и попечительства, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности органом опеки и попечительства, либо в связи с иными действиями (бездействием) руководителя или иного должностного лица органа опеки и попечительства, повлекшими невозможность проведения проверки, уполномоченные должностные лица составляют акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае Роструд и территориальные органы Роструда в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого органа опеки и попечительства плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план проверок и без предварительного уведомления органа опеки и попечительства.
37. Мероприятия по контролю проводятся в строгом соответствии с приказом Роструда или территориального органа Роструда уполномоченными должностными лицами, которые указаны в приказе Роструда или территориального органа Роструда о проведении проверки деятельности органа опеки и попечительства.
Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных Порядком, не может превышать двадцать рабочих дней.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений уполномоченных должностных лиц, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Роструда или территориального органа Роструда, но не более чем на двадцать рабочих дней.
38. По результатам проверки деятельности органа опеки и попечительства уполномоченными должностными лицами составляется акт проверки деятельности органа опеки и попечительства по типовой форме акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 (далее - акт проверки).
39. В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора);
3) дата и номер приказа руководителя (заместителя руководителя) Роструда или территориального органа Роструда;
4) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности уполномоченного должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого органа опеки и попечительства, фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа опеки и попечительства, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа опеки и попечительства, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у органа опеки и попечительства указанного журнала;
9) подписи уполномоченных должностных лиц, проводивших проверку.
40. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа опеки и попечительства под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, уполномоченного им должностного лица или уполномоченного представителя органа опеки и попечительства, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Роструда или территориального органа Роструда.
При наличии согласия проверяемого органа опеки и попечительства на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Роструда или территориального органа Роструда, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа опеки и попечительства. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, проверяемому органу опеки и попечительства способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым органом опеки и попечительства.
В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа опеки и попечительства под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, составившего данный акт (при условии согласия органа опеки и попечительства на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля), способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа. При этом уведомление о вручении и (или) иное подтверждение получения указанного документа приобщаются к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Роструда или территориального органа Роструда.
41. Уполномоченное должностное лицо, проводящее проверку, обязано разъяснить уполномоченным представителям органа опеки и попечительства, в отношении которого проводилась проверка, его право в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки представить в Роструд или территориальный орган Роструда в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом орган опеки и попечительства вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Роструд или территориальный орган Роструда. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого органа опеки и попечительства.
Внесение органом опеки и попечительства, в отношении которого проводилась проверка, возражений на содержание акта проверки и (или) предписания не ограничивает права проверенного органа опеки и попечительства на обжалование действий и решений уполномоченных должностных лиц, проводивших проверку, в соответствии с действующим законодательством и Порядком.
42. Органы опеки и попечительства в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ вправе вести журнал учета проверок по типовой форме журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141.
43. По завершении проверки уполномоченными должностными лицами осуществляется запись в журнале учета проверок. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
44. Информация о плановой проверке, ее результате и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом вносится в единый реестр проверок.
45. Административная процедура организации и проведения внеплановых проверок соблюдения органами опеки и попечительства обязательных требований осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и территориальных органов Роструда.
46. Основанием для начала административной процедуры организации и проведения внеплановых проверок является издание руководителем Роструда или территориального органа Роструда (их заместителями) приказа Роструда или территориального органа Роструда о проведении проверки деятельности органов опеки и попечительства.
47. Внеплановые проверки деятельности органов опеки и попечительства (далее - внеплановые проверки) производятся в целях контроля за соблюдением органами опеки и попечительства обязательных требований, выполнения предписаний Роструда или территориального органа Роструда, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.
48. Внеплановые проверки деятельности органов опеки и попечительства проводятся органами государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации на основании решения руководителя Роструда или территориального органа Роструда, принимаемого на основании обращений граждан, организаций и полученной от государственных органов, органов местного самоуправления информации о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих или могущих повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
49. Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания об устранении нарушения обязательных требований.
Форма проведения внеплановой проверки определяется руководителем Роструда или территориального органа Роструда (их заместителями) и указывается в приказе о проведении проверки.
51. При наступлении оснований, указанных в пункте 48 Порядка, уполномоченное должностное лицо Роструда или территориального органа Роструда в течение 1 дня готовит проект приказа о проведении внеплановой выездной проверки, а также заявление о согласовании Рострудом или территориальным органом Роструда с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки органа опеки и попечительства по типовой форме заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141.
52. В день подписания приказа Роструда или территориального органа Роструда о проведении внеплановой выездной проверки органа опеки и попечительства в целях согласования ее проведения уполномоченное должностное лицо представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия приказа Роструда или территориального органа Роструда о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.
53. О проведении внеплановой проверки органы опеки и попечительства уведомляются любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты органа опеки и попечительства, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен органом опеки и попечительства в Роструд или территориальный орган Роструда.
54. Срок проведения внеплановых документарной либо выездной проверок органов опеки и попечительства не может превышать двадцать рабочих дней. Продление срока проведения внеплановых проверок не допускается.
55. Непосредственно перед началом внеплановой выездной проверки заверенная печатью копия приказа на проведение проверки вручается под роспись уполномоченным должностным лицом Роструда или территориального органа Роструда руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа опеки и попечительства одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
56. Оформление результатов внеплановых проверок осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда или территориальных органов Роструда в порядке, установленном пунктами 38-43 Порядка.
В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось и было получено согласование ее проведения с органами прокуратуры, копия акта проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки.
57. Информация внеплановой проверке, ее результате и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом вносится в единый реестр проверок.
58. Административная процедура обеспечения мер по устранению правонарушений, выявленных при проведении проверки, и выполнению предъявленных в ходе ее осуществления законных требований (далее - устранение выявленных правонарушений) осуществляются уполномоченными должностными лицами.
59. Началом административной процедуры обеспечения мер по устранению выявленных правонарушений является вручение уполномоченным должностным лицом органу опеки и попечительства оформленных по результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий документов, свидетельствующих о допущенных нарушениях обязательных требований, которые в установленном порядке фиксируются уполномоченными должностными лицами в акте проверки.
60. В случае выявления при проведении проверки деятельности органов опеки и попечительства нарушений органом опеки и попечительства обязательных требований уполномоченные должностные лица, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание органу опеки и попечительства об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан.
61. В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены.
Сроки выполнения мероприятий, содержащихся в предписании, устанавливаются уполномоченными должностными лицами, проводивших контрольные мероприятия, и определяются исходя из характера нарушений.
Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть предусмотрено этапами.
Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается органу опеки и попечительства под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое вместе со вторым экземпляром предписания приобщается к материалам дела, хранящегося в Роструде или территориальном органе Роструда.
62. Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки.
Орган опеки и попечительства по истечении установленного срока направляет посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в Роструд информацию о мероприятиях, проведенных по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. В случае если требования, содержащиеся в предписании, в установленные сроки не выполнены, орган опеки и попечительства имеет право направить в Роструд обращение о продлении установленных предписанием сроков с указанием объективных причин их невыполнения.
На основании аргументированного обращения органа опеки и попечительства о продлении указанных в предписании сроков устранения выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом Роструда или территориального органа Роструда может быть принято решение о продлении установленных сроков.
Невыполнение органом опеки и попечительства в установленные сроки предъявленных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В случае выявления фактов невыполнения ранее выданного предписания уполномоченными должностными лицами Роструда или территориального органа Роструда должны быть приняты меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2020, N 12, ст. 1648).
63. Контроль за устранением выявленных нарушений обязательных требований и исполнением требований, содержащихся в предъявленных органам опеки и попечительства предписаниях, осуществляется уполномоченными должностными лицами Роструда и территориальных органов Роструда посредством проведения внеплановых проверок в порядке, установленном пунктами 47 - 57 Порядка.
64. В случае если при проведении проверки деятельности органов опеки и попечительства установлено, что деятельность проверяемого органа опеки и попечительства представляет непосредственную угрозу жизни, здоровью граждан, уполномоченные должностные лица обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда жизни, здоровью граждан или прекращению его причинения.
-------------------------------------------
*(1) Типовая форма распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 июля 2010 г. N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 2011 г. N 22264), от 30 сентября 2016 г. N 620 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 октября 2016 г. N 44118) (далее - приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.