Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях урегулирования порядка передачи права собственности на объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для транспортировки и подачи коммунальных ресурсов непосредственно их потребителям в многоквартирные дома"
(подготовлен Минстроем России 30.04.2020 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях урегулирования порядка передачи в собственность ресурсоснабжающих организаций, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации объектов инженерной инфраструктуры, предназначенных для транспортировки, подачи и приготовления коммунального ресурса непосредственно его потребителям в многоквартирные дома" (далее - Законопроект) разработан в целях исполнения пункта 21 перечня мероприятий по направлению "Градостроительная деятельность и территориальное планирование" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р, и направлен на определение порядка и условий передачи в собственность ресурсоснабжающих организаций (газораспределительных организаций, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, сетевых организаций, организаций, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение), а также муниципальных образований и субъектов Российской Федерации объектов систем газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, расположенных между точкой подключения (технологического присоединения), определяемой в соответствии с договором о подключении (технологическом присоединении), и внешней границей инженерных сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, созданных при строительстве таких многоквартирных домов для их подключения (технологического присоединения) (далее - внутриквартальные сети).
В настоящее время внутриквартальные сети, созданные застройщиками при строительстве многоквартирных домов в целях их подключения (технологического присоединения) к системам ресурсоснабжения, зачастую не поставлены на кадастровый учет, право собственности на них не зарегистрировано и эксплуатационную ответственность за них фактически никто не несет. При этом такие внутриквартальные сети не входят и не могут быть включены в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Протяженность бесхозяйных внутриквартальных сетей значительна. Например, протяженность бесхозяйных сетей газораспределения в зоне эксплуатационной ответственности газораспределительных организаций, подконтрольных Группе Газпром, по состоянию на 1 ноября 2019 г. составила 8 500 км. Между тем, распределительные газопроводы относятся к опасным производственным объектам.
От состояния внутриквартальных сетей, их надлежащей эксплуатации, своевременной диагностики технического состояния и технического обслуживания, текущего и капитального ремонта зависит качество поставляемых в многоквартирные дома коммунальных ресурсов, риск возникновения аварийных ситуаций, а также безопасность граждан и состояние окружающей среды.
Законопроектом предлагается установить возможность передачи внутриквартальных сетей, созданных застройщиком, в собственность ресурсоснабжающей организации, осуществляющей подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома к соответствующей системе инженерно-технического обеспечения. При отказе ресурсоснабжающей организации от приобретения в собственность внутриквартальных сетей указанные сети по требованию органа местного самоуправления выставляются ресурсоснабжающей организацией на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных внутриквартальных сетей, подлежат выкупу органом местного самоуправления в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.
В случае, если объекты систем инженерно-технического обеспечения подлежат обязательной передаче муниципальному образованию или субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральным законом или договором о развитии застроенной территории, договором о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договором о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, заключенных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, такие сети передаются в собственность муниципального образования, субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями федерального закона и условиями указанных договоров.
В целях недопущения злоупотреблений со стороны застройщиков предлагается ограничить размер платы, за которую передаются внутриквартальные сети, размером фактически понесенных застройщиком затрат на их создание, постановку на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на них - в случае передачи сетей ресурсоснабжающим организациям, размером фактически понесенных застройщиком затрат на их создание - в случае передачи сетей муниципальным образованиям. Кроме того, предусматривается право застройщика передать муниципальному образованию внутриквартальные сети по цене, которая ниже фактически понесенных затрат на их создание, или безвозмездно.
В целях снижения рисков, связанных с отсутствием прав у застройщика на земельные участки, необходимые для эксплуатации внутриквартальных сетей, на момент их передачи, Законопроектом предусмотрено, что в случае, если на момент передачи внутриквартальных сетей в их отношении не были установлены охранные зоны, сервитуты, публичные сервитуты, их установление после перехода права собственности на такие объекты обеспечивает новым собственником таких сетей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация мероприятий, предусмотренных Законопроектом, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.