Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"
(подготовлен Роспотребнадзором 08.05.2020 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"
Статья 1
В статье 1 заменить понятие "Работник" на понятие "Персонал" и изложить в редакции:
"Персонал - физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с техногенными источниками ионизирующих излучений - персонал группы А, или по условиям работы на территории радиационного объекта или его санитарно-защитной зоны находится в сфере воздействия техногенных источников ионизирующего излучения - персонал группы Б".
Дополнить статью 1 следующими понятиями:
"Медицинское облучение - облучение ионизирующим излучением, которому подвергаются: пациенты при прохождении ими диагностических или терапевтических рентгенорадиологических процедур; лица (за исключением персонала), которые сознательно и добровольно помогают в уходе за пациентами в больнице или дома; практически здоровые лица, проходящие медицинские обследования в связи с профессиональной деятельностью, в рамках медицинских осмотров и медико-юридических экспертиз, лица, участвующие в медико-биологических исследованиях.
Население - физические лица, которые могут подвергнуться облучению в ситуациях планируемого, аварийного и существующего облучения, кроме профессионального и медицинского облучения.
Пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.".
Статья 2
В статье 2 пункт 3 исключить.
Статья 3
Статью 3 изложить в редакции:
"1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;
принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения.
2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы ущерб для здоровья от проводимых мероприятий был меньше ущерба от дозы, предотвращаемой мероприятиями.
3. В целях установления требований в области обеспечения радиационной безопасности ситуации облучения подразделяются на:
- ситуацию планируемого облучения, возникающую в результате запланированной эксплуатации источника ионизирующего излучения или запланированной деятельности (медицинское облучение, профессиональное облучение, производственное облучение природными источниками, облучение населения), способных приводить к облучению;
ситуацию аварийного облучения, возникающую в результате радиационной аварии, действия или непредвиденного события, которые требуют немедленных мер в целях недопущения или минимизации неблагоприятных последствий;
ситуацию существующего облучения, в которой облучение уже существует от естественного радиационного фона либо от остаточного количества радиоактивных веществ от осуществляемой ранее практической деятельности или после ситуации аварийного облучения и необходимо принимать решение о целесообразности ограничения облучения населения.".
Статья 4
В статье 4 после слов: "информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;" добавить абзац:
"коммуникацией с населением по вопросам радиационного риска при строительстве радиационных объектов и утилизации радиоактивных отходов;".
Статья 5.
В статье 5 абзац: "введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;" изложить в редакции:
"введение и отмену особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;"
Статья 6.
В статью 6 после слов: "разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;" добавить фразу: "организуют проведение радиационно-гигиенической паспортизации на территории субъекта Российской Федерации;"
Статья 7.
В статье 9, пункт 2, абзац 2, 3 и 4 изложить в редакции:
"Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (основные пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования техногенных источников ионизирующего излучения:
для критической группы населения средняя годовая эффективная доза - 0,001 Зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 0,07 Зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения годовой эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 Зиверта;
для персонала группы А годовая эффективная доза - 0,02 Зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) - 1 Зиверт; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 Зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 Зиверта; для персонала группы Б предел дозы в 4 раза меньше, чем для персонала группы А.".
В Статье 9, пункт 3 изложить в редакции:
"Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Дополнить статью 9 пунктами:
"5. В целях реализации принципа оптимизации обеспечения радиационной безопасности устанавливаются граничные дозы облучения, референтные уровни доз облучения населения, референтные уровни содержания радионуклидов в окружающей среде, среде обитания человека, продукции, референтные диагностические уровни.
6. Граничные дозы облучения в виде значений дозы профессионального облучения, дозы облучения населения или риска облучения от источника ионизирующего излучения (граничный риск) устанавливаются в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством для оптимизации обеспечения радиационной безопасности населения и персонала в ситуации планируемого облучения. При медицинском облучении граничные дозы облучения устанавливаются применительно к лицам, обеспечивающим комфорт и уход за пациентами, и к лицам, участвующим в клинических испытаниях.
7. Для ситуаций аварийного и существующего облучения гигиеническими нормативами устанавливаются референтные уровни в виде уровней доз облучения населения, лиц, участвующих в ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работах и дезактивации, радиационного риска или содержания (активности) радионуклидов в окружающей среде и среде обитания человека, выше которых облучение не допускается, а ниже которых следует продолжать оптимизацию обеспечения радиационной безопасности.
8. Референтные диагностические уровни устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации и используются для оценки уровней облучения пациентов в лучевой и радионуклидной диагностике при проведении типовых рентгенорадиологических процедур однородных групп пациентов с использованием определенного вида оборудования для лучевой диагностики (радиофармацевтического лекарственного средства).".
Статья 8.
В статье 10.1, пункт 3 изложить в редакции:
"Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (далее - обязательные требования).".
Статья 9.
В статье 11, пункт 1 изложить в редакции:
"Организации, осуществляющие деятельность с использованием техногенных источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности".
Статья 10.
В статье 13, пункт 2 изложить в редакции:
"2. Оценка состояния радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и среды обитания человека;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
возможные радиационные аварии;
степень готовности к эффективной ликвидации возможных радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых населением субъектов Российской Федерации и России в целом от всех основных источников ионизирующего излучения;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий.
Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.".
Статья 11.
Название статьи 14 изложить в редакции:
"Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с техногенными источниками ионизирующего излучения".
Первый абзац статьи 14 изложить в редакции:
"При обращении с техногенными источниками ионизирующего излучения организации обязаны:".
Девятый и десятый абзацы статьи 14 изложить в редакции:
"своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;
выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности;".
Статья 12.
Первый пункт статьи 14 изложить в редакции:
"1. Облучение населения и работников, обусловленное природными источниками ионизирующего излучения, в жилых, общественных и производственных помещениях должно соответствовать требованиям к обеспечению радиационной безопасности.".
Третий пункт статьи 14 изложить в редакции:
"3. В зданиях, не соответствующих требованиям радиационной безопасности, должны проводиться мероприятия по снижению уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов. При невозможности соответствия требованиям к обеспечению радиационной безопасности в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.".
Статья 13.
Статью 17 изложить в редакции:
"1. Радиационная безопасность пациентов (граждан) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должна быть основана на получении необходимой диагностической информации и/или терапевтического эффекта от проведения медицинских исследований при наименьших возможных уровнях облучения. При этом пределы доз для пациентов не устанавливаются, но применяются принципы обоснования назначения медицинских исследований и оптимизации радиационной защиты пациентов (граждан).
2. По требованию гражданина (пациента) или его законного представителя ему предоставляется информация о полученной или ожидаемой дозе медицинского облучения и о связанных с ней возможных неблагоприятных последствиях.
3. Гражданин (пациент) или его законный представитель имеют право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.
4. При проведении рентгенорадиологических процедур необходимо обеспечить определение и регистрацию индивидуальных доз медицинского облучения граждан (пациентов).".
Статья 14.
Статью 19 изложить в редакции:
"Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
план мероприятий по защите персонала, (а для радиационных объектов I категории потенциальной радиационной опасности и населения) от радиационной аварии и ее последствий, согласованный органами исполнительной власти, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор (а для радиационных объектов I категории потенциальной радиационной опасности и с органами местного самоуправления);
средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
для радиационных объектов I категории потенциальной радиационной опасности аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).".
Статья 15.
Пункт 2 статьи 21 изложить в редакции:
"Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья. Планируемое повышенное облучение не допускается для граждан, ранее облученных годовой дозой 100 мЗв и более."
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.