Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила ОРВ), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) может быть сделан вывод, что проект акта разработан в инициативном порядке на основании правоприменительной практики в связи с отказами организаций-лицензиатов заключать договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий в силу отсутствия лицензионного требования заключать такие договоры (контракты).
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях создания правовой основы для включения требования об обязанности лицензиата заключать договоры (контракты) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации по работам (услугам), составляющим лицензируемый вид деятельности, и в отношении номенклатуры вооружения и военной техники, указанной в приложении к лицензии, при наличии у лицензиата необходимых производственных мощностей в число лицензионных требований к деятельности в области вооружения и военной техники.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/12-19/00098464).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 29 января по 26 февраля 2020 года.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил ОРВ, разработчиком соблюдены.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил ОРВ были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 14 по 21 апреля 2020 г., по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции АО "Вертолеты России", АО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение", АО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод", АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие", АО "Росэлектроника", АО "СПЕЦХИМИЯ", АО "ЦНИИ "Буревестник", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции АО "Концерн ВКО "Алмаз - Антей", АО "КРЭТ", АО "Уралтрансмаш", АО НПК "Техмаш", ООО "УВЗ-Спецсервис", содержащие замечания и предложения в отношении проектируемого регулирования, отраженные в справке о проведении публичных консультаций (прилагается) и рекомендуемые для ознакомления разработчиком в целях их возможного учета при доработке проекта акта.
На основе проведения оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом представленной разработчиком информации Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы. В проекте акта не выявлено положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что согласно требованиям части 4 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта. На основании указанного считаем целесообразным исключить из проекта акта требование, предусмотренное пунктом "в" статьи 13.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" в редакции проекта акта, согласно которому в качестве лицензионного может быть установлено требование о необходимости выполнения обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон о мобилизации), поскольку установленная указанным положением обязанность согласно преамбуле Закона о мобилизации распространяется на все юридические лица вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Необходимо отметить, что в части 4 статьи 1 Закона N 99-ФЗ приведен перечень видов деятельности, в отношении которых отраслевым законодательством могут устанавливаться особенности лицензирования.
Законопроектом предлагается указанный перечень дополнить таким видом деятельности, как разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту данное нововведение необходимо в целях расширения перечня лицензионных требований к лицензиатам (соискателям лицензии), осуществляющим (планирующих осуществлять) вышеуказанный вид деятельности.
Вместе с тем установление новых лицензионных требований к соискателю лицензии (лицензиату) представляется возможным без установления особенностей лицензирования конкретного вида деятельности.
Так, в соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 8 Закона N 99-ФЗ лицензионные требования могут быть установлены федеральными законами.
Кроме того, приведенные в законопроекте лицензионные требования фактически полностью дублируют требования к соискателю лицензии (лицензиату), содержащиеся в Положении о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 581.
В связи с этим вопрос необходимости принятия законопроекта требует деятельной проработки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.