Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в часть 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минприроды России 13.05.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в часть 4 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N ВА-П11-3025.
Согласно статистическим данным, за период 2015 - 2019 гг. органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений к административной ответственности за незаконную рубку по статье 828 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) привлечено 15,8 тыс. лиц. Назначены административные штрафы на сумму 145,6 млн руб.
Кроме того, при проведении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) установлено, что почти все случаи незаконной рубки лесных насаждений и вывозки из леса незаконно заготовленной древесины (далее - незаконная рубка) совершаются с использованием машин и механических средств для заготовки и транспортировки древесины (лесозаготовительное оборудование).
При этом практика правоприменения показывает, что непосредственно незаконной рубкой в настоящее время занимаются преимущественно лица, не имеющие в собственности лесозаготовительного оборудования.
Лесозаготовительное оборудование, которое используют лица, привлеченные к ответственности по статье 828 КоАП, для совершения незаконной рубки, обычно принадлежит третьим лицам (далее - собственники), которые сами непосредственно не являются участниками совершения указанных правонарушений, а представляют свое имущество лицам.
При этом доказать наличие у собственников умысла в части совершения противоправных деяний с использованием принадлежащего им лесозаготовительного оборудования в подавляющем большинстве случае не представляется возможным.
В этой связи в случае задержания нарушителей с лесозаготовительным оборудованием, в том числе на месте совершения административного правонарушения, изъятое в качестве орудия преступления лесозаготовительное оборудование возвращается его собственнику.
В свою очередь, собственник, не несущий рисков, связанных с привлечением его к административной ответственности, а также с утратой принадлежащей ему собственности, неограниченное количество раз передает лесозаготовительное оборудование лицам, совершающим незаконную рубку, получая при этом доход от противоправной деятельности
Следует отметить, что производительность лесозаготовительного оборудования постоянно повышается. Современное лесозаготовительное оборудование позволяет в течение часа провести незаконную рубку в объеме 50 куб. м, что достаточно для заготовки более 25 куб.м высококачественной древесины (средний объем древесины, вывозимый из леса за рейс автомобилем - лесовозом). Вред, причиняемый лесам и находящимся в них природным объектам такой незаконной рубкой, исчисляется сотнями тысяч рублей.
Так, средний размер вреда, причиненного одним фактом незаконной рубки составил: в 2015 году - 510 тыс. руб.; в 2016 г. - 666 тыс. руб.; в 2017 г. - 667 тыс. руб.; в 2018 г. - 758 тыс. руб.; в 2019 г. - 846 тыс. руб.
При этом лица, причиняющие вред лесам в связи с совершением противоправных действий, в подавляющем большинстве случаев не располагают достаточным собственным имуществом, стоимость которого могла бы компенсировать причиненный ущерб.
Учитывая изложенное, предотвращение незаконных рубок и причинения вреда лесным насаждениям в связи с использованием лесозаготовительной техники представляется невозможным без создания правовых условий для ликвидации материально-технической базы, используемой для совершения противоправных деяний.
В этой связи представляется целесообразным не распространять на административные правонарушения, предусмотренные статьей 828 КоАП, правило о недопустимости конфискации орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении.
В настоящее время механизм конфискации таких орудий совершения административных правонарушений уже применяется в отношении административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП.
Внесение в КоАП проектируемого изменения направлено на обеспечение возможности сокращения случаев противоправных деяний за счет ликвидации используемой для этого материально-технической базы, а также на обеспечение компенсации неблагоприятных материальных последствий, которые несет собственник лесных насаждений в связи с ущербом, причиненным его имуществу в результате совершения противоправных деяний.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведут к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.