Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части повышения уровня безопасности перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик),и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=99103.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 31 января по 13 февраля 2020 г. и с 26 марта по 15 апреля 2020 года.
Ранее проект акта был направлен разработчиком для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия письмом от 16 марта 2020 г. N АС-Д3-22/4200. По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России был сделан вывод о несоблюдении разработчиком процедуры проведения оценки регулирующего воздействия, о чем разработчик был уведомлен письмом от 21 марта 2020 г. N 8800-АХ/Д26и.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не содержит риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
По итогам оценки регулирующего воздействия к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
Проект акта разработан во исполнение абзаца первого подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 июня 2019 г. от 17 июля 2019 г. N Пр-1381ГС, в соответствии с которым было поручено подготовить проект нормативного правового акта, направленного на усиление административной ответственности за нарушение правил дорожного движения при оказании услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, в том числе по организованным перевозкам детей.
Проектом акта предусмотрено усиление административной ответственности по статьям 12.5 (управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена), 12.12 (проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика) и 12.16 (поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) при осуществлении перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и иных лиц автобусами.
Разработчиком представлена статистика, свидетельствующая об увеличении числа правонарушений, совершенных по части 2 статьи 12.16 КоАП, с 2014 г. по 2019 г. в 2,3 раза, по части 1 статьи 12.12 КоАП с 2015 г. по 2019 г. - в 2 раза,а также об увеличении числа дорожно-транспортных происшествий, произошедших по причине неисправности транспортных средств.
Вместе с тем представленные данные не позволяют сделать вывод, что увеличение числа указанных правонарушений и указанных дорожно-транспортных происшествий произошло исключительно за счет правонарушений и дорожно-транспортных происшествий, совершенных при осуществлении перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и иных лиц автобусами.
При этом необходимо отметить, что согласно информации, предоставляемой Ространснадзором, по данным ГУОБДД МВД России, с 2019 года наблюдается снижение показателей аварийности по вине водителей автобусов.
Так, за январь-ноябрь 2019 г. по вине водителей автобусов было совершено 5 024 дорожно-транспортных происшествия, что составляет 3,8 % от общего числа совершенных дорожно-транспортных происшествий за указанный период.
По сравнению с аналогичным периодом 2018 года снижение количества дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине водителей автобусов, составило 5,6 %.
За три месяца 2020 года водителями автобусов также было совершено порядка 3,7 % аварий от общего числа дорожно-транспортных происшествий. Снижение числа дорожно-транспортных происшествий по вине водителей автобусов по сравнению с тремя месяцами 2019 года составило 14,6 %.
В этой связи увеличение размеров административных штрафов по указанным статьям только для перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и иных лиц автобусами представляется необоснованным.
Кроме того, разработчиком не представлено обоснования избирательного увеличения размеров административного штрафа непосредственно по частям 1 и 2 статьи 12.5, части 1 статьи 12.12 и части 2 статьи 12.16 КоАП. Вместе с тем КоАП содержит и иные статьи, предусматривающие административную ответственность за нарушение правил дорожного движения.
Отдельно следует отметить, что в условиях сложной эпидемиологической ситуации прогнозируется существенное снижение деловой активности, в том числе в части пассажирских перевозок, которое может оказаться долговременным. В этой связи полагаем, что в настоящее время необходимо в первую очередь сконцентрироваться на поддержке транспортных предприятий и в обозримое время отказаться от установления дополнительных требований и мер ответственности, которые могут привести к существенным непроизводственным издержкам хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенное, считаем необходимым рекомендовать разработчику проработать вопросы целесообразности доработки проекта акта в настоящее время.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России может быть сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.