Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 19.05.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1041 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 27 марта 2020 года N ВА-П11-3025.
Согласно статистическим данным, за период 2015 - 2019 годов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений, направлено в правоохранительные органы 66,2 тыс. материалов по фактам незаконной рубки, ответственность за которую предусмотрена статьей 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс).
Кроме того, при проведении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) установлено, что почти все случаи незаконной рубки лесных насаждений и вывозки из леса незаконно заготовленной древесины (далее - незаконная рубка) связаны с использованием машин и механических средств, предназначенных для заготовки и транспортировки древесины (лесозаготовительное оборудование).
При этом практика правоприменения показывает, что непосредственно незаконной рубкой в настоящее время занимаются преимущественно лица, не имеющие в собственности лесозаготовительного оборудования.
Лесозаготовительное оборудование, которое используют лица, привлеченные к ответственности по статьям 260 и 261 Уголовного кодекса, для совершения незаконной рубки, обычно принадлежит третьим лицам (далее - собственники), которые сами непосредственно не являются участниками совершения указанных правонарушений, а представляют свое имущество лицам, осуществляющим незаконную рубку.
При этом доказать наличие у собственников умысла в части совершения противоправных деяний с использованием принадлежащего им лесозаготовительного оборудования в подавляющем большинстве случае не представляется возможным.
В этой связи в случае задержания нарушителей с лесозаготовительным оборудованием, в том числе на месте совершения преступления, изъятое в качестве орудия совершения преступления, лесозаготовительное оборудование возвращается его собственнику.
В свою очередь, собственник, не несущий рисков, связанных с привлечением его к уголовной ответственности, а также с утратой принадлежащей ему собственности, неограниченное количество раз передает лесозаготовительное оборудование лицам, совершающим незаконную рубку, получая при этом доход от противоправной деятельности.
Необходимо отметить, что производительность лесозаготовительного оборудования постоянно повышается. Современное лесозаготовительное оборудование позволяет в течение часа провести незаконную рубку в объеме 50 куб. м, что достаточно для заготовки более 25 куб. м высококачественной древесины (средний объем древесины, вывозимый из леса за рейс автомобилем - лесовозом). Вред, причиняемый лесам и находящимся в них природным объектам такой незаконной рубкой, исчисляется сотнями тысяч рублей.
Так, средний размер вреда, причиненного одним фактом незаконной рубки составил: в 2015 году - 510 тыс. руб.; в 2016 году - 666 тыс. руб.; в 2017 году - 667 тыс. руб.; в 2018 году - 758 тыс. руб.; в 2019 году - 846 тыс. руб.
Учитывая изложенное, предотвращение незаконных рубок и причинения вреда лесным насаждениям в связи с использованием лесозаготовительной техники представляется невозможным без создания правовых условий для ликвидации материально-технической базы, используемой для совершения противоправных деяний.
В этой связи представляется целесообразным не распространять на преступления, предусмотренные статьями 260 и 261 Уголовного кодекса, правило о возможности конфискации только тех орудий, оборудования и иных средств совершения преступлений, которые принадлежат обвиняемому на праве собственности.
Внесение в Уголовный кодекс проектируемого изменения направлено на обеспечение возможности сокращения случаев противоправных деяний за счет ликвидации используемой для этого материально-технической базы.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют дополнительных расходов федерального бюджета, а также не приведут к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.