Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части установления предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, определяющих внешний облик зданий, строений и сооружений) (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N Пр-754 о представлении предложений о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих обязательное создание при архитектурно-строительном проектировании и строительстве архитектурно-планировочных решений, обеспечивающих формирование современной качественной городской среды, сохранение и восстановление территорий исторических поселений.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью проекта акта является создание условий для упорядочения архитектурных решений объектов капитального строительства, планируемых к строительству или реконструкции.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в части установления:
- обязанности для органов местного самоуправления по приведению в соответствие правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) в соответствии с нормативами градостроительного проектирования. Местные нормативы градостроительного проектирования в соответствии с действующими положениями ГрК РФ также устанавливаются муниципальными правовыми актами;
- права органов местного самоуправления по установлению в документах градостроительного зонирования предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, определяющих внешний облик зданий, строений и сооружений.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 25 декабря 2019 года по 22 января 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/12-19/00098402).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в срок с 8 по 19 мая 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства экономического развития Хабаровского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерства строительства и архитектуры Амурской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, Департамента имущественных отношений Вологодской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса, Комитета архитектуры и градостроительства Вологодской области, Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, не содержащие замечаний к проекту акта, а также позиции Администрации Тамбовской области, Администрации Томской области, Министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Министерства экономического развития и внешних связей Амурской области, Министерства строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия, Министерства строительства Кировской области, Управления архитектуры и градостроительства Белгородской области, Главного управления строительства Тюменской области, Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия), Комитета по архитектуре и градостроительству НОПРИЗ, содержащие замечания и предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчику в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета в рамках проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на наличие следующих замечаний к проекту акта.
1. Проектом акта (пункт 3 части 3 статьи 30, части 3 и 9 статьи 31 ГрК РФ в редакции проекта акта) устанавливаются избыточные положения в части осуществления подготовки проекта ПЗЗ с учетом нормативов градостроительного проектирования наряду с действующими в ГрК РФ положениями о подготовке проекта ПЗЗ с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, схемах территориального планирования муниципальных районов, схемах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемах территориального планирования Российской Федерации (далее совместно - документы территориального планирования).
В соответствии с частью 1.1 статьи 15 ГрК РФ, частью 2 статьи 20 ГрК РФ, частью 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования уже осуществляется с учетом нормативов градостроительного проектирования.
Таком образом, функциональная зависимость норм ГрК РФ комплексно позволяет сделать вывод об учете в проекте ПЗЗ нормативов градостроительного проектирования, уже принятых во внимание в рамках документов территориального планирования.
Учитывая изложенное, полагаем, что дополнительное указание на осуществление подготовки проекта ПЗЗ с учетом нормативов градостроительного проектирования избыточно.
2. Частью 2 статьи 33 ГрК РФ в редакции проекта акта устанавливается невыполнимое положение, согласно которому несоответствие установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства нормативам градостроительного проектирования является основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в ПЗЗ.
Согласно пункту 26 статьи 1 ГрК РФ нормативы градостроительного проектирования - это совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, нормативы градостроительного проектирования предусматривают количественный показатель оснащенности объектами определенной территории в зависимости от количества населения с учетом допустимого уровня территориальной доступности к таким объектам.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 38 ГрК РФ предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
- минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
- максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Таким образом, остается не ясным, каким образом указанные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, включая расположение такого объекта на земельном участке должны соответствовать количественному показателю обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, в территориальной зоне, а также территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая, что синхронизация предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и нормативов градостроительного проектирования невозможна по определению, полагаем целесообразным исключить проектируемый пункт 6 из части 2 статьи 33 ГрК РФ из редакции проекта акта.
3. Частью 1 статьи 38 ГрК РФ в редакции проекта акта предлагается устанавливать предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков применительно к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства может быть основным, условно разрешенным и вспомогательным.
Исходя из проектируемого требования, предельные параметры размеров земельных участков могут устанавливаться для каждого из указанных видов разрешенного использования.
Учитывая, что вспомогательные виды разрешенного использования могут применяться только в качестве дополнительного по отношению к основному и условно разрешенному видам использования, регламентировать размер земельного участка для вспомогательного вида представляется невыполнимым.
Таким образом, считаем целесообразным уточнить в редакции проекта акта применительно к какому виду разрешенного использования устанавливаются предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.