Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (далее соответственно - проект акта, Положение N 1425), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минздравом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан во исполнение пункта 60 плана-графика по подготовке проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко 14 декабря 2018 г. N 10369п-П9.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью проекта акта является внесение изменений в Положение N 1425, соответствующих предписаниям Закона N 342-ФЗ.
Проектом акта предусматривается установление порядка принятия решения об установлении, изменении и прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 10 по 30 марта 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/03-20/00100187).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в срок с 30 апреля по 13 мая 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства экономического развития Хабаровского края, Министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Департамента по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Томской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Департамента здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, Управления здравоохранения Липецкой области, Союза недропользователей, не содержащие замечаний к проекту акта, а также позиция Национальной курортной ассоциации, содержащая замечания и предложения, рекомендованные к рассмотрению разработчику в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета в рамках проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России сообщает следующее.
Проект акта отвечает направлениям совершенствования системы государственного регулирования развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации согласно Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 2581-р (далее - Стратегия), в части внесения сведений о границах санитарных (горно-санитарных) округов лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Вместе с тем обращаем внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта в части порядков установления, изменения и прекращения существования округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального и регионального значения.
1. Положение N 1425 в редакции проекта акта может способствовать увеличению расходных обязательств санитарно-курортных организаций, субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 34 Положения N 1425 в редакции проекта акта разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения производится организациями по заданиям заказчика.
Так, по информации Росреестра, по состоянию на 1 января 2020 г. в ЕГРН содержатся сведения о 116 зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов*(1). При этом в соответствии с разделом II Стратегии ЕГРН содержит не полный объем сведений о границах зон санитарной охраны, что не позволяет в каждом конкретном случае сделать вывод о нахождении того или иного земельного участка в границах какой-либо из зон санитарной охраны и отслеживать наличие ограничений (обременений) прав в отношении объектов недвижимости курортного фонда Российской Федерации.
Также разделом III Стратегии предусмотрена задача по развитию инфраструктуры курортов, в том числе путем реконструкции санаторно-курортных организаций, что в том числе подразумевает необходимость проведения модернизации материально-технической базы санаторно-курортных организаций, осуществления мероприятий по строительству и реконструкции зданий и сооружений санаторно-курортных организаций в связи с износом большей части таких зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 5 Положения N 1425 в редакции проекта акта в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат в том числе участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения, занимаемые зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенные для санаторно-курортного строительства.
В соответствии с частями 13, 15 статьи 106 ЗК РФ строительство и реконструкция указанных объектов может способствовать необходимости пересмотра и актуализации установленных округов санитарной и горно-санитарной охраны, что потребует значительных финансовых затрат, источники которых в соответствии с пунктом 3 плана мероприятий по реализации Стратегии, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. N 2852-р, должны быть определены в докладе Минздрава России в Правительство Российской Федерации в I квартале 2020 года*(2).
При этом следует отметить, что пунктом 12 части 1 статьи 106 ЗК РФ предусмотрено, что положением в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий должны быть определены случаи, при которых требуется изменение зоны с особыми условиями использования территории. Согласно пункту 10 Положения N 1425 в редакции проекта акта изменение округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется на основании результатов специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований. Однако случаи, при которых требуется проведение таких исследований, проектом акта и действующим Положением N 1425 не установлены.
Стратегией предусмотрено, что ее реализация будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и бюджетах субъектов Российской Федерации, с участием заинтересованных общественных объединений и организаций и с возможным привлечением дополнительных средств из внебюджетных источников на реализацию мероприятий Стратегии. Предполагается, что общий объем финансового обеспечения на реализацию Стратегии составит 92 984 557,87 тыс. рублей*(3).
По данным официального сайта РосТендер по адресу http://rostender.info, диапазон стоимостей на выполнение научно-исследовательских работ "Разработка проекта округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности" в республике Крым в 2018-2019 г. составляет 4-9 млн. рублей на одну местность или курорт.
По информации Министерства здравоохранения Свердловской области*(4), средняя стоимость работ по разработке проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов санаториев и лечебно-оздоровительных местностей по одной зоне округа санитарной (горно-санитарной) охраны составляет свыше 3 млн. рублей. При этом финансовые средства на разработку проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей в бюджете Свердловской области не предусмотрены. Согласно информации, полученной Правительством Свердловской области от санаторно-курортных организаций, в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации санаторно-курортные организации не смогут принять расходы на проведение работ по установлению границ санитарной (горно-санитарной) охраны при расчете налога на прибыль, так как вышеуказанные затраты экономически не оправданы, не направлены на получение дохода, и не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации. Осуществление расходов на указанные работы возможно только из чистой прибыли, что ухудшит финансовое состояние санаторно-курортных организаций и не снизит налоговой нагрузки.
Таким образом, полагаем, что реализация задач Стратегии в части установления и актуализации границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны может быть невыполнима без обеспечения покрытия финансирования указанных мероприятий из федерального бюджета, в том числе налоговыми преференциями.
Так, возможные затраты на актуализацию округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов с учетом проведения мероприятий по модернизации курортного фонда Российской Федерации, предусмотренных Стратегией, могут составить 696 млн. рублей*(5).
2. Пунктом 13 Положения N 1425 в редакции проекта акта устанавливаются сведения, которые "в том числе" указываются в проекте решения об установлении и изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, то есть дополнительно к каким-то иным сведениям.
Какие именно иные сведения имеются в виду, установить из проекта акта не представляется возможным. Аналогичное замечание относится к пункту 14 Положения N 1425 в редакции проекта акта.
Также пунктом 13 Положения N 1425 в редакции проекта акта устанавливается, что в проекте решения об установлении и изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны указывается текстовое и графическое описание местоположения границ округа горно-санитарной охраны с перечнем координат характерных точек этих границ.
Данное требование противоречит пункту 10 статьи 106 ЗК РФ, которым установлено, что сведения о границах зон с особыми условиями использования территории являются обязательным приложением к решению об установлении таких зон, а также к решению об изменении таких зон, предусматривающему изменение их границ.
Дополнительно обращаем внимание разработчика на необходимость приведения Положения N 1425 в редакции проекта акта в соответствие с частью 9 статьи 106 ЗК РФ в отношении сведений, которые должны содержаться в проекте решения об изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
3. В соответствии с пунктом 18 Положения N 1425 в редакции проекта акта Правительство Российской Федерации не вправе принимать решение об установлении, изменении и прекращении округа санитарной и горно-санитарной охраны территории в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минздравом России не представлены документы, предусмотренные пунктами 10, 11 и 15 Положения N 1425 в редакции проекта акта.
Учитывая, что пункты 10, 11 и 15 Положения N 1425 в редакции проекта акта предусматривают дифференциацию по представляемым документам для принятия решения об установлении и изменении округов и для принятия решения о прекращении существования округов, формулировка пункта 18 Положения N 1425 в редакции проекта акта может способствовать возникновению риска отсутствия основания для принятия соответствующего решения Правительством Российской Федерации в случае, например, когда для принятия решения о прекращении существования округов не представлены документы, предусмотренные для принятия решения об установлении и изменении округов.
Таким образом, считаем целесообразным привести аналогичную дифференциацию в пункте 18 Положения N 1425 в редакции проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Письмо Росреестра от 28 января 2020 г. N 18-00700-ВС/20
*(2) По информации Минздрава России, доклад представлен в Правительство Российской Федерации, содержание доклада разработчиком не раскрывается
*3(3) Пункт 8 Таблицы разногласий между Минэкономразвития России и Минздравом России по проекту распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии, подписанной Минэкономразвития России письмом от 1 октября 2019 г. N 33079-ИТ/Д04и
*(4) Письмо Министерства здравоохранения Свердловской области от 16 марта 2020 г. N 01-01-57-3644, направленное в Минэкономразвития России
*(5) 6 000 000 (средняя стоимость разработки одного округа санитарной (горно-санитарной) охраны) * 116 (количество установленных округов по данным ЕГРН) = 696 000 000
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.