Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен МЧС России от 13.05.2020)
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постанавляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _____________ г. N ___
Порядок
подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
1. Настоящий Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок) определяет категории и группы населения, подлежащие подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), основные задачи, места, периодичность и формы (сроки) подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при организации подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
2. Население, подлежащее подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций, делится на следующие категории лиц:
а) лица, в полномочия (обязанности) которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - должностные лица);
б) лица, в полномочия (обязанности) которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. Должностные лица подразделяются на следующие группы лиц:
а) должностные лица координационных органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней;
б) должностные лица постоянно действующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней;
в) должностные лица органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всех уровней;
г) должностные лица федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, не включенных в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Лица, в полномочия (обязанности) которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, распределяются по следующим группам лиц:
а) физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем (далее - работающее население);
б) физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем (далее - неработающее население);
в) обучающиеся, осваивающие образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, образовательные программы высшего образования (далее - обучающиеся).
5. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций для должностных лиц являются:
а) обучение правилам поведения, основным способам защиты и действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты;
б) выработка у должностных лиц навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
в) совершенствование практических навыков должностных лиц в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
г) практическое усвоение должностными лицами в ходе сборов, учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
6. Основными задачами подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций для категории лиц, в полномочия которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, являются:
а) изучение способов защиты при чрезвычайных ситуациях;
б) обучение порядку действий по сигналам оповещения об угрозе и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) изучение приемов оказания первой помощи и правил пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты.
7. Должностные лица проходят обучение по дополнительным образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
8. Категория лиц, в полномочия которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проходит подготовку:
а) работающее население - по месту работы, а также по месту жительства;
б) неработающее население - по месту жительства;
в) обучающиеся - в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования, образовательным программам высшего образования.
9. Для должностных лиц предусматриваются следующие формы и сроки (периодичность) подготовки:
а) для лиц, указанных в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 3 настоящего Порядка, обучение по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, а также в течение первого года с даты назначения на должность при отсутствии такого обучения в течение последних пяти лет, предшествующих назначению;
б) для лиц, указанных в подпункте "г" пункта 3 настоящего Порядка, обучение по дополнительным образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, а также в течение первого года с даты назначения на должность при отсутствии такого обучения в течение последних пяти лет, предшествующих назначению;
в) для лиц, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящего Порядка, участие в ежегодных семинарах (вебинарах);
г) проведение самостоятельной подготовки в течение года;
д) участие в сборах, учениях и (или) тренировках;
е) прохождение инструктажа по защите от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в год, а также при приеме на работу в течение первого месяца их работы;
ж) подготовка должностных лиц, для которых настоящим Порядком устанавливается обучение по дополнительным образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, осуществляется по соответствующим дополнительным профессиональным программам или, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, когда такие лица не могут быть допущены к освоению дополнительных профессиональных программ, по соответствующим дополнительным общеразвивающим программам.
10. Для лиц, в полномочия (обязанности) которых не входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматриваются следующие формы и сроки (периодичность) подготовки:
а) работающее население - прохождение инструктажа по защите от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в год, а также при приеме на работу в течение первого месяца их работы, самостоятельное изучение порядка действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций - регулярно в течение года;
б) неработающее население - самостоятельное изучение порядка действий при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач, просмотр телепрограмм, учебных фильмов по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций, участие в беседах и лекциях - в течение года;
в) обучающиеся - изучение в учебное время по соответствующим программам предмета (дисциплины) "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
г) участие в учениях и (или) тренировках.
11. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
а) определяет перечень и места подготовки должностных лиц, проходящих обучение по дополнительным образовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
б) разрабатывает и утверждает примерные дополнительные образовательные программы и примерные программы инструктажа в области защиты от чрезвычайных ситуаций для подготовки должностных лиц;
в) организует не менее одного раза в год семинары (вебинары) по защите от чрезвычайных ситуаций с руководителями (работниками), в полномочия (обязанности) которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, федеральных органов исполнительной власти, указанными в подпункте "б" и "г" пункта 3 настоящего Положения;
г) разрабатывает и утверждает не реже одного раза в 5 лет организационно-методические указания по подготовке всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов (кроме федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования) и примерных основных образовательных программ (кроме образовательных программ дошкольного образования) обеспечивают получение подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
13. Финансирование подготовки должностных лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "в", и "г" пункта 3 настоящего Положения и других работников федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации, организации и проведения федеральными органами исполнительной власти учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.
Финансирование подготовки должностных лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "в", и "г" пункта 3 настоящего Положения и других работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведение ими учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансирование подготовки должностных лиц, указанных в подпунктах "а", "б", "в", и "г" пункта 3 настоящего Положения и других работников органов местного самоуправления, подготовки неработающего населения, а также проведение органами местного самоуправления учений, тренировок и других мероприятий осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Финансирование подготовки работающего населения, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.