Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках"
(подготовлен Минтрансом России 22.05.2020 г.)
1. Общие характеристики проекта федерального закона
Проект федерального закона "О прямых смешанных (комбинированных) перевозках" (далее - законопроект)разработан в соответствии со статьей 788 Гражданским кодексом Российской Федерации его разработка предусмотрена пунктом 42 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 N 1914-р.
2. Описание проблемы, на решение которой направлено обсуждение вопроса. Основание предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Гражданским кодексом Российской Федерации закреплены основные условия перевозки в прямом смешанном (комбинированном) сообщении:
участие в перевозочном процессе двух или более видов транспорта;
перевозка осуществляется по единому транспортному документу.
Тем не менее, вопросы, связанные с осуществлением и организацией перевозок, в том числе условия и порядок заключения договоров, определяющих взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном (комбинированном) сообщении, отнесены Гражданским кодексом Российской Федерации к предмету регулирования отдельного законодательного акта (статья 784 и 788 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отдельные вопросы, связанные с перевозками в прямом (смешанном) сообщении, нашли отражение в некоторых транспортных уставах и кодексах. Но характер содержащихся в них норм о перевозках в прямом смешанном сообщении, не позволяет говорить об их системности и способности играть роль правовых основ в области перевозок в прямом смешанном (комбинированном) сообщении. Действующие нормативные акты регламентируют отдельные аспекты прямых смешанных перевозок грузов (преимущественно в железнодорожно-водном сообщении).
Наиболее поздние из содержащихся в транспортных уставах и кодексах нормы о перевозках в прямом смешанном (комбинированном) сообщении и, соответственно, в наибольшей степени отвечающие современным условиям деятельности транспорта, носят временный характер, то есть применяются до введения в действие федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (статья 166 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, статья 128 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации").
Также в действующих в настоящее время документах отсутствуют положения о взаимодействии транспортных организаций по организации перевозок в прямом смешанном (комбинированном) сообщении и правил определения ответственности транспортных организаций перед клиентами.
Согласно статье 788 Гражданского кодекса Российской Федерации взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Учитывая данное обстоятельство в законопроекте особое внимание уделено вопросам заключения соглашений между транспортными организациями по вопросам их взаимодействия при осуществлении перевозок в прямом смешанном сообщении пассажиров, багажа, грузов, в том числе вопросам распределения их ответственности за причинение вреда грузоотправителю/грузополучателю.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений и прогноз социально-экономических, финансовых и иных последствий
В целом законопроект направлен на обеспечение системного регулирования основных отношений между транспортными организациями в части налаживания взаимодействия различных видов транспорта для своевременного и качественного обеспечения потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках в прямом смешанном сообщении пассажиров, багажа, грузов, создания условий для развития экономики и обеспечения единого экономического пространства на территории Российской Федерации
Принятие законопроекта определит существенные условия взаимодействия транспортных организаций при перевозках в прямом смешанном (комбинированном) сообщении, четко очертить круг их взаимных прав, обязанностей.
Кроме того, в результате реализации на практике положений, содержащихся в Законопроекте, будут устранены логистические ограничения при перевозках разными видами транспорта, а также созданы условия для:
повышения доступности услуг по перевозкам в прямом смешанном (комбинированном) сообщении;
сокращения сроков доставки и потребительских затрат на перевозку в прямом смешанном сообщения;
повышения темпов формирования и развития транспортных коридоров;
повышения мобильности населения и транспортной доступности отдаленных регионов страны.
4. Оценка регулирующего воздействия
В соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318, проект федерального закона и сводный отчет к нему были размещены для публичного обсуждения на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru) в период с 26.11.2018 по 14.12.2018.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" проект федерального закона был размещен для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на Едином портале раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (www.regulation.gov.ru) в период с 26.11.2018 по 14.12.2018.
Получено заключение независимого эксперта.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация на практике положений законопроекта не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, изменения объема их полномочий и (или) компетенции, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.
6. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Социально-экономическими последствиями в результате реализации положений Законопроекта является выполнение следующих задач скоординированной (согласованной) транспортной политики, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05. 2014:
создание общего рынка транспортных услуг;
интеграция транспортных систем государств-членов Евразийского экономического союза в мировую транспортную систему;
эффективное использование транзитного потенциала государств-членов Евразийского экономического союза;
повышение качества транспортных услуг;
обеспечение безопасности на транспорте;
снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека;
формирование благоприятного инвестиционного климата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.