Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение"
(подготовлен Минтрудом России 01.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий и социальных доплат к пенсиям в целях создания для граждан удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение и социальную помощь"*(1) подготовлен в целях совершенствования пенсионного законодательства в части оптимизации механизма назначения и выплаты пенсий с учетом развития современных информационных технологий, а также организации заблаговременного информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и выплатах за счет средств пенсионных накоплений.
1. Совершенствование процесса назначения и выплаты пенсий.
В настоящее время в целях реализации права на страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии, назначаемые по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"*(2), граждане обращаются с соответствующими заявлениями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР)*(3).
При этом в ряде случаев, когда от гражданина не требуется представления юридически значимой информации, установление пенсий осуществляется без подачи заявления, например:
перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования*(4) величины индивидуального пенсионного коэффициента после установления страховой пенсии в связи с работой после назначения пенсии (с 1 августа каждого года, по данным индивидуального (персонифицированного) учета)*(5);
перерасчет размера страховой пенсии в связи с представлением страхователем после назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента (со дня назначения пенсии, по данным индивидуального (персонифицированного) учета)*(6);
перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет (со дня достижения указанного возраста)*(7);
перерасчет размера пенсии при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер пенсии (со дня установления соответствующей группы или причины инвалидности)*(8);
назначение страховой пенсии по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, при возникновении у него права на страховую пенсию по старости, а при отсутствии такого права - назначение социальной пенсии по старости по достижении возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (со дня достижения им соответствующего возраста)*(9);
назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей - инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет (со дня установления соответствующей группы инвалидности)*(10).
Выплата страховой пенсии гражданину, прекратившему осуществление трудовой и (или) иной деятельности, с учетом индексаций (увеличений) страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, также осуществляется без подачи заявления (по данным индивидуального (персонифицированного) учета)*(11).
Учитывая сформировавшуюся тенденцию в развитии процедурных норм пенсионного законодательства - отказ от необходимости подачи правомочными лицами заявлений в целях совершения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, процедурных действий, направленных на реализацию его прав, и закрепление презумпции согласия гражданина на назначение пенсии и изменение ее размера, исходя из того, что это выгодно гражданину, проектом федерального закона предлагается назначение в беззаявительном порядке:
пенсий, назначаемых по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом N 1032-1;
страховых пенсий по инвалидности;
социальных пенсий по инвалидности.
Пенсии, назначаемые по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом N 1032-1, предлагается назначать при согласии безработного гражданина на основании предложения органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину со дня выдачи указанного предложения.
Страховые пенсии по инвалидности и социальные пенсии по инвалидности лицам, признанным инвалидами, предусматривается назначать со дня признания лица инвалидом на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
В данном случае, решение о назначении соответствующей пенсии будет вынесено в сокращенные сроки - не позднее 5 рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов или документов федеральных учреждений медико-социальной экспертизы в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 3 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении пенсии извещает лицо, признанное инвалидом, о назначении ему пенсии.
Проектом федерального закона предусматривается, что в случае представления пенсионером, являющимся получателем страховой пенсии по инвалидности, документов, подтверждающих обстоятельства до дня назначения страховой пенсии по инвалидности, влекущие увеличение размера страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, а также в случае поступления таких документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионного обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, при оказании содействия заявителю в истребовании документов, необходимых для назначения пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности со дня назначения указанной пенсии, без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии по инвалидности, фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности. Соответствующие положения предусмотрены в новой проектируемой статье 251 проекта федерального закона, которая вносится в Федеральный закон N 400-ФЗ.
Аналогичные нормы предусмотрены в отношении всех страховых пенсий в случае, если обстоятельства, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, наступили до назначения указанной пенсии. Соответствующие положения предусмотрены в новом пункте 72 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ. Такие положения распространяются на пенсии, устанавливаемые по предложению органа службы занятости о досрочном назначении пенсии безработному гражданину в соответствии с Законом N 1032-1.
Помимо этого, проектом федерального закона предлагается:
- назначение в беззаявительном порядке страховой пенсии по старости лицу, достигшему возраста 80 лет и являющемуся получателем страховой пенсии по случаю потери кормильца, в случае, если это выгодно пенсионеру;
- возобновление выплаты страховой пенсии в беззаявительном порядке в случае поступления в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, сведений, подтверждающих устранение обстоятельств, указанных в пунктах 3 (достижение лицом, получающим страховую пенсию по случаю потери кормильца, возраста 18 лет и отсутствие документов, подтверждающих его обучение по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, либо истечения срока обучения получателя страховой пенсии по случаю потери кормильца после достижения им возраста 18 лет) и 4 (истечение срока действия вида на жительство) части 1 статьи 24 Федерального закона N 400-ФЗ.
- возобновление выплаты накопительной пенсии в беззаявительном порядке в случае поступления в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, сведений, подтверждающих устранение обстоятельств, указанных в пункте 2 (истечение срока действия вида на жительство) части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"*(12).
- закрепить право органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, оказывать содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации или на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор. В случае поступления таких документов, подтверждающих обстоятельства, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, после назначения страховой пенсии будет производиться перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения исходят из презумпции согласия гражданина на установление пенсии, увеличение ее размера, направлены на создание для граждан удобных условий реализации своего права на получение пенсии, отвечающих современным подходам оказания государственных услуг, и в целом соответствуют закрепленной в пенсионном праве тенденции развития осуществления процедурных действий без подачи гражданами заявлений.
В соответствии с действующим законодательством решение об установлении пенсии принимается территориальным органом в лице его руководителя, т.е. единолично. В этой связи, как показывает не только правоприменительная практика органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, но и судебная практика (например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой", которым Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 3 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ не соответствующей Конституции Российской Федерации), принятие решения об установлении факта нахождения на иждивении носит субъективный характер в силу неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 10 Федерального закона N 400-ФЗ, позволяющей неоднозначно толковать факт нахождения на полном содержании или получения помощи, которая является постоянным и основным источником средств к существованию.
В целях исключения субъективного подхода при толковании указанной нормы, а также в целях всестороннего анализа и рассмотрения сведений, которыми орган, осуществляющий пенсионное обеспечение не располагает (например, установление доходов и расходов лиц, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, а также самих нетрудоспособных членов семьи; установление факта предоставления и объема указанным лицам различных социальных услуг и т.д.) и определения на их основе факта нахождения на иждивении, проектом федерального закона вносятся дополнения в статью 10 Федерального закона N 400-ФЗ в части установления факта нахождения на иждивении на основании решения комиссии, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указанные комиссии выносят решение о признании нетрудоспособным члена семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении при условии, если член семьи умершего кормильца находился на его полном содержании или получал от него помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Положение о комиссии, порядок обращения в комиссию утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Стоит отметить, что в пенсионном законодательстве в настоящее время существуют прецеденты по созданию комиссий в целях реализации пенсионных прав граждан.
Так, в соответствии с положениями статьи 5.1. Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на основании решения комиссии, созданной высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и г. Севастополя, устанавливаются периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место на территории указанных субъектов Российской Федерации, а также заработок за данные периоды работы.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июня 1994 г. N 50 "Об утверждении Порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций" также предусматривается создание комиссий на уровне высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положения проекта федерального закона предусматривают, что граждане могут обращаться с заявлением об установлении страховой пенсии с указанием в нем в том числе сведений о способе доставки страховой пенсии. Соответствующие изменения вносятся в часть 2 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ.
Действующая редакция части 19 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривает контроль за выплатой пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год. В указанных целях требуется ежегодное подтверждение пенсионером факта регистрации его по месту получения пенсии (то есть фактически личное обращение в пенсионные органы с соответствующим документом).
Контроль за выплатой пенсии по доверенности был впервые закреплен еще в законодательстве СССР. Впоследствии пенсионным законодательством закреплялись аналогичные положения в части контроля выплаты пенсии по доверенности.
Введение этих положений было обусловлено необходимостью создания правовой основы для осуществления контроля в отношении граждан, лично не участвующих в процессе выплаты и доставки пенсий в течение длительного срока, в условиях, когда сведения о смерти обрабатывались вручную, поступали в территориальные органы ПФР нерегулярно, а могли и не поступить в случае регистрации смерти пенсионера за пределами субъекта Российской Федерации, в котором он получал пенсию.
В современных условиях, когда сведения о смерти поступают в распоряжение территориальных органов ПФР из федеральной государственной информационной системы Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, соответствующая норма утратила свою актуальность.
В этой связи проектом федерального закона предлагается часть 19 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ изложить в следующей редакции: "По желанию пенсионера страховая пенсия может выплачиваться по доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Выплата указанной пенсии производится по доверенности, срок действия которой не превышает три года.".
Положения части 1 статьи 26 Федерального закона N 400-ФЗ устанавливают общее правило о том, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц.
Вместе с тем в условиях чрезвычайной ситуации особое значение имеет доставка денежных сумм пострадавшим гражданам. В связи с этим оперативная доставка пенсий осуществляется по фактическому месту нахождения пенсионера, в большинстве случаев вне графика доставки пенсии - досрочно.
В связи с изложенным в целях оперативного реагирования на возможные чрезвычайные ситуации предлагаемая проектом федерального закона редакция новой части 1.1 статьи 26 Федерального закона N 400-ФЗ закрепляет норму о досрочной доставке пенсий в условиях введения чрезвычайной ситуации.
При этом данная норма может распространяться на все виды чрезвычайных ситуаций (федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального, муниципального, локального характера).
2. Заблаговременное информирование застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, суммах средств пенсионных накоплений и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений.
Проектом федерального закона предусмотрены положения, направленные на организацию заблаговременного информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, суммах средств пенсионных накоплений и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений на дату осуществления такого информирования.
Согласно предлагаемым изменениям на ПФР возлагается обязанность по информированию застрахованных лиц, достигших возраста 45 лет:
не являющихся получателями страховой пенсии по старости (в том числе назначенной досрочно), страховой пенсии по инвалидности, пенсии по старости, установленной в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пенсии, назначенной в соответствии с Законом N 1032-1, о предполагаемом размере страховой пенсии по старости;
формирующих пенсионные накопления у страховщика, которым является ПФР, о выплатах за счет средств пенсионных накоплений.
Информирование предлагается осуществлять в автоматическом режиме с периодичностью один раз в три года, начиная с года достижения застрахованным лицом возраста 45 лет, до 31 декабря соответствующего года.
Указанный временной период и периодичность информирования позволят гражданину оценить имеющиеся пенсионные права и при необходимости скорректировать собственную модель поведения в части приобретения дополнительных прав (например, путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с целью уплаты страховых взносов*(13)).
Застрахованным лицам, зарегистрированным в единой системе идентификации и аутентификации, сведения о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений будут предоставляться в порядке, определяемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Застрахованным лицам, незарегистрированным в единой системе идентификации и аутентификации, сведения о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений будут предоставляться органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по их обращению в порядке, определяемом ПФР.
При этом указанные сведения застрахованным лицам как зарегистрированным, так и незарегистрированным в единой системе идентификации и аутентификации, будут предоставляться по единой форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
В состав сведений о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, направляемых застрахованному лицу, предлагается включить данные о сформированных гражданином пенсионных правах, информацию об условиях и порядке приобретения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях, информацию о параметрах, используемых для расчета страховой пенсии по старости гражданина, и сведения о предполагаемом размере страховой пенсии по старости гражданина на дату осуществления инициативного информирования.
Расчет предполагаемого размера страховой пенсии по старости будет осуществляться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В состав сведений о суммах средств пенсионных накоплений и правах на выплаты за счет средств пенсионных накоплений, направляемых застрахованному лицу, предлагается включить данные о суммах средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица; об условиях и порядке приобретения права на накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату, единовременную выплату в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и Федеральным законом N 424-ФЗ.
Первое информирование застрахованных лиц, из числа лиц 1976 года рождения и ранее, осуществляется до 31 декабря 2021 года.
Такое информирование позволит гражданину получить сведения об имеющихся у него пенсионных правах, предполагаемом размере пенсии и тем самым планировать свое будущее.
3. Вопросы исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Настоящим проектом федерального закона предлагается дополнить статью 32 Федерального закона N 400-ФЗ нормой, предусматривающей Правительству Российской Федерации утверждать при необходимости правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ.
Такое дополнение обусловлено следующим.
Исчисление периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - постановление N 516, Правила N 516), срок действия которых продлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление N 665).
Правила N 516, принятые в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), применяются с 23 июля 2002 г. (с даты вступления в силу постановления N 516) при исчислении периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 32 Федерального закона N 400-ФЗ (до 1 января 2015 г. Правила N 516 применялись при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 173-ФЗ).
В связи с принятием Федерального закона N 400-ФЗ было принято постановление N 665, предусматривающее применение Правил N 516, при досрочном назначении страховой пенсии в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ.
Таким образом, проектируемая норма в статью 32 Федерального закона N 400-ФЗ необходима для разработки отдельного нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, которым будет предусмотрен порядок исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
4. Совершенствование процесса установления социальных доплат к пенсии.
Статьей 6 проекта федерального закона предусмотрена оптимизация механизма реализации гражданами права на получение социальных доплат к пенсии (федеральной и региональной) путем внесения изменений и дополнений в статью 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"*(14).
В настоящее время социальная доплата к пенсии устанавливается при обращении за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев установления социальной доплаты к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ).
В указанных случаях социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия.
Как правило, за установлением федеральной социальной доплаты к пенсии в территориальный орган ПФР граждане обращаются одновременно с обращением за назначением пенсии. Назначение гражданину пенсии в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации является одним из необходимых условий для приобретения права на социальную доплату к пенсии.
При этом территориальные органы ПФР располагают достаточной информацией (о факте и сроках установления пенсии и ее размере, об иных выплатах, осуществляемых ПФР, учитываемых в общей сумме материального обеспечения пенсионера, о факте осуществления (прекращения) трудовой и иной приравненной к ней деятельности) для установления и выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии без подачи заявления как о гражданах, состоящих на учете, так и о гражданах, претендующих на установление пенсии, в отношении которых проводилась заблаговременная работа. Информация о мерах социальной поддержки, предоставленных в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, и в настоящее время поступает от уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в рамках нормативно закрепленного межведомственного информационного обмена, также может быть получена из Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее - ЕГИССО).
В отношении граждан, пенсии которым устанавливаются уполномоченными органами федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"*(15), необходимая для установления и выплаты социальных доплат к пенсии (как федеральной, так и региональной) информация может быть получена в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также из ЕГИССО.
Предлагаемый подход соответствует закрепленной в пенсионном праве тенденции развития осуществления процедурных действий без подачи гражданами заявлений, а также направлен на создание для граждан удобных условий реализации своего права на получение социальных доплат к пенсии.
В этой связи законопроектом предлагается исключить необходимость обращения граждан в территориальные органы ПФР или уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации за установлением социальной доплаты к пенсии, закрепив при этом, что указанная выплата устанавливается со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее возникновения права на нее.
В целях обеспечения возможности установления в беззаявительном порядке региональной социальной доплаты к пенсии в рамках межведомственного информационного взаимодействия территориальные органы ПФР будут представлять уполномоченным органам исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации информацию о факте и сроках установления гражданину пенсии, а также об осуществлении пенсионером работы и (или) иной деятельности, в период которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ.
В целях обеспечения возможности установления в беззаявительном порядке социальных доплат к пенсии гражданам, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом N 4468-1, необходимая для установления социальных доплат к пенсии информация будет представляться уполномоченными органами федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.
Проектом федерального закона предусматривается, что при установлении социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке территориальный орган ПФР или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установивший социальную доплату к пенсии, будет уведомлять гражданина о факте установления указанной выплаты. В уведомлении будет указано об обязанности пенсионера безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.
Законопроектом предлагается внести дополнения в части 5 и 11 статьи 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ, закрепив таким образом возможность и условия установления и выплаты региональной социальной доплаты территориальными органами ПФР.
Данные изменения также направлены на создание удобных условий для граждан, когда соответствующие полномочия возлагаются на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение и ряд иных выплат, которые являются основным источником материального обеспечения неработающего пенсионера. В таком случае у гражданина нет необходимости при возникновении ситуаций, требующих разъяснения либо уточнения, обращаться в различные инстанции.
Кроме того, в связи с принятием Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2019 г. N 975, ряд субъектов Российской Федерации (15) в 2020 г. перешел с федеральной социальной доплаты к пенсии на осуществление региональной социальной доплаты к пенсии, причем в большинстве из данных субъектов ранее указанная выплата не устанавливалась, и уполномоченные органы таких субъектов вновь создавали необходимую материально-техническую и технологическую базу, что потребовало выделения дополнительных бюджетных ассигнований на указанные цели.
В ходе проведения подготовительных мероприятий главы регионов предлагали закрепить полномочия по осуществлению региональной социальной доплаты за ПФР.
ПФР является оператором государственных информационных систем, содержащих достаточный объем сведений для осуществления федеральной и региональной социальных доплат к пенсии.
В указанной части законопроект также позволит создать наиболее удобные условия для граждан и кроме того, позволит сократить бюджетные ассигнования на осуществление региональной социальной доплаты.
Законопроектом предлагается дополнить статью 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ частью 8.5, содержащей положения, позволяющие избежать уменьшения размера общего дохода пенсионера в случае колебания индексов увеличения пенсий, ежемесячных денежных выплат (далее - ЕДВ) в разные годы, путем сохранения к выплате суммы индексации пенсий, ЕДВ предыдущего года, если они превышают суммы индексации соответствующих выплат в текущем году.
5. Дополнение и уточнение территориальными органами ПФР сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Проект федерального закона предусматривает внесение положений в Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", предусматривающих возможность дополнения территориальными органами ПФР индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведениями об иных периодах при соответствующем изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, поступлении в орган ПФР сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, без истребования заявления от гражданина. А также предлагается закрепить норму о предоставлении работодателем сведений о стаже за межрасчетный период для права на пенсию без участия гражданина.
6. Совершенствование получения социального пособия на погребение гражданами, имеющими право на такую выплату.
Проектом федерального закона в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"*(16) предлагается закрепить особенности выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров ПФР и его территориальными органами.
Данные изменения направлены на создание удобных условий для граждан, когда выплата социального пособия на погребение умершего неработающего пенсионера осуществляется на основании сведения о смерти, содержащегося в Федеральной государственной информационной системе Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния.
В этом случае гражданину, взявшему на себя обязанность по погребению умершего, нет необходимости обращаться в территориальный орган ЗАГС для получения документа (справка ф. 11), на основании которого в настоящее время осуществляется выплата социального пособия на погребение.
Кроме этого указанной статьей закрепляются следующие особенности:
1. Порядок определение размера социального пособия на погребение.
В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона N 8-ФЗ размер социального пособия на погребение определяется исходя из стоимости услуг, утвержденной органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями ПФР, Фонда социального страхования (далее - ФСС) и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также установленного предельного размера социального пособия на погребение (возмещение стоимости услуг).
При этом предельный размер социального пособия на погребение подлежит ежегодной индексации.
В связи с этим на практике возникает вопрос, на какую дату следует определять размер социального пособия на погребение, если в период между датой смерти пенсионера, датой его погребения и датой обращения за осуществлением одной из указанных выплат имело место изменение предельного размера социального пособия на погребение либо изменение стоимости услуг. Вопрос определения размера социального пособия на погребение возникает также при реализации экстерриториального принципа обращения за осуществлением указанных выплат, когда в муниципальном образовании по месту получения пенсии умершим гражданином, месту его погребения и месту обращения заявителя определена разная стоимость гарантированного перечня услуг по погребению либо применяется районный коэффициент.
В целях урегулирования данного вопроса, а также упрощения процедуры определения размера пособия на погребение закрепляются правила определения размера социального пособия на погребение;
2. Сроки выплаты социального пособия на погребение.
Статья 10 Федерального закона N 8-ФЗ предусматривает осуществление выплаты социального пособия на погребение в день обращения.
При этом на практике реализация указанного положения вызывает определенные затруднения в случае выбора заявителем способа выплаты социального пособия на погребение путем зачисления на счет, открытый в кредитной организации, поскольку срок зачисления платежа в указанном случае составляет не менее трех банковских дней.
При этом срок осуществления рассматриваемых выплат следует определять в рабочих днях.
Вносимые в Федеральный закон N 8-ФЗ изменения позволят:
- исключить справку о смерти (ф.11) на бумажном носителе из процесса выплаты социального пособия на погребение умершего пенсионера, в результате чего гражданин может обратиться за указанной выплатой без посещения органа, выплачивающего пенсию;
- использовать сведения о смерти, поступающие в распоряжение органа, выплачивающего пенсию, из Федеральной государственной информационной системы Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния;
- закрепить порядок обращения, определения размера выплаты, срока выплаты лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего.
7. Обеспечение возможности учета в ЕГИССО сведений о принадлежности граждан к категориям получателей мер социальной защиты (поддержки) и иных социальных гарантий и выплат.
Законопроектом предусматриваются положения, направленные на обеспечение возможности учета в ЕГИССО сведений о принадлежности граждан к категориям получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также возможности формирования (в форме электронного документа или на бумажном либо ином материальном носителе) документа (свидетельства, удостоверения, в том числе пенсионного удостоверения, иного документа), подтверждающего право гражданина на соответствующие меры социальной защиты.
Так, для достижения вышеобозначенных возможностей предлагается внести изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи", в статью 7 Федерального закона "О ветеранах", в часть 4 статьи 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При этом предполагается, что на основе сведений, содержащихся (представляемых) в ЕГИССО, информация о принадлежности граждан к категориям получателей соответствующих мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат (далее - категории получателей мер социальной защиты) будет предоставляться как поставщикам информации в ЕГИССО, так и пользователям сведений из указанной информационной системы. О поступлении в ЕГИССО информации о принадлежности (об исключении принадлежности) гражданина к соответствующей категории получателей мер социальной защиты указанный гражданин будет незамедлительно уведомляться через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
В то же время законопроектом предлагается обеспечить возможность получения гражданином на бумажном либо ином материальном носителе документа (свидетельства, удостоверения, в том числе пенсионного удостоверения, иного документа), подтверждающего право гражданина на соответствующие меры социальной защиты. При этом предполагается, что удостоверяющий документ на бумажном либо ином материальном носителе будет выдаваться ПФР, что исключает возникновение дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), связанных с выдачей на основе сведений из ЕГИССО документов, удостоверяющих право граждан на региональные (муниципальные) меры социальной защиты (поддержки).
При этом реализация учета в ЕГИССО категорий получателей мер социальной защиты будет осуществлена за счет предусмотренных бюджетных ассигнований ПФР на развитие ЕГИССО в 2020-2021 гг.
8. Заключительные положения.
Законопроектом предусматривается введение механизма беззаявительного назначения страховой пенсии по инвалидности и социальной пенсии по инвалидности, начиная с 1 июля 2021 г., за исключением отдельных субъектов Российской Федерации, в которых указанные положения вступают в силу с 1 июля 2022 года:
- в городе федерального значения Москве, городе федерального значения Санкт-Петербурге с учетом существенно превышающей численности постоянного населения по отношению такого показателя в других субъектах Российской Федерации (численность постоянного населения в среднем за 2019 г. в Москве составила - 12 646 679 чел., а Санкт-Петербурге - 5 390 977 человек*(17));
- городе федерального значения Севастополе, Республике Крым с учетом представления страхователями, включая граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в срок не позднее 31 декабря 2021 г. сведений обо всех включаемых в страховой (трудовой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и последующей их оценки по состоянию на 1 января 2002 г., проводимой для учета таких сведений на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в целях установления соответствующих пенсий*(18).
Положения законопроекта, касающиеся процедуры назначения досрочной пенсии безработным гражданам по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом N 1032-1, с учетом готовности органов службы занятости и органов ПФР к внедрению беззаявительного механизма назначения таких пенсий, вступают в силу с 1 апреля 2021 года.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Далее - проект федерального закона.
*(2) Далее - Закон N 1032-1.
*(3) Далее - ПФР.
*(4) Далее - индивидуальный (персонифицированный) учет.
*(5) Пункт 3 части 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).
*(6) Часть 7 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ.
*(7) Часть 5 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ.
*(8) Пункт 1 части 4 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ, пункт 2.1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ).
*(9) Часть 6 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ, пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 166-ФЗ.
*(10) Пункт 1 статьи 23 Федерального закона N 166-ФЗ.
*(11) Статья 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
*(12) Далее - Федеральный закон N 424-ФЗ.
*(13) Статья 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ).
*(14) Далее - Федеральный закон N 178-ФЗ.
*(15) Далее - Закон N 4468-1.
*(16) Далее - Федеральный закон N 8-ФЗ.
*(17) Информация о численности постоянного населения в среднем за 2019 год по субъектам Российской Федерации приведена на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики -https://showdata.gks.ru/report/278930/.
*(18) Статья 6.1 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.