Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О наделении Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" полномочиями по осуществлению прав собственника федерального имущества в области космической деятельности"
(подготовлен Госкорпорацией "Роскосмос" 02.06.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О наделении Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" полномочиями по осуществлению прав собственника федерального имущества в области космической деятельности" (далее - проект постановления) разработан в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 14 мая 2020 г. N ЮБ-П7-4932 об обеспечении исполнения указания Президента Российской Федерации от 10 мая 2020 г. N Пр-799 в соответствии с частью 2 статьи 5 и частью 14 статьи 6 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Федеральный закон N 215-ФЗ) с учетом положений Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон N 5663-1) в целях урегулирования отношений, связанных с управлением Госкорпорацией "Роскосмос" (далее - Госкорпорация) федеральным имуществом в области космической деятельности.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона N 215-ФЗ Госкорпорация создана и действует в том числе в целях управления государственным имуществом, а также в целях создания условий и механизмов эффективного использования результатов космической деятельности.
Однако законодательством Российской Федерации правоотношения, необходимые для обеспечения управления, использования и эксплуатации Госкорпорацией материальных активов (имущества), являющихся федеральной собственностью, в том числе при осуществлении космической деятельности, не урегулированы.
Госкорпорация в рамках полномочий и функций, предусмотренных Федеральным законом N 215-ФЗ, в качестве государственного заказчика от имени Российской Федерации осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке закупки товаров, работ, услуг, заключает государственные контракты (договоры) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в области космической деятельности, заключает иные гражданско-правовые договоры, международные договоры межведомственного характера в области космической деятельности, а также выступает от имени Российской Федерации при реализации межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации в области космической деятельности.
Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального космического агентства Госкорпорации переданы все права и обязанности по договорам (контрактам, соглашениям), заключенным Федеральным космическим агентством, в том числе по государственным контрактам (договорам) и договорам (контрактам, соглашениям) с российскими и иностранными организациями.
Кроме того, Госкорпорация является правопреемником Министерства общего машиностроения СССР, Российского космического агентства, Российского авиационно-космического агентства и Федерального космического агентства в отношении международных договоров Российской Федерации в области космической деятельности, заключенных с органами и организациями иностранных государств и международными организациями (включая сопутствующие контрактные обязательства), а также правопреемником Российского авиационно-космического агентства и Федерального космического агентства в отношении соглашений (договоров) в указанной области, заключенных с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Госкорпорация продолжает выполнять в полном объеме функции уполномоченного органа Российской Федерации (компетентного органа Правительства Российской Федерации), ответственного за реализацию межгосударственных и межправительственных договоров в области космической деятельности.
В результате исполнения указанных выше государственных контрактов, договоров и соглашений, а также международных договоров в области космической деятельности Госкорпорацией и ее правопредшественниками в качестве государственных заказчиков за счет средств федерального бюджета приобретались и продолжают приобретаться материальные активы (имущество), представляющие собой продукцию космического назначения.
Указанные материальные активы (имущество) по факту принятия государственными заказчиками работ по заключенным от имени Российской Федерации контрактам, договорам и соглашениям, а также в рамках реализации международных договоров в области космической деятельности поступают в федеральную собственность.
Такое имущество представляет собой совокупность объектов движимого имущества, в том числе космические объекты, ракетно-космическая техника, космические аппараты и комплексы, их составные части, а также оборудование и снаряжение, предназначенные для изготовления продукции космического назначения, проведения исследований и испытаний в области космической деятельности.
Указанное федеральное движимое имущество не закрепляется на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями и в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 214 Гражданского кодекса Российской Федерации) имеет правовой статус имущества государственной казны Российской Федерации.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 31 статьи 71 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" на основании решения высшего органа управления государственной корпорации часть имущества государственной корпорации может быть передана в государственную казну Российской Федерации.
По решению органов управления организаций Госкорпорации (за исключением предприятий и учреждений Госкорпорации) объекты движимого имущества, находящиеся в собственности таких организаций, могут быть безвозмездно переданы в государственную собственность, например, для использования такого имущества при исполнении государственных контактов, договоров и соглашений, а также международных договоров в области космической деятельности.
Движимое имущество в области космической деятельности также поступает в государственную казну Российской Федерации вследствие прекращения вещных прав предприятий и учреждений Госкорпорации на такое имущество. К таким объектам движимого имущества относятся:
объекты федерального движимого имущества, закрепленные на праве хозяйственного ведения за предприятиями Госкорпорации и не подлежащие включению в состав имущественных комплексов таких предприятий, подлежащих приватизации (например, космические объекты и комплексы, которые в соответствии с Законом N 5663-1 могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации);
объекты федерального движимого имущества, на которые в установленном законодательством порядке прекращены вещные права предприятий и учреждений Госкорпорации в целях сохранения таких объектов в федеральной собственности и (или) обеспечения использования таких объектов в качестве задела при выполнении работ по государственным контрактам (договорам, соглашениям) и международным договорам.
В ряде случаев Минобороны России для нужд Госкорпорации и ее организаций высвобождается в установленном порядке движимое имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, необходимое для осуществления космической деятельности. Такое движимое имущество в результате высвобождения Минобороны России также поступает в государственную казну Российской Федерации.
В связи с тем, что Госкорпорация в соответствии с законодательством Российской Федерации не наделена полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника вышеуказанного федерального движимого имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, у Госкорпорации отсутствуют правовые основания:
вести в установленном порядке бюджетный учет указанного имущества, так как в соответствии с пунктом 145 Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, бюджетный учет имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляется органом, осуществляющим полномочия и функции собственника в отношении такого имущества;
пользоваться и (или) распоряжаться указанным имуществом, в том числе использовать такое имущество в качестве задела при исполнении заключаемых от имени Российской Федерации государственных контрактов, договоров и соглашений, а также международных договоров в области космической деятельности;
выступать от имени Российской Федерации при приеме-передаче в установленном порядке имущества для целей исполнения международных договоров.
В целях устранения указанной выше правовой неурегулированности проектом постановления предусмотрено утверждение:
перечня федерального имущества в области космической деятельности, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, права собственника которого от имени Российской Федерации осуществляет Госкорпорация;
перечня полномочий по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника вышеуказанного федерального имущества в установленной сфере деятельности, которыми наделяется Госкорпорация;
порядка осуществления Госкорпорацией указанных прав.
Предусмотренный проектом постановления перечень полномочий по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника имущества в установленной сфере деятельности необходим и достаточен для выполнения Госкорпорацией своих задач и функций, предусмотренных Федеральным законом N 215-ФЗ и Законом N 5663-1.
Принимая во внимание, что предусмотренные проектом постановления перечень федерального имущества и перечень полномочий Госкорпорации по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника имущества ограничены областью космической деятельности, а также учитывая, что Госкорпорация наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление и руководство космической деятельностью, включая нормативно-правовое регулирование в данной области, то порядок принятия решений, связанных со списанием и утилизацией имущества, целесообразно установить правовыми актами Госкорпорации в рамках нормативно-правового регулирования в области космической деятельности.
При этом необходимо отметить, что предусмотренный проектом постановления перечень полномочий собственника федерального имущества, а также порядок осуществления таких полномочий не позволят Госкорпорации принимать решения об отчуждении указанного имущества (продаже, обмене, дарении и иных способах отчуждения, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также заключать договоры, предполагающие отчуждение имущества или возможность его отчуждения прямо либо косвенно из состава имущества государственной казны, за исключением отчуждения имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
В связи с наделением Госкорпорации полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника в отношении федерального имущества проектом постановления предусмотрено внесение соответствующих изменений в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", с целью исключения дублирования аналогичных полномочий в отношении таких объектов у Росимущества.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые проектом постановления решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию решений, предусмотренных проектом постановления, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не требуются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.