Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по машинному обучению"
(подготовлен Минтрудом России 03.06.2020 г.)
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от "__" ______ 20__ г. N ___
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Специалист по машинному обучению
|
Регистрационный |
I. Общие сведения
Создание прикладных информационных систем с использованием методов машинного обучения и интеллектуальной обработки данных |
|
|
(наименование вида профессиональной деятельности) |
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Автоматизация процессов решения прикладных задач с использованием методов машинного обучения и интеллектуальной обработки данных |
Группа занятий:
2512 |
Разработчики программного обеспечения |
2521 |
Дизайнеры баз данных и администраторы |
(код ОКЗ*(1)) |
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
62.01 |
Разработка компьютерного программного обеспечения |
63.11 |
Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность |
(код ОКВЭД*(2)) |
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
A |
Подготовка данных |
5 |
Анализ требований по сбору данных |
A/01.5 |
5 |
Исследование, сбор и подготовка данных для анализа в соответствии с решаемой прикладной задачей |
A/02.5 |
5 |
|||
B |
Интеллектуальная обработка данных |
6 |
Классификация данных |
B/01.6 |
6 |
Поиск и структурирование данных |
B/02.6 |
6 |
|||
Прогнозирование на основе особенностей данных |
B/03.6 |
6 |
|||
Поиск и анализ отклонений в анализируемых данных |
B/04.6 |
6 |
|||
Поиск и анализ связей между объектами |
B/05.6 |
6 |
|||
Визуализация анализируемых данных |
B/06.6 |
6 |
|||
C |
Разработка моделей машинного обучения для решений с использованием компьютерного зрения |
7 |
Разработка моделей машинного обучения для задач компьютерного зрения |
C/01.7 |
7 |
Адаптация моделей машинного обучения для прикладных решений с использованием компьютерного зрения |
C/02.7 |
7 |
|||
D |
Разработка моделей машинного обучения для решений с использованием обработки естественного языка |
7 |
Разработка моделей машинного обучения для обработки естественного языка |
D/01.7 |
7 |
Адаптация моделей машинного обучения для прикладных решений с использованием средств обработки естественного языка |
D/02.7 |
7 |
|||
E |
Разработка моделей машинного обучения для решений с использованием распознавания и синтеза речи |
7 |
Разработка моделей машинного обучения для распознавания аудиосигналов и синтеза речи |
E/01.7 |
7 |
Адаптация моделей машинного обучения для разработки прикладных решений по распознаванию аудиосигналов и синтезу речи |
E/02.7 |
7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Подготовка данных |
Код |
A |
Уровень квалификации |
5 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Инженер по подготовке больших данных Data-инженер Специалист по подготовке данных |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
- |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение противопожарного инструктажа*(3) Прохождение инструктажа по охране труда на рабочем месте*(4) |
Другие характеристики |
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2521 |
Дизайнеры баз данных и администраторы |
ЕКС*(5) |
- |
Инженер-программист (программист) |
ОКПДТР*(6) |
22824 |
Инженер-программист |
25857 |
Программист |
|
ОКСО*(7) |
2.09.03.01 |
Информатика и вычислительная техника |
2.09.03.02 |
Информационные системы и технологии |
|
2.09.03.03 |
Прикладная информатика |
|
2.09.03.04 |
Программная инженерия |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Анализ требований по сбору данных |
Код |
A/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение возможных источников данных для анализа |
Идентификация внешних и внутренних источников данных для проведения аналитических работ | |
Оценка необходимого количества данных | |
Определение независимых и зависимых переменных | |
Определение структуры и средств хранения данных | |
Выбор метрик оценки качества данных | |
Формирование предложения по использованию результатов анализа | |
Необходимые умения |
Применять языки запросов для обращения к системам управления базами данных (далее - СУБД) |
Использовать языки программирования для реализации методов подготовки данных | |
Проводить сравнительный анализ методов и инструментальных средств анализа данных | |
Использовать инструментальные средства для извлечения, преобразования, хранения и обработки данных из разнородных источников, в том числе в режиме реального времени | |
Необходимые знания |
Язык запросов к СУБД |
Синтаксис основных языков программирования | |
Методика разработки схем реляционных баз данных | |
Методика разработки схем нереляционных баз данных | |
Основы теория вероятностей и математической статистики | |
Алгоритмы статистического анализа | |
Основы машинного обучения | |
Источники информации, в том числе информации, необходимой для обеспечения деятельности в предметной области заказчика исследования | |
Современные методы и инструментальные средства анализа данных | |
Российские и международные стандарты информационной безопасности | |
Типы больших данных: метаданные, полуструктурированные, структурированные, неструктурированные | |
Сетевые протоколы обмена данными | |
Аппаратные и программные комплексы хранения данных, в том числе высоконагруженные и распределенные | |
Порядок разработки отчетной аналитической документации | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Требования к защите прав интеллектуальной собственности | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Подготовка данных для анализа в соответствии с решаемой прикладной задачей |
Код |
A/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Сбор структурированных данных для дальнейшей обработки с использованием документированных протоколов доступа и интерфейсов прикладного программирования (API) |
Сбор неструктурированных данных для дальнейшей обработки, в том числе из разрозненных источников | |
Выбор методов обработки, нормализации и векторизации исходных данных, методов агрегирования данных. | |
Размещение данных в базах данных для дальнейшей обработки | |
Формирование тестовой и валидационной выборки данных | |
Оценка качества данных | |
Оценка соответствия набора данных предметной области и задачам аналитических работ | |
Фильтрация данных | |
Замена отсутствующих значений | |
Нормализация данных | |
Векторизация данных | |
Обнаружение выбросов | |
Группирование (агрегирование) данных | |
Очистка данных, в том числе удаление ненужных записей, выбросов | |
Кодирование данных | |
Выбор средств представления результатов аналитики | |
Подготовка отчета по результатам аналитических работ | |
Конвертация и объединение данных, получаемых из разных источников | |
Необходимые умения |
Применять языки запросов для обращения к СУБД |
Использовать языки программирования для реализации методов подготовки данных | |
Проводить сравнительный анализ методов и инструментальных средств анализа данных | |
Использовать инструментальные средства для сбора данных из разнородных источников | |
Использовать инструменты преобразования, хранения и обработки данных, в том числе в режиме реального времени | |
Необходимые знания |
Методы агрегирования и анализа данных |
Методы отображения числовой информации | |
Методы снижения размерности пространства признаков | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Языки запросов к СУБД | |
Принципы работы в реляционных базах данных | |
Принципы работы в нереляционных базах данных | |
Источники информации, в том числе информации, необходимой для обеспечения деятельности в предметной области заказчика исследования | |
Современные методы и инструментальные средства анализа данных | |
Российские и международные стандарты информационной безопасности | |
Типы больших данных: метаданные, полуструктурированные, структурированные, неструктурированные | |
Сетевые протоколы обмена данными | |
Аппаратные и программные комплексы хранения данных, в том числе высоконагруженные и распределенные | |
Порядок разработки отчетной аналитической документации | |
Требования к защите прав интеллектуальной собственности | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Интеллектуальная обработка данных |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Старший инженер-аналитик больших данных Старший Data-аналитик Старший аналитик больших данных |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат или Высшее образование - магистратура |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет в области подготовки больших данных при наличии высшего образования - бакалавриат Без требований к опыту практической работы при наличии высшего образования - магистратура |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение противопожарного инструктажа Прохождение инструктажа по охране труда на рабочем месте |
Другие характеристики |
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2521 |
Дизайнеры баз данных и администраторы |
ЕКС |
- |
Инженер-программист (программист) |
ОКПДТР |
22824 |
Инженер-программист |
25857 |
Программист |
|
42843 |
Инженер - системный программист |
|
ОКСО |
2.09.03.01 |
Информатика и вычислительная техника |
2.09.03.02 |
Информационные системы и технологии |
|
2.09.03.03 |
Прикладная информатика |
|
2.09.03.04 |
Программная инженерия |
|
2.09.04.01 |
Информатика и вычислительная техника |
|
2.09.04.02 |
Информационные системы и технологии |
|
2.09.04.03 |
Прикладная информатика |
|
2.09.04.04 |
Программная инженерия |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Классификация данных |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор методов для решения задачи классификации в зависимости от типа и объема данных |
Выявление признаков, характеризующие группы объектов - классы | |
Классификация данных на основании выявленных признаков | |
Выделение в рамках массива данных отдельных сущностей и связей между ними | |
Необходимые умения |
Использовать Основные принципы, возможности и порядок применения метода ближайших соседей (Nearest Neighbor) для решения задач классификации данных |
Использовать метод k-ближайшего соседа (k-Nearest Neighbor) для решения задач классификации данных | |
Использовать метод байесовские сети (Bayesian Networks) для решения задач классификации данных | |
Использовать метод индукции деревьев решений для решения задач классификации данных | |
Использовать методы машинного обучения и нейронных сетей | |
Использовать метод случайных лесов (Random forest) для решения задач классификации данных | |
Использовать библиотеки, программные платформы (фреймворки) и программные комплексы машинного обучения | |
Необходимые знания |
Основные принципы и порядок применения метода нечеткой кластеризации C-средних (C-means) |
Основные принципы и порядок применения нейронной сети Кохонена | |
Основные принципы и порядок применения генетического алгоритма | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода K-средних | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода К-медиан | |
Основные принципы, возможности и порядок применения EM-алгоритма | |
Основные принципы, возможности и порядок применения алгоритмов семейства ФОРЕЛ (FOREL) | |
Методы оценки качества классификации данных | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Возможности и порядок применения методов визуального программирования | |
Основные принципы и порядок применения библиотек, программных платформ (фреймворков) и программных комплексов машинного обучения | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Поиск и структурирование данных |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор методов для решения задачи кластеризации |
Отбор выборки объектов для кластеризации | |
Определение множества переменных, по которым будут оцениваться объекты в выборке | |
Вычисление значений меры сходства между объектами | |
Выбор методов для решения задачи ассоциации | |
Поиск закономерности между связанными событиями в наборе данных, наступающими одновременно | |
Выбор методов для решения задачи поиска последовательностей | |
Поиск устойчивых закономерностей между случайными событиями, связанными во времени | |
Необходимые умения |
Применять методы кластерного анализа для создания групп сходных объектов (кластеров). |
Применять методы поиска закономерности между связанными событиями в наборе данных, наступающими одновременно | |
Применять методы поиска устойчивых закономерностей между случайными событиями в наборе данных, связанными во времени | |
Использовать методы машинного обучения и нейронных сетей | |
Использовать библиотеки, программные платформы (фреймворки) и программные комплексы машинного обучения | |
Необходимые знания |
Основные принципы, возможности и порядок применения дискриминантного анализа |
Основные принципы, возможности и порядок применения графовых алгоритмов кластеризации | |
Иерархическая дивизивная кластеризация или таксономия | |
Основные принципы, возможности и порядок применения статистических алгоритмов кластеризации | |
Основные принципы, возможности и порядок применения ансамбля кластеризаторов | |
Основные принципы, возможности и порядок применения алгоритмов семейства КРАБ (KRAB) | |
Основные принципы, возможности и порядок применения алгоритмов, основанных на методе просеивания | |
Основные принципы, возможности и порядок применения алгоритма DBSCAN | |
Основные принципы, возможности и порядок применения байесовских сетей | |
Методы оценки качества кластеризации данных | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Алгоритмы поиска частотных шаблонов | |
Алгоритмы нахождения последовательных шаблонов | |
Основные принципы и порядок применения библиотек, программных платформ (фреймворков) и программных комплексов машинного обучения | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Прогнозирование на основе особенностей данных |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор методов для решения задачи прогнозирования |
Построение прогнозной модели | |
Оценка достоверности прогноза | |
Уточнение исходных данных с целью обнаружения ошибок | |
Необходимые умения |
Использовать методы статистического анализа |
Использовать методы экстраполяции | |
Использовать методы корреляционного и регрессионного анализов | |
Использовать методы математического моделирования | |
Использовать методы машинного обучения и нейронных сетей | |
Использовать библиотеки, программные платформы (фреймворки) и программные комплексы машинного обучения | |
Необходимые знания |
Основы теория вероятностей и математической статистики |
Основные принципы, возможности и порядок применения алгоритмов статистического анализа | |
Основные принципы, возможности и порядок применения методов и алгоритмов регрессионного анализа | |
Основные принципы, возможности и порядок применения алгоритмов машинного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения глубокого обучения нейронных сетей | |
Критерии оценки статистической достоверности прогноза | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Основные принципы и порядок применения библиотек, программных платформ (фреймворков) и программных комплексов машинного обучения | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Анализ отклонений в анализируемых данных |
Код |
B/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор методов для решения задачи анализа отклонений |
Обнаружение и генерация формальных правил, объясняющих причины появления отклонений | |
Описание статистических зависимостей, описывающих вероятности появления отклонений | |
Предсказание отклонений либо вероятностей отклонений на основе результатов анализа | |
Необходимые умения |
Использовать методы статистического анализа |
Использовать методы экстраполяции | |
Использовать методы математические методы исследования операций и теории принятия решений | |
Использовать методы машинного обучения и нейронных сетей | |
Использовать библиотеки и программные комплексы статистического анализа данных | |
Использовать библиотеки, программные платформы (фреймворки) и программные комплексы машинного обучения | |
Необходимые знания |
Основы теория вероятностей и математической статистики |
Основные принципы, возможности и порядок применения алгоритмов статистического анализа | |
Основные положения теория принятия решений | |
Особенности построения и применения деревьев решений | |
Основные принципы, возможности и порядок применения ассоциативных правил | |
Принципы и особенности применения глубокого обучения нейронных сетей | |
Инструментальные средства и программные комплексы статистического анализа данных | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Основные принципы и порядок применения библиотек, программных платформ (фреймворков) и программных комплексов машинного обучения | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.2.5. Трудовая функция
Наименование |
Анализ связей между объектами |
Код |
B/05.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор методов для решения задачи анализа связей |
Вычисление размера сети | |
Вычисление сетевой плотности | |
Измерение степени центральности | |
Выявление структурно похожих позиций | |
Выбор способа визуализации найденных связей | |
Необходимые умения |
Применять методы теории графов |
Использовать методы статистического анализа | |
Использовать методы машинного обучения и нейронных сетей | |
Проводить сравнительный анализ методов и инструментальных средств визуализации графов | |
Использовать инструментальные средства для визуализации графов | |
Необходимые знания |
Основные положения теория графов |
Методы и инструментальные средства визуализации анализируемых данных | |
Основные принципы, возможности и порядок применения алгоритмов статистического анализа | |
Основы машинного обучения | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Библиотеки и программные комплексы визуализации данных | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.2.6. Трудовая функция
Наименование |
Визуализация анализируемых данных |
Код |
B/06.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор принципов и методов отображения данных |
Выбор способов и инструментов отображения данных | |
Отображение данных | |
Адаптация отображаемых данных к различным интерфейсам пользователей | |
Оценка эффективности отображения данных в интерфейсах пользователей | |
Необходимые умения |
Проводить сравнительный анализ методов и инструментальных средств визуализации данных |
Использовать инструментальные средства для визуализации данных | |
Применять методы оценки эффективности отображения данных | |
Применять библиотеки и программные платформы (фреймворки) для визуализации данных | |
Необходимые знания |
Методы и инструментальные средства визуализации анализируемых данных |
Синтаксис основных языков программирования для визуализации данных | |
Принципы эргономики интерфейсов пользователей | |
Библиотеки и программные платформы (фреймворки) для визуализации данных | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Разработка моделей машинного обучения для решений с использованием компьютерного зрения |
Код |
C |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Инженер по компьютерному зрению Специалист по компьютерному зрению |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - магистратура |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет в области интеллектуальной обработки больших данных |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение противопожарного инструктажа Прохождение инструктажа по охране труда на рабочем месте |
Другие характеристики |
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2512 |
Разработчики программного обеспечения |
ЕКС |
- |
Инженер-программист (программист) |
ОКПДТР |
22824 |
Инженер-программист |
25857 |
Программист |
|
42843 |
Инженер - системный программист |
|
ОКСО |
2.09.04.01 |
Информатика и вычислительная техника |
2.09.04.02 |
Информационные системы и технологии |
|
2.09.04.03 |
Прикладная информатика |
|
2.09.04.04 |
Программная инженерия |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка моделей машинного обучения для задач компьютерного зрения |
Код |
C/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка моделей машинного обучения классификации и кластеризации видеоданных |
Разработка моделей машинного обучения для обнаружения объектов | |
Разработка моделей машинного обучения для понимания сцены | |
Разработка моделей машинного обучения для классификации объектов | |
Разработка моделей машинного обучения для приложений распознавания активности | |
Разработка моделей машинного обучения для распознавания лиц | |
Разработка моделей машинного обучения для трекинга объектов | |
Разработка моделей машинного обучения для восстановления 3D-изображений из 2D-изображений | |
Разработка моделей машинного обучения для распознавания эмоций | |
Обучение нейронных сетей для задач компьютерного зрения | |
Необходимые умения |
Использовать методы машинного обучения для задач компьютерного зрения |
Использовать методы глубокого обучения нейронных сетей для задач компьютерного зрения | |
Использовать языки программирования для задач машинного обучения | |
Использовать библиотеки и фреймворки машинного обучения | |
Необходимые знания |
Основы интеллектуального анализа данных |
Принципы и особенности применения глубокого обучения нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода коррекции ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обратного распространения ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода опорных векторов | |
Основные принципы, возможности и порядок применения рекуррентных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения сверточных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения альфа-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения гамма-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода ближайших соседей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода трансдуктивного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода активного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обучения с подкреплением | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многозадачного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многовариантного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода бустинга алгоритмов | |
Основные принципы и порядок применения генетического алгоритма | |
Основные принципы, возможности и порядок применения байесовских сетей | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Адаптация моделей машинного обучения для прикладных решений с использованием компьютерного зрения |
Код |
C/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выбор методов и моделей для решения задач компьютерного зрения |
Адаптация моделей машинного обучения классификации и кластеризации видеоданных | |
Адаптация моделей машинного обучения для обнаружения объектов | |
Адаптация моделей машинного обучения для понимания сцены | |
Адаптация моделей машинного обучения для классификации объектов | |
Адаптация моделей машинного обучения для приложений распознавания активности | |
Адаптация моделей машинного обучения для распознавания лиц | |
Адаптация моделей машинного обучения для трекинга объектов | |
Адаптация моделей машинного обучения для восстановления 3D-изображений из 2D изображений | |
Адаптация моделей машинного обучения для распознавания эмоций | |
Необходимые умения |
Использовать методы машинного обучения для задач компьютерного зрения |
Использовать методы глубокого обучения нейронных сетей для задач компьютерного зрения | |
Использовать языки программирования для задач машинного обучения | |
Использовать библиотеки и фреймворки машинного обучения | |
Необходимые знания |
Основы интеллектуального анализа данных |
Принципы и особенности применения глубокого обучения нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода коррекции ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обратного распространения ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода опорных векторов | |
Основные принципы, возможности и порядок применения рекуррентных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения сверточных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения альфа-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения гамма-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода ближайших соседей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода трансдуктивного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода активного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обучения с подкреплением | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многозадачного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многовариантного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода бустинга алгоритмов | |
Основные принципы и порядок применения генетического алгоритма | |
Основные принципы, возможности и порядок применения байесовских сетей | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Библиотеки и программные комплексы анализа видеоданных | |
Основные принципы и порядок применения библиотек, программных платформ (фреймворков) и программных комплексов машинного обучения | |
Основные принципы и порядок применения библиотек и программных комплексов построения и тренировки нейронных сетей | |
Методы и программные платформы (фреймворки) для моделей машинного обучения для задач компьютерного зрения | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Разработка моделей машинного обучения для решений с использованием обработки естественного языка |
Код |
D |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Инженер по обработке естественного языка Специалист по обработке естественного языка |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - магистратура |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет в области интеллектуальной обработки больших данных |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение противопожарного инструктажа Прохождение инструктажа по охране труда на рабочем месте |
Другие характеристики |
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2512 |
Разработчики программного обеспечения |
ЕКС |
- |
Инженер-программист (программист) |
ОКПДТР |
22824 |
Инженер-программист |
25857 |
Программист |
|
42843 |
Инженер - системный программист |
|
ОКСО |
2.09.04.01 |
Информатика и вычислительная техника |
2.09.04.02 |
Информационные системы и технологии |
|
2.09.04.03 |
Прикладная информатика |
|
2.09.04.04 |
Программная инженерия |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка моделей машинного обучения для обработки естественного языка |
Код |
D/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка моделей для решения задач по извлечению ключевых слов |
Разработка моделей для решения задач по извлечению именованных сущностей | |
Разработка моделей для решения задачи классификации текстов | |
Разработка моделей для решения задачи кластеризации текстов | |
Разработка моделей для анализа неструктурированных текстовых данных | |
Разработка моделей для анализа тональности высказывания | |
Обучение нейронных сетей для обработки естественного языка | |
Необходимые умения |
Использовать средства лингвистического анализа, в том числе лексического, синтаксического и семантического анализа текстов |
Использовать методы машинного обучения для обработки естественного языка | |
Использовать методы глубокого обучения нейронных сетей для обработки естественного языка | |
Использовать языки программирования для задач машинного обучения | |
Использовать библиотеки и фреймворки машинного обучения | |
Необходимые знания |
Основы интеллектуального анализа данных |
Принципы и особенности применения глубокого обучения нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода коррекции ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обратного распространения ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода опорных векторов | |
Основные принципы, возможности и порядок применения рекуррентных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения сверточных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения альфа-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения гамма-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода ближайших соседей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода трансдуктивного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода активного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обучения с подкреплением | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многозадачного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многовариантного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода бустинга алгоритмов | |
Основные принципы и порядок применения генетического алгоритма | |
Основные принципы, возможности и порядок применения байесовских сетей | |
Методы лингвистического анализа | |
Компьютерная лингвистика | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Основы построения таксономических и онтологических классификаторов семантического анализа | |
Основы семантического анализа | |
Библиотеки и программные платформы (фреймворки) для анализа естественного языка | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование |
Адаптация моделей машинного обучения для разработки прикладных решений с использованием средств обработки естественного языка |
Код |
D/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Адаптация моделей для решения задач по извлечению ключевых слов |
Адаптация моделей для решения задач по извлечению именованных сущностей | |
Адаптация моделей для решения задачи классификации текстов | |
Адаптация моделей для решения задачи кластеризации текстов | |
Адаптация моделей для анализа неструктурированных текстовых данных | |
Адаптация моделей для анализа тональности высказывания | |
Необходимые умения |
Использовать средства лингвистического анализа, в том числе лексического, синтаксического и семантического анализа текстов |
Использовать методы машинного обучения для обработки естественного языка | |
Использовать методы глубокого обучения нейронных сетей для обработки естественного языка | |
Использовать языки программирования для задач машинного обучения | |
Использовать библиотеки и фреймворки машинного обучения | |
Необходимые знания |
Основы интеллектуального анализа данных |
Принципы и особенности применения глубокого обучения нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода коррекции ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обратного распространения ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода опорных векторов | |
Основные принципы, возможности и порядок применения рекуррентных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения сверточных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения альфа-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения гамма-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода ближайших соседей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода трансдуктивного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода активного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обучения с подкреплением | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многозадачного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многовариантного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода бустинга алгоритмов | |
Основные принципы и порядок применения генетического алгоритма | |
Основные принципы, возможности и порядок применения байесовских сетей | |
Методы лингвистического анализа | |
Компьютерная лингвистика | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Методы и программные платформы (фреймворки) для моделей машинного обучения для обработки естественного языка | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.5. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Разработка моделей машинного обучения для решений с использованием распознавания аудиосигналов и синтеза речи |
Код |
E |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Инженер по распознаванию аудиосигналов и синтезу речи Специалист по распознаванию аудиосигналов синтезу речи |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - магистратура |
Требования к опыту практической работы |
Не менее двух лет в области интеллектуальной обработки больших данных |
Особые условия допуска к работе |
Прохождение противопожарного инструктажа Прохождение инструктажа по охране труда на рабочем месте |
Другие характеристики |
|
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ |
2512 |
Разработчики программного обеспечения |
ЕКС |
- |
Инженер-программист (программист) |
ОКПДТР |
22824 |
Инженер-программист |
25857 |
Программист |
|
42843 |
Инженер - системный программист |
|
ОКСО |
2.09.04.01 |
Информатика и вычислительная техника |
2.09.04.02 |
Информационные системы и технологии |
|
2.09.04.03 |
Прикладная информатика |
|
2.09.04.04 |
Программная инженерия |
3.5.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка моделей машинного обучения для распознавания аудиосигналов и синтеза речи |
Код |
E/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка моделей машинного обучения для распознавания аудиосигналов |
Разработка моделей машинного обучения для синтеза речи | |
Обучение нейронных сетей для распознавания аудиосигналов | |
Обучение нейронных сетей для синтеза речи | |
Необходимые умения |
Использовать методы дискриминантного анализа, основанные на Байесовской дискриминации (Bayesian discrimination); |
Использовать скрытые Марковские модели (Hidden Markov Model); | |
Использовать методы параметрического синтеза | |
Использовать методы конкатенативного, или компиляционного (компилятивный) синтеза | |
Использовать методы синтеза по правилам | |
Использовать методы предметно-ориентированного синтеза | |
Использовать средства лингвистического анализа, в том числе лексического, синтаксического и семантического анализа текстов | |
Использовать методы машинного обучения для распознавания и синтеза речи | |
Использовать методы глубокого обучения нейронных сетей для распознавания и синтеза речи | |
Использовать языки программирования для задач машинного обучения | |
Использовать библиотеки и фреймворки машинного обучения | |
Использовать методы спектрального анализа для анализа аудиосигнала | |
Необходимые знания |
Основы интеллектуального анализа данных |
Принципы и особенности применения глубокого обучения нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода коррекции ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обратного распространения ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода опорных векторов | |
Основные принципы, возможности и порядок применения рекуррентных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения сверточных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения альфа-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения гамма-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода ближайших соседей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода трансдуктивного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода активного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обучения с подкреплением | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многозадачного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многовариантного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода бустинга алгоритмов | |
Основные принципы и порядок применения генетического алгоритма | |
Основные принципы, возможности и порядок применения байесовских сетей | |
Методы лингвистического анализа | |
Компьютерная лингвистика | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
3.5.2. Трудовая функция
Наименование |
Адаптация моделей машинного обучения для разработки прикладных решений по распознаванию аудиосигналов и синтезу речи |
Код |
E/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Адаптация моделей машинного обучения распознавания аудиосигналов |
Адаптация моделей машинного обучения для синтеза речи | |
Адаптация моделей машинного обучения для распознавания шумов | |
Адаптация моделей машинного обучения для построения карт информации в синтезе речи | |
Адаптация моделей машинного обучения для восстановления языковой специфики в синтезе речи | |
Сегментация аудиосигнала при распознавании речи | |
Необходимые умения |
Использовать методы дискриминантного анализа, основанные на Байесовской дискриминации (Bayesian discrimination); |
Использовать скрытые Марковские модели (Hidden Markov Model); | |
Использовать методы параметрического синтеза | |
Использовать методы конкатенативного, или компиляционного (компилятивный) синтеза | |
Использовать методы синтеза по правилам | |
Использовать методы предметно-ориентированного синтеза | |
Использовать средства лингвистического анализа, в том числе лексического, синтаксического и семантического анализа текстов | |
Использовать методы машинного обучения для распознавания и синтеза речи | |
Использовать методы глубокого обучения нейронных сетей для распознавания и синтеза речи | |
Использовать языки программирования для задач машинного обучения | |
Использовать библиотеки и фреймворки машинного обучения | |
Необходимые знания |
Основы интеллектуального анализа данных |
Принципы и особенности применения глубокого обучения нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода коррекции ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обратного распространения ошибки | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода опорных векторов | |
Основные принципы, возможности и порядок применения рекуррентных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения сверточных нейронных сетей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения альфа-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода ближайших соседей | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода трансдуктивного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода активного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода обучения с подкреплением | |
Основные принципы, возможности и порядок применения гамма-системы подкрепления | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многозадачного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода многовариантного обучения | |
Основные принципы, возможности и порядок применения метода бустинга алгоритмов | |
Основные принципы и порядок применения генетического алгоритма | |
Основные принципы, возможности и порядок применения байесовских сетей | |
Методы лингвистического анализа | |
Компьютерная лингвистика | |
Синтаксис основных языков программирования | |
Методы и программные платформы (фреймворки) для моделей машинного обучения для распознавания аудиосигналов и синтеза речи | |
Требования информационной безопасности и защиты данных | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация - разработчик
АНО "Университет национальной технологической инициативы 2035", город Москва | ||
|
|
|
4.2. Наименования организаций - разработчиков
1. |
Союз "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия"), город Москва |
2. |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва |
-------------------------------------------
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2415; 2014, N 9, ст. 906; N 26, ст. 3577; 2015, N 11, ст. 1607; N 46, ст. 6397; 2016, N 15, ст. 2105; N 35, ст. 5327; N 40, ст. 5733; 2017, N 13, ст. 1941; N 41, ст. 5954; N 48, ст. 7219; 2018, N 3, ст. 553; 2018, N 53, ст. 8666, 8682; 2019, N 11, ст. 1132; 2019, N39, ст. 5420).
*(4) Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г., регистрационный N 4209), с изменениями, внесенными приказом Минтруда России, Минобрнауки России от 30 ноября 2016 г. N 697н/1490 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2016 г., регистрационный N 44767).
*(5) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
*(6) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей специалистов и тарифных разрядов.
*(7) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.