Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством"
(подготовлен ФАС России 03.06.2020 г.)
1. Общая характеристика проекта акта
ФАС России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством" (далее - проект постановления), предусматривающий отмену государственного регулирования отдельных дополнительных сборов при перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте:
- по пользованию комплектами постельного белья;
- за резервированию мест в поездах и оформление проездных документов на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозках организованных групп пассажиров;
- за выполнение операций по восстановлению утерянных и испорченных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте;
- за переоформление проездных документов;
- за оформление возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) и (или) перевозочный документ.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В соответствии с Перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 (далее - Перечень), подлежат регулированию сборы по пользованию комплектами постельного белья (подпункт б) пункта 8), за резервированию мест в поездах и оформление проездных документов на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозках организованных групп пассажиров (подпункт д) пункта 8), за выполнение операций по восстановлению утерянных и испорченных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте (подпункт е) пункта 8), за переоформление проездных документов (подпункт ж) пункта 8) и за оформление возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) и (или) перевозочный документ (подпункт з) пункта 8).
В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации и массовой отмены запланированных ранее мероприятий пассажиры вынуждены сдавать ранее приобретенные билеты.
При этом в соответствии с Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 (далее - Правила), пассажир имеет право получить полную стоимость проезда в поезде дальнего следования при заблаговременном возврате проездного документа (билета). Однако, за оформление возврата денежных средств с пассажира взымается сбор в размере 210 рублей 60 копеек (далее - Сбор за возврат), установленный приказом ФСТ России N 156-т/1 от 27 июля 2010 г. (далее - Тарифное руководство).
В случае, если пассажир не отменяет поездку и переоформляет проездной документ, согласно Правилам, им также уплачивается сбор за переоформление проездных документов. Сбор за возврат и переоформление билетов взымается вне зависимости от категории вагона (СВ, купе, Плацкарт) и стоимости билета.
Ставка сбора за возврат и переоформление проездных документов определялась на момент разработки Тарифного руководства с использованием бумажной технологии оформления билетов. За прошедшее время внедрена продажа электронных билетов с возможностью оформления возврата билета через интернет, осуществляется продажа билетов по "невозвратному" тарифу, в связи с чем стоимостные составляющие такого сбора претерпели существенные изменения.
Удельная величина сбора в расчете на одного отправленного пассажира в 2019 году составила 8,6 руб. (в 2019 году по данным АО "ФПК" при величине выручки от сбора около 1 млрд. руб. перевезено 117 млн. пассажиров).
Учитывая, что процедура возврата билетов затрагивает ограниченное количество пользователей и перевозчиками ежегодно совершенствуется автоматизированная технология возврата билета с минимальным уровнем затрат на выполнение таких операций, ФАС России предлагает рассмотреть возможность исключения из Перечня сбора за оформление возврата денег за неиспользованный проездной документ (билет) и (или) перевозочный документ (подпункт з) пункта 8) и за переоформление проездных документов (подпункт ж) пункта 8), а также сбора за выполнение операций по восстановлению утерянных и испорченных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте (подпункт е) пункта 8).
Вместе с тем в случае прекращения государственного регулирования сбора за возврат и переоформление билетов целесообразно также рассмотреть возможность исключения из перечня сбора за резервированию мест в поездах и оформление проездных документов на железнодорожном транспорте, в том числе при перевозках организованных групп пассажиров (подпункт д) пункта 8) с целью эффективного задействования различных каналов продаж и повышения транспортной доступности железнодорожного транспорта для населения.
Приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 установлена плата за пользование комплектом постельного белья в плацкартном вагоне, которая для пассажира с учетом налогов и индексации составляет 151 руб. 10 коп.
Размер платы за пользование комплектом постельного белья в других категориях вагона (СВ, купе) не регулируется государством.
Учитывая, что предоставление в пользование комплектов постельного белья относится к потенциально-конкурентному сегменту проектом постановления предлагается отменить государственное регулирование сборов по пользованию комплектами постельного белья.
Принятие постановления позволит пассажирским перевозчикам в дальнем следовании оперативно реагировать на изменение условий деятельности, в том числе в связи в текущих введения ограничительных мер, направленных на противодействие распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Выделения дополнительных средств из федерального бюджета для принятия проекта постановления не потребуется.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
Предлагаемые решения направлены на повышение доступности перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании.
4. Оценка регулирующего воздействия
Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренное пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, не требуется.
5.Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация проекта постановления не влечет за собой:
- изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
6. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту постановления "О внесении изменения в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых
регулируются государством"
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.