Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 26 марта по 15 апреля 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/02-20/00099800).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта систематизируются нормы по обязательным требованиям в сфере средств массовой информации, защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, информации, информационных технологий и защиты информации.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 27 апреля по 8 мая 2020 года. В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции ЗАО "Межгосударственая телерадиокомпания "Мир", ПАО "ВымпелКом", Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП), ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы. В проекте акта отсутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем считаем необходимым обратить внимание разработчика на следующее.
В соответствии с пунктом 3.2 сводного отчета в качестве негативных эффектов, возникающих в связи с отсутствием перечня обязательных требований в сфере средств массовой информации, защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, информации, информационных технологий и защиты информации, является отсутствие систематизации норм.
Однако используемые разработчиком в проекте акта формулировки не позволяют систематизировать такие нормы в полной мере, поскольку используются оценочные суждения. Так, в соответствии с применяемыми формулировками обязательные требования могут как устанавливаться, так и не устанавливаться.
Более того, статьей 2 проекта акта в число обязательных требований в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, предлагается включать "дополнительные требования к обороту информационной продукции в средствах массовой информации", что также не позволяет систематизировать нормы в полном объеме.
Проектом акта также используются различные конфигурации устанавливаемых обязательных требований. Так, в Законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" предлагается устанавливать требования к осуществляемой деятельности, совершаемым действиям, в отношении которых устанавливаются требования, а также содержание ограничений; в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" - требования к осуществляемой деятельности, совершаемым действиям, в отношении которых устанавливаются требования; в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" - перечень лиц, которые обязаны соблюдать обязательные требования.
При этом все указанные формулировки разработчик определяет, как обязательные требования. Однако не все из них, например, такие как: "применение административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от информации, запрещенной для распространения среди детей при распространении такой информационной продукции в местах, доступных для детей", "соблюдение правил_", "сопровождение информационной продукции" сами по себе могут являться обязательными требованиями. Обязательными требованиями в указанных случаях могут быть, например, административные и организационные меры для защиты детей от информации, запрещенной для распространения среди детей, а не применение таких мер.
Кроме того, представляется, что систематизация обязательных требований должна иметь четкую структуру и определять все конкретные требования, которые будут полноценно раскрыты в подзаконных актах.
Таким образом, проект акта не имеет собственного предмета регулирования, поскольку представленная редакция не позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии новых устанавливаемых требований, и не достигает целей регулирования.
На основании изложенного представляется необходимым доработать проект акта в соответствии с представленным замечанием.
Одновременно отмечаем, что проект акта необходимо проработать и согласовать с рабочей группой по реализации механизма "регуляторной гильотины" в целях возможности структурирования требований, принимаемых взамен действующим.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.