Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2, 44, 45 Федерального закона "О связи" (далее соответственно - проект акта, Закон о связи), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 21 апреля по 15 мая 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/04-20/00101362).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проектом акта:
- устанавливается обязательное условие использования корпоративной мобильной связи - только при условии наличия подтвержденной учетной записи пользователя услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя в единой системе идентификации и аутентификации, которая должна содержать сведения о номере мобильного телефона.
- вводится понятие идентификатора мобильного устройства, предусматривается необходимость использовать в учетной записи единой системы идентификации и аутентификации абонентский номер, выделенный гражданину при заключении договора на оказание услуг связи, а также право гражданина внести в учетную запись единой системы идентификации и аутентификации сведения об идентификаторе;
- устанавливаются особенности взаимодействия оператора связи и оператора единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) в части предоставления данных об абоненте.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 26 мая по 3 июня 2020 года. В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции РСПП, Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково"), ПАО "Мегафон", ПАО "МТС" ПАО "МГТС", ОАО "МТТ", ПАО "Вымпелком", ПАО "Ростелеком", частично учтенные в настоящем заключении. Отдельные замечания и предложения приведены в приложении к настоящему заключению для их рассмотрения разработчиком.
С учетом данных, представленных разработчиком, а также поступивших позиций в рамках публичных консультаций к проекту акта могут быть сделаны следующие замечания.
1. Пунктом 1 проекта акта предлагается определить термин идентификатор мобильного устройства (далее - идентификатор) как уникальный идентификационный номер пользовательского оборудования (оконечного оборудования), используемого при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. При этом разработчиком предлагается указывать идентификатор по желанию в ЕСИА.
Следует отметить, что разработчиком не определено:
- как формируется такой идентификатор устройства. Так, например, под идентификатором может пониматься международный идентификатор мобильного оборудования (IMEI);
- кто присваивает такой идентификатор (например, идентификатор необходимо будет получить путем его регистрации/постановки на учет, либо идентификатор будет установлен при продаже оконечного оборудования). При этом, в случае если под идентификатором понимается не IMEI, представляется необходимым регламентировать такие вопросы как: лицо, являющееся владельцем реестра идентификаторов, порядок ведения такого реестра и подобные.
Вместе с тем в пояснительной записке разработчиком указано, что идентификатор - это IMEI, однако указанное не получило отражение в тексте проекта акта.
Таким образом, включение определения термина в Закон о связи представляется недостаточным для закрепления указанного обозначения.
Кроме того, разработчиком не представлено обоснование необходимости введения такого термина, а проектом акта не определен вопрос необходимости внесения изменений в учетную запись при смене устройства. Также в представленных материалах не раскрыта цель указания гражданином идентификатора в ЕСИА.
Кроме того, по информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, IMEI в силу технологических особенностей не является уникальным и может быть сменен как производителем, так и иными лицами при небольших материальных затратах с помощью программного оборудования. Кроме того, представляется, что смена IMEI возможна в случае изменения стандартной прошивки.
При этом действующим законодательством ответственность за смену IMEI не предусмотрена.
Учитывая изложенное следует отметить, что в отсутствие цели использования идентификатора его определение в проекте акта представляется нецелесообразным.
2. В соответствии с пояснительной запиской проект акта разработан с целью оптимизации процедур заключения и исполнения договоров об оказании услуг связи посредством перехода на дистанционное взаимодействие, однако действующим законодательством возможность дистанционного взаимодействия уже предусмотрена.
Более того, проект акта ограничивает возможности заключения договора об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В настоящее время заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" возможно с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) или простой электронной подписи (ПЭП) при условии, что при выдаче ключа ПЭП личность физического лица установлена при личном приеме. То есть действующим законодательством предусмотрена возможность заключения договоров с помощью полностью подтвержденных учетных записей граждан в ЕСИА. Количество зарегистрированных граждан в ЕСИА на 1 июня 2020 г. составляет порядка 119 млн человек. По информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, количество подтвержденных учетных записей на 4 июня 2020 г. составляет около 69,5 млн человек.
Также представляется, что УКЭП в настоящее время не получила широкого распространения у физических лиц, в том числе в связи с тем, что получение УКЭП стоит порядка 2-4 тыс. рублей1 и имеет ограниченный срок службы (как правило 1 год), а также учитывая отсутствие необходимости ее приобретения для получения социальных услуг.
1 В соответствии с открытыми данными источников в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, в настоящее время наиболее предпочтительным из имеющихся способов для заключения договора об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является подтвержденная запись в ЕСИА.
Проектом акта предлагается сохранить возможность заключения договоров об оказании услуг связи с помощью УКЭП, а второй способ предлагается усложнить. То есть для заключения договора с помощью использования ПЭП недостаточно будет иметь подтвержденную запись в ЕСИА, а необходимо также провести идентификацию абонентов-физических лиц с помощью единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей сбор, обработку, хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица (далее соответственно - второй способ, ЕБС).
При этом по информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, количество учетных записей о гражданах Российской Федерации, зарегистрированных в ЕБС составляет порядка 300 тыс. человек.
Более того, в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 25 июня 2018 г. N 321 "Об утверждении порядка обработки, включая сбор и хранение, параметров биометрических персональных данных в целях идентификации, порядка размещения и обновления биометрических персональных данных в единой биометрической системе, а также требований к информационным технологиям и техническим средствам, предназначенным для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации" обработка биометрических персональных данных осуществляется в целях идентификации граждан Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время отсутствует информация, будут ли в ЕБС загружаться биометрические персональные данные иностранных граждан, собранных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 735 "О сборе биометрических персональных данных иностранных граждан и лиц без гражданства".
Таким образом, представляется, что иностранные граждане потеряют возможность заключения договора об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании изложенного усложнение процедуры заключения договоров об оказании услуг связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием нераспространенных систем не может быть поддержано.
3. Проектом акта устанавливаются дополнительные условия для предоставления услуг связи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Так, возможность пользоваться услугами подвижной радиотелефонной связи пользователям - физическим лицам появится только в случае, если такие пользователи зарегистрированы в ЕСИА, а также при условии внесения в сведения о таком пользователе информации об используемом номере мобильного телефона. При этом проектом акта вменяется обязанность по проверке оператором связи наличия номера мобильного телефона в ЕСИА посредством направления межведомственного запроса в единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, граждане, не зарегистрированные в ЕСИА, не смогут пользоваться служебной сотовой связью.
При этом следует отметить, что работодатели не могут обязать своих сотрудников вносить сведения в ЕСИА. Вместе с тем подтверждение работодателем регистрации сотрудников в ЕСИА должно осуществляться посредством оператора связи. Однако проектом акта не определен порядок взаимодействия оператора связи и абонента - юридического лица или индивидуального предпринимателя в указанном случае.
Поскольку заключение договора на предоставление пула номеров телефонов для своих сотрудников происходит раньше проверки оператором связи наличия таких сведений, в случае отсутствия регистрации сотрудников в ЕСИА работодатель может понести избыточные затраты.
Кроме того, усложненный механизм получения услуг подвижной радиотелефонной связи способен оказать негативное влияние на сегмент рынка по предоставлению услуг связи корпоративным абонентам.
Также следует отметить, что в настоящее время в соответствии с пунктом 116 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 г. N 1342, существует обязанность юридического лица, индивидуального предпринимателя предоставлять достоверные сведения о пользователях. В этой связи лицо, заключившее договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, подтверждает достоверность предоставленных сведений и должно нести ответственность за предоставление недостоверных сведений.
4. В настоящее время ограничение способов заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Законом о связи не предусмотрено. Вместе с тем проектом акта предлагается действующие ограничения в отношении услуг подвижной радиотелефонной связи усилить и распространить на иные виды услуг связи, в том числе услуги почтовой связи, услуги местной, внутризоновой, междугородной, международной связи, услуги телеграфной связи, услуги по предоставлению каналов связи, телематические услуги связи, услуги связи для целей кабельного и эфирного вещания.
При этом, например, при оказании услуг почтовой связи используется ПЭП, подтвержденная при личном приеме, а при оказании услуг междугородной и международной связи договор на оказание таких услуг заключается путем осуществления конклюдентных действий в результате принятия оферты, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В отсутствие дополнительного обоснования расширение видов услуг связи, в отношении которых будут установлены ограничения способов заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не может быть поддержано.
5. Проектируемым пунктом 8 статьи 45 Закона о связи при получении оператором подвижной радиотелефонной связи от оператора ЕСИА запроса о соответствии данных об абоненте оператор подвижной радиотелефонной связи предоставляет соответствующую информацию в срок, не превышающий одной минуты с момента получения такого запроса. Вместе с тем, учитывая наличие обязанности обеспечивать достоверность сведений об абоненте, целесообразность встречного запроса не очевидна.
Также следует отметить, что установленный период может быть недостаточным для совершения операций по проверке оператором связи сведений об абонентах в базе данных и направления ответа.
На основании изложенного представляется необходимым установить достаточный период для ответа на запрос операторами связи.
6. Пунктом 6 статьи 44 Закона о связи установлены несколько способов проверки достоверности сведений об абоненте. Одним из таких способов является использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). То есть в настоящее время обязательство по подключению оператора связи к СМЭВ отсутствует. Следовательно, не все операторы подвижной радиотелефонной связи могут быть подключены к такой системе.
Вместе с тем проектом акта предполагается взаимодействие операторов подвижной радиотелефонной связи с оператором ЕСИА посредством СМЭВ. Подключение к СМЭВ операторами связи может быть сопряжено с необходимостью применения дополнительных технических решений, что может потребовать дополнительных материальных и временных затрат.
При этом для подключения операторов связи к СМЭВ проектом акта не предусмотрен переходный период.
Учитывая возможные необходимые затраты на подключение к СМЭВ, представляется необходимым установить переходный период, достаточный для планомерного подключения.
7. Проектируемым пунктом 7 статьи 45 Закона о связи гражданин, зарегистрированный в ЕСИА, использует один или несколько из выделенных ему оператором связи номеров мобильного телефона, в том числе указанный в сведениях о нем в ЕСИА. Вместе с тем номера мобильного телефона могут быть выданы несколькими операторами связи.
На основании изложенного представляется доработать формулировку указанной нормы.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России может быть сделан вывод о том, что:
- наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, обоснованы;
- в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.