Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по отдельным вопросам консолидации объектов электросетевого хозяйства в территориальных сетевых организациях"
(подготовлен Минэнерго России 09.06.2020 г.)
Одной из целевых задач Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 511-р (далее - Стратегия), является сокращение степени разрозненности территориальных сетевых организаций и повышение контроля над ними, в том числе путем их консолидации на базе территориальных сетевых организаций, соответствующих установленным критериям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО (далее - Критерии). Соответствие данным Критериям является обязательным условием для учета необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ТСО при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации. Применение при тарифном регулировании критериев ТСО создало экономический стимул к консолидации объектов электросетевого хозяйства на базе ТСО, способных к оказанию качественных услуг по передаче электрической энергии с необходимым уровнем надежности.
Вместе с тем в действующих нормативных правовых актах четко не урегулирован вопрос учета расходов по консолидируемым объектам электросетевого хозяйства при тарифном регулировании.
Разработанный Минэнерго России проект постановления "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по отдельным вопросам консолидации объектов электросетевого хозяйства в территориальных сетевых организациях" предусматривает внесение изменений в Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" и в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в целях уточнения предмета рассмотрения проектов инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части оценки предложений субъектов электроэнергетики по включению в инвестиционную программу инвестиционных проектов, предусматривающих приобретение объектов электросетевого хозяйства либо изменению параметров таких инвестиционных проектов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой, а также ценовых (тарифных) последствий.
Проект постановления доработан с учетом результатов обсуждения в Правительстве Российской Федерации отдельных вопросов консолидации электросетевых активов при тарифном регулировании (протоколы совещаний от 28.08.2019 N ДК-П9-161пр и от 15.11.2019 N ДК-П9-226пр).
Проектом постановления устанавливаются отдельные требования к инвестиционным проектам по консолидации электросетевых активов, а именно: включение проектов по приобретению электросетевых активов в инвестиционную программу сетевой организации возможно только в случаях, когда такая консолидация сетевых активов обеспечивает выполнение задач развития рыночной инфраструктуры (таких, как повышение доступности для потребителей услуг электроснабжения, снятие сетевых ограничений, обеспечение свободного перетока электрической энергии, модернизация и доведение существующих электросетевых объектов до нормативного состояния), при этом устанавливаются количественные и качественные критерии определения эффективности и экономической целесообразности принимаемых решений о консолидации электросетевых активов.
Проект постановления устанавливает отдельные ограничения при учете консолидации в процессе государственного регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии, таких как: недопустимость роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в результате приобретения электросетевых активов, ранее принадлежащих сетевым организациям, и исключение двойного учета расходов, понесенных на создание таких активов. Вместе с тем закрепляются положения о сохранении прогнозной экономии операционных расходов территориальной сетевой организации, приобретающей электросетевые активы у другой сетевой организации, на весь период окупаемости проектов по консолидации.
Принятие проекта постановления позволит однозначно определить обоснованность включения мероприятий по выкупу объектов электросетевого хозяйства в инвестиционные программы субъектов электроэнергетики с определением источников финансирования таких мероприятий, а также в включать расходы на эксплуатацию таких объектов при тарифном регулировании в текущем долгосрочном периоде путем пересмотра соответствующих долгосрочных параметров регулирования, включая уровень потерь электрической энергии в электрических сетях.
Проектом постановления не устанавливается обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта не потребует расходов средств бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.